Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную. К группе объективных факторов относятся: • генетическая наследственность и состояние здоровья человека; • социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение; • обстоятельства биографии; • культурная традиция, профессиональный и социальный статус; • особенности страны и исторической эпохи. Группу субъективных факторов составляют: • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого; • система отношений с социумом; • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества. В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, а именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания. Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
|
Для того чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была пронизана многообразными видами деятельности и была инструментована как воспитывающая, т.е. включающая ребенка в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. Можно выделить четыре основных условия, которые позволяют сделать деятельность детей деятельностью воспитывающей.
|
Во-первых, воспитывающая деятельность предполагает трехканальное воздействие на развивающуюся личность школьника, что диктуется философско-педагогическим характером формирующегося отношения: воздействие на сознание (формирование понятий и представлений, точных знаний о предмете, явлении, ценности.., к которым педагог хочет сформировать определенное отношение); воздействие на эмоциональную сферу личности (с целью возбуждения эмоционально-положительного.состояния личности по отношению к явлениям и предметам окружающей действительности, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ; и эмоционально-отрицательное — к негативным предметам и явлениям); воздействие на поведенческо-деятельностную сферу личности воспитанника с целью создания опыта нравственного (ценностного) поведения.
При этом любое воспитательное воздействие, начиная от большого общешкольного мероприятия до простого сиюминутного воздействия педагога на воспитанника, должно обязательно включать органически соединенные воздействия на все три сферы личности: сознание, эмоции, поведение. Только тогда можно, говорить о воспитывающем (т.е. развивающем) воздействии в процессе воспитания.
Во-вторых, богатство и многообразие интересов (увеличивающееся с возрастом) определяет воспитательный потенциал организуемой в педагогическом процессе деятельности
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
|
Задача воспитателя заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Воспитатель должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Функции
Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как воспитатель, так и воспитанники. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими воспитателями (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между воспитателями и воспитанниками, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы дошкольников.
Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение воспитанникам той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения воспитателя и воспитанников основной компонент организации педагогического процесса.
Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.