Автор: Грибоедов А.С.
Гениальный художник, один из основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведения русской стиховой драматургии — бессмертной комедии “Горе от ума”, А. С. Грибоедов близок и дорог нам как передовой деятель и мыслитель своего времени, оказавший глубокое и плодотворное влияние на развитие национальной русской культуры.
Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия Грибоедова “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружала их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.
Блестящий ум автора, воплощенный в Александре Андреевиче Чацком, главном герое комедий, беспощаден к тупым и зажиревшим обывателям московского “света”, погрязшим в ленивой праздности и ностальгии “по временам очаковским и покоренья Крыма”. Но в глухо затворенные двери особняков, где “предрассудки стары”,властно стучится “век нынешний”, несущий передовые идеи свободолюбия, просвещения, гуманизма. Его представителем и является Чацкий, впервые в нашей литературе бросивший вызов обществу крепостников и консерваторов. Итак, с одной стороны, личность, настроенная демократически, “души высокие порывы” посвящающая Отчизне, своему народу, который в “рабстве тощем” дошел до предела, а с другой — “барство дикое”.
Действие грибоедовской пьесы развивается стремительно. Избрав для сюжета.классический “любовный треугольник” и сохранив традиционную форму комедии (действие происходит в одном месте — особняке Фамусова в течение одного дня. причем круг действующих лиц постоянен). Грибоедов сразу дает нам понять: личная интрига уступает место конфликту иного рода — социальному. Тем не менее “тайна” Софьи открывается Чацкому лишь в финале, вплоть до которого он все еще на что-то надеется. Как знать, не будь этой надежды, вступил бы он в столкновение с Фамусовым. Скалозубом и им подобными,. высказал бы то, что он о них думает?.. Но он сделал это. Его монологи, правда, пока еще предупреждения, это еще только слова, но зато какие слова!
|
Конфликт развивается тем интереснее, что чисто внешний на первый взгляд пустяк (реплика раздраженной Софьи — типичная реакция избалованного существа) сразу подхватывается окружающими и раздувается до социальных размеров. Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. “Мечтатели опасные” вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно срывают маски лицемерного благополучия. И вот Фамусов уже не. почтенный чиновник и любящий отец, не радушный и хлебосольный хозяин, а безжалостный крепостник, враг просвещения. Обладатель блестящего полковничьего мундира Скалозуб — тупой солдафон, “острослов” Репетилов — пустой болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий — наглый мошенник. А вокруг них — толпы призраков наподобие графини-бабушки и князей Тугоуховских...
Чацкий — единственное живое лицо в комедии, по меткому замечанию И. А. Гончарова. Согласимся: далеко не каждый современник автора и его героя смог бы стать прототипом Чацкого, прямо вступив в бой со своими идейными и духовными противниками. Понятно, что Грибоедов идеализирует своего героя, чьи искренние монологи несколько длинноваты, а их остроумие скорее пугает, чем убеждает слушателей, собравшихся у Фамусова. Но ведь слова Чацкого прозвучали в нашей литературе фактически впервые! И не просто смело, горячо, а умно, глубоко, тонко проанализировал герой общество, вынеся ему справедливый приговор:
|
...Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, родстве,
Великолепные сооруди палаты.
Где разливаются в пирах и мотовстве
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты...
Чем же завершается конфликт передовой личности с фамусовским обществом? Помните? “Сюда я больше не ездок...” Неужели это--- признание поражения? Нет. отнюдь! Прав Гончаров, утверждавший: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, удар качеством новой...” Спустя полвека после создания комедии Грибоедова, когда Чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова эти прозвучали более чем убедительно. Ведь возвращались победителями “России верные сыны”...
Во все времена были, есть и, вероятно, будут свои Грибоедовы, Чацкие, Вазир-Мухтары, которые, прежде всего благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в своем отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, “естественный” ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Правда, совсем еще недавняя история нашей страны до конфликта деда не доводила: благо, рудников стало поболее, чем при Николае I. Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем пути вперед — “за честь отчизны, за убежденья, за любовь”.
А что бы мы делали без них?.. Ответ очевиден. Ведь пророки всегда поэты. А поэты, если вспомнить Иосифа Бродского, “всегда возвращаются”...