СОВЕРШЕНСТвОВАНИЯ института расширенной ответственности производителей и импортеров ТОВАРОВ




Концепция. Версия от 30.01.2020

КОНЦЕПЦИЯ

СОВЕРШЕНСТвОВАНИЯ института расширенной ответственности производителей и импортеров ТОВАРОВ

1. Введение.

Расширенная ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов от использования товаров (далее – РОП) известна европейскому праву с конца 80-х годов прошлого века. Основной целью РОП является минимизация объемов захоронения отходов путем вовлечения максимального количества вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот. Механизмы РОП внедрены в большинстве стран-участниц Европейского Союза, в некоторых странах Евразийского Cоюза, а также в некоторых других странах.

Механизм РОП подразумевает обязательства производителей и импортеров товаров и упаковки обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, в том числе упаковки (далее – ОИТ). Основные принципы европейской модели РОП универсальны и действуют практически одинаково в любой стране: компании, производящие (импортирующие) товары и упаковку товаров, обязаны отвечать за их последующую утилизацию путем компенсации затрат на сбор и утилизацию посредством уплаты взносов/сборов организациям, осуществляющим сбор и утилизацию отходов.

В Российской Федерации РОП введена с начала 2015 года Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» как обязанность производителей и импортеров товаров обеспечивать утилизацию выпущенных в обращение товаров, утративших свои потребительские свойства.

В настоящее время обязанность исполнения РОП может осуществляться:

1) непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации ОИТ;

2) путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением ТКО);

3) путем поручения обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее – нормативы утилизации) публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (далее – ППК «РЭО») или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации;

4) путем уплаты экологического сбора.

На сегодняшний день правоприменительная практика РОП выявила системные проблемы, которые не позволяют вовлечь в реализацию РОП всех субъектов регулирования, требующие безотлагательного решения. Во-первых, у контролирующих органов отмечается недостаток информации о субъектах регулирования, выпускающих на рынок товары, упаковку и товары в упаковке, а также информации об объёмах выпускаемых ими на рынок товаров и упаковки у регулирующего и надзирающего органов, а во-вторых, это проблема уклонения от уплаты экологического сбора или от самостоятельной реализации РОП через собственные мощности, договоры с операторами по обращению с отходами или через специализированные ассоциации.

Эксперты и отраслевые объединения компаний, непосредственно занятые в области обращения с отходами и вторичным сырьем, сходятся во мнении о необходимости введения комплекса мер, призванных сменить текущее инерционное состояние РОП и заинтересованность региональных операторов по обращению с ТКО в захоронении максимального объема отходов на повышение интереса к заготовке вторичных ресурсов и их вовлечение в производственный процесс, что позволит создать условия для перехода к циклической экономике.

В настоящей Концепции используются термины и определения, установленные Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также следующие понятия:

– отходы производства и потребления, подлежащие утилизации, в том числе с получением вторичного сырья; к вторичным ресурсам относятся виды отходов, включенные в перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, а также иные отходы от использования товаров, на которые распространяется расширенная ответственность производителей;

– заготовка вторичных материальных ресурсов (заготовка отходов от использования товаров) – приобретение отходов (на возмездной или безвозмездной основе), представляющих собой вторичные материальные ресурсы, у юридических и физических лиц в целях их последующей передачи на обработку и утилизацию.

– вторичное сырье – вещество, материал, предмет, продукция, обладающие свойствами многократного использования в технологическом цикле, после проведения технологических операций по их обработке и доведения их до качества, установленного национальными стандартами, заменяющий собой в обрабатывающих производствах полностью или частично первичное сырье.

– организация, осуществляющая утилизацию ОИТ (утилизатор) – организация, осуществляющая деятельность по использованию ОИТ для производства товаров (продукции), в том числе для производства вторичного сырья.

– оператор РОП – организация, осуществляющая централизованное оперативно-технологическое управление в области утилизации ОИТ (определяется ППК РЭО).

- ассоциация РОП – добровольное объединение юридических лиц – производителей и/или импортёров товаров и товаров упаковке, осуществляющая централизованное оперативно-технологическое управление в области утилизации ОИТ в интересах своих участников.

– Оператор Фонда РОП – организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации для управления средствами экологического сбора, в установленном порядке поступившими от субъектов регулирования, не исполняющих РОП самостоятельно.

– целевой показатель утилизации (далее – ЦПУ) отходов от использования товаров – количественный показатель, устанавливаемый Правительством Российской Федерации на определенный период и предназначенный для планирования деятельности субъектов РОП и Оператора Фонда РОП.

- субъекты РОП – организации, осуществляющие производство, импорт а также обращение с ОИТ, уполномоченные органы исполнительной власти.

 

2. Цели и задачи совершенствования ИНСТИТУТА РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ИМПОРТЕРОВ ТОВАРОВ.

Цель совершенствования института РОП:

Максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот и сокращение количества захоронения ОИТ.

Задачи, решаемые посредством совершенствования института РОП:

1. Максимальное вовлечение субъектов регулирования в реализацию РОП;

2. Формирование и развитие инфраструктуры раздельного накопления ОИТ;

3. Формирование и развитие инфраструктуры заготовительных пунктов;

4. Диверсификация деятельности регионального оператора, направленная на снижение размера его тарифа на обращение с ТКО;

5. Снижение ресурсоемкости производимой продукции и повышение ее утилизируемости;

6. Снижение количества отходов, направляемых на захоронение;

7. Увеличение доли вторичного сырья, используемого в технологических процессах производства товаров, упаковки товаров, в том числе путем формирования экономических преференций для производителей и импортеров товаров и упаковки, использующих в технологических процессах вторичные минеральные ресурсов и вторичное сырье;

8. Переход к принципам устойчивого развития и циклической экономики;

9. Модернизация действующих и создание новых мощностей для утилизации ОИТ;

10. Создание новых рабочих мест, рост количества самозанятых и индивидуальных предпринимателей в отрасли обращения с отходами;

11. Снижение образования ТКО за счет организации сбора ОИТ и сокращение затрат населения на коммунальные услуги по обращению с ТКО.

Совершенствование действующего института РОП направлено на повышении эффективности его функционирования, в том числе на:

- максимальное вовлечение ОИТ в хозяйственный оборот;

- создание системы эффективного обращения с отходами в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- формирование финансовых и нефинансовых гарантий, обеспечивающих реализацию РОП (включая создание Фонда РОП);

- разработку системы управления качеством сырья, обеспечивающей предотвращение безвозвратного выбытия вторичных материальных ресурсов за счет недопущения их смешения с прочими фракциями;

- создание условий для утилизации всех запрещенных к захоронению отходов;

- создание условий для разработки и внедрения наилучших доступных технологий при обращении с отходами, на основе использования вторичного сырья;

- совершенствование условий для реализации приоритетов государственной политики в области обращения с отходами, выстроенных в следующей иерархии:

1) максимальное использование исходных сырья и материалов;

2) предотвращение образования отходов;

3) сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

4) обработка отходов;

5) утилизация отходов с использованием их материального/энергетического ресурса;

6) обезвреживание отходов.

 

Раздел I. О мерах повышения качества администрирования и исполнения РОП.

 

1. Формирование и уточнение понятийно-терминологического аппарата законодательства по обращению с отходами и техническому регулированию, включающего, в том числе определения и функционал: ТКО, ОИТ (обеспечение четкого различия в понятиях ТКО и ОИТ), вторичные материальные ресурсы, вторичное сырье, утилизация, сервисная упаковка, упаковка товаров, ассоциация РОП, оператор РОП; заготовка и заготовители вторичных материальных ресурсов, раздельное ведение банка данных об отходах и технологиях; включение в документы в области стандартизации на товары, в том числе упаковки, а также в эксплуатационную документацию раздела, содержащего правила обращения с ОИТ.

2. Обеспечение учета в области обращения с ОИТ путем введения обязательной отчетности всех субъетов РОП и размещение отчётных данных в Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (далее – ЕГИС УОИТ), установление ответственности за непредставление такой отчетности.

3. Обеспечение администратора экологического сбора достоверными сведениями о производителях/импортерах товаров, в том числе упаковки, сведениями о видах и количестве реализованной/импортированной продукции (для каждого производителя и (или) импортера товаров), а также обеспечение обязательного информационного обмена о субъектах РОП между федеральными органами исполнительной власти, оператором Фонда РОП, Фондом РОП.

3.1. Создание публичного реестра производителей и импортёров, товаров и упаковки

3.2. Создание публичного реестра добросовестных заготовителей и утилизаторов.

3.3. Создание публичного реестра объектов сортировки отходов;

4. Передача полномочий по администрированию сбора Федеральной налоговой службе при сохранении принципов целевого и прозрачного использования средств экологического сбора и его нефискального характера.

5. Организация ведения федерального статистического наблюдения в сфере обращения с ОИТ посредством дополнения общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД-2) детальными видами деятельности по обращению с ОИТ и общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД-2) видами вторичного сырья.

6. Замена понятия «аналогичные товары» конвертером ОКПД-2 - ФККО, который определит связь между видами продукции и видами образующихся из нее отходов, утилизация которых будет засчитываться для достижения целевых показателей.

7. Нормативное определение факта утилизации для различных групп товаров и упаковки, разработка нормативных требований к актам утилизации. Зачёт экспорта ОИТ в качестве утилизации, только при подтверждении факта последующей утилизации.

8. Обеспечение привлечения к ответственности субъектов, уклоняющихся от обязанности предоставления сведений в рамках РОП, а также уклоняющихся от исполнения РОП. Увеличение размера санкции за данные противоправные действия, обеспечение возможности доначисления экологического сбора данным субъектам, с целью сделать уклонение экономически необоснованным в сравнении с исполнением РОП.

9. Обеспечение непротиворечивого функционирования двух систем: системы РОП (обеспечивающую утилизацию ОИТ) и системы удаления ТКО

Раздел II. О принципах определения целевых показателей утилизации ОИТ и обеспечении их достижения.

 

10. Введение норматива утилизации 100% для всех видов упаковки, масел и элементов питания (батарей) и поэтапное увеличение норматива утилизации до 100% по другим видам товаров РОП, с учетом переходного периода и принципов их предсказуемого и обоснованного увеличения, определяемого Правительством Российской Федерации.

11. Обеспечение достижения нормативов утилизации по ОИТ, за утилизацию которых уплачен экологический сбор, осуществляется Оператором Фонда РОП. Оператором Фонда РОП определить ППК «РЭО». В этом случае ППК «РЭО» и её дочерние компании не могут исполнять РОП.

Введение мер ответственности Оператора Фонда РОП за не достижение нормативов утилизации ОИТ, за обращение с которыми производители и импортёры соответствующих товаров уплатили экологический сбор.

Обеспечение достижение нормативов утилизации по ОИТ также осуществляется самостоятельно, с помощью специализированных ассоциаций РОП, созданных производителями и импортёрами товаров и упаковки при выполнении ими требований к самостоятельной реализации РОП, установленных Правительством.

12. Учёт объёмов экспортируемых и импортируемых товаров при расчёте объёма обязательств производителей и импортёров в рамках РОП.

 

Раздел III. О порядке и ключевых принципах исполнения РОП.

13. Исключение возможности выполнения РОП посредством:

заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию ОИТ, и ППК «РЭО»;

заключения договоров с ассоциациями, созданными производителями товаров, импортерами товаров в целях осуществления утилизации за исключением Ассоциаций РОП, соответствующих установленным Правительством требований к таким Ассоциациям.

14. Введение порядка уплаты экологического сбора всеми производителями и импортерами товаров по факту реализации товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством, за исключением производителей и импортеров, осуществляющих утилизацию ОИТ через специализированные Ассоциации РОП, соответствующие установленным Правительством требованиям. Производители и импортеры товаров, осуществляющие утилизацию ОИТ через специализированные Ассоциации РОП, соответствующие установленным Правительством требованиям, аккумулируют средства в Ассоциациях РОП для целевого финансирования сбора и утилизации отходов. В случае не достижения Ассоциациями РОП установленных Правительством нормативов утилизации члены Ассоциаций РОП уплачивают экологический сбор в соответствии с разницей между фактически достигнутыми результатами по утилизации и установленными Правительством нормативами утилизации. При самостоятельной утилизации ОИТ производителями и импортерами, средства экологического сбора возвращаются производителю и импортеру, как утилизаторам, за фактически утилизированный им объём ОИТ.

15. Определение в законодательстве терминов «упаковка товаров» и «сервисная» упаковка. Возложения РОП по утилизации упаковки на производителей упаковки. Сохранение ответственности за исполнение РОП по утилизации упаковки товаров на производителях товаров в упаковке при сохранении самостоятельной реализации РОП через специализированные ассоциации РОП.

Раздел IV. О принципах управления экологическим сбором.

 

16. Установление ставок экологического сбора на основе утвержденных методик расчета ставок экологического сбора на базе обоснованных методов оценки затрат на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию ОИТ, с учетом материалов, конструкций, времени эксплуатации и других параметров товара, в том числе упаковки. При расчете ставки необходимо предусмотреть расчет затрат на организацию раздельного накопления ОИТ, заготовку ОИТ, логистические цепочки, а также инвестиционную составляющую, с учетом рентабельности получаемой новой продукции. В инвестиционную составляющую предлагается также заложить развитие мощностей по утилизации на основе принципов экономического регулирования (стимулирования) утилизации, обеспечения нефинансовых гарантий по инвестициям.

17. Создание Фонда РОП, аккумулирующего средства экологического сбора.

18. Расходование средств экологического сбора исключительно на возмещение затрат, необходимых для утилизации отходов от использования товаров (включая затраты на накопление, заготовку, транспортирование, обработку, утилизацию), без срока давности по использованию средств.

19. Эффективное использование средств экологического сбора путем его расходования исключительно на возмещение затрат организаций, осуществляющих обращение с ОИТ, только в рамках компенсации расходов на обращение с отходами тех групп товаров, в том числе упаковки, за которые этот сбор был уплачен.

 

Раздел V. О мерах поддержки граждан и предпринимателей, осуществляющих вклад в реализацию принципов устойчивого развития и переход к циклической экономике.

 

20. Введение налоговых преференций: освобождение заготовителей вторичных материальных ресурсов от НДС; освобождение физических лиц, получающих доходы от сдачи вторичных материальных ресурсов, от НДФЛ, разработка и внедрение иных мер стимулирования использования вторичного сырья при производстве товаров и упаковки путем введения мер государственной и иной поддержки.

20.1. Отмена запрета на использование вторичного сырья в упаковке пищевых и иных продуктов.

20.2. Обеспечение возможности для субъектов РОП снижать абсолютные значения целевых показателей утилизации пропорционально доли используемого в производстве товаров и упаковки вторичного сырья.

21. Обеспечение соответствия производства товаров и применения упаковки требованиям минимизации количества применяемой упаковки, возможности наиболее полной утилизации отходов товаров и упаковки, минимизации присутствия вредных веществ в составе товаров и упаковки, осложняющих их утилизацию, стимулирование максимального использования биоразлагаемой и подлежащей компостированию упаковки, использования там, где это возможно, вторичного сырья для производства упаковки.

3. РОЛИ УЧАСТНИКОВ РОП

Основные участники РОП и их функции:

1. ОПЕРАТОР ФОНДА РОП

Оператором Фонда РОП определяется ППК «РЭО», для реализации следующих функций:

– распоряжение Фондом РОП;

– обеспечение достижения целевых показателей по утилизации ТКО и групп ОИТ, за которые был уплачен экосбор;

– обеспечение достоверного учета субъектов РОП, заготовителей вторичных материальных ресурсов, переработчиков, региональных операторов, а также учета обращения с ОИТ;

– предоставление субсидий организациям, осуществляющим утилизацию ОИТ, из средств Фонда РОП;

– формирование схемы обращения с ОИТ;

– подготовки предложений о создании новых объектов накопления, заготовки, обработки и утилизации в рамках формирования и ведения схемы обращения с ОИТ;

– проведение просветительских коммуникационных кампаний по повышению культуры населения в части раздельного сбора отходов совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

– обеспечение контроля эффективного использования средств Фонда РОП организациями, обеспечивающими сбор, транспортировку, обработку и утилизацию ОИТ;

Оператор Фонда РОП в своей деятельности взаимодействует с организациями, осуществляющими накопление, транспортировку, заготовку, обработку, утилизацию ОИТ; ассоциациями РОП; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; федеральными органами исполнительной власти, являющимися участниками РОП.

2. ПРОИЗВОДИТЕЛИ, ИМПОРТЕРЫТОВАРОВ

– представляют сведения о количестве импортированной или реализованной продукции и сведения об использовании в производстве вторичных материальных ресурсах или вторичного сырья;

– создают некоммерческие ассоциации РОП, исполняющих РОП на коллективной основе в соответствии с критериями, установленными Правительством, с целью укрупнения игроков рынка, повышения прозрачности исполнения и администрирования РОП;

– информируют о выбранном способе исполнения РОП, в том числе, о членстве в ассоциации РОП;

– представляют расчет суммы экологического сбора, подлежащего уплате в случае несамостоятельного исполнения РОП;

– уплачивают экологический сбор на основании отчетности о реализованной продукции, в том числе упаковки, и использованных в производстве вторичных материальных ресурсах или вторичного сырья;

– обеспечивают снижение количества применяемой упаковки, производство продукции с высокой утилизируемостью, минимизацию присутствия вредных веществ в составе товаров и упаковки, осложняющих их утилизацию, использование там, где это возможно, вторичного сырья для производства упаковки, биоразлагаемой и подлежащей компостированию упаковки.

Производители и импортеры товаров, в том числе упаковки, ассоциации РОП в своей деятельности взаимодействуют с администратором экологического сбора и администратором ЕГИС УОИТ, Оператором Фонда РОП, Федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ).

3. АССОЦИАЦИИ РОП

Ассоциации РОП создаются производителями, импортерами товаров и упаковки в соответствии с критериями, установленными Правительством, в целях объединения усилий добросовестных субъектов регулирования, снижения административной нагрузки на членов ассоциации и контролирующих органов, упрощения процедур контроля, создания прозрачной системы финансирования РОП.

Ассоциации РОП:

– представляют сведения о членах ассоциации, количестве импортированной или реализованной ими продукции и сведения об использовании в производстве вторичных материальных ресурсах или вторичного сырья;

– проводят тендеры для выбора контрагентов по сбору и утилизации ОИТ, формируют рынок добросовестных поставщиков, создают спрос на качественные услуги в области обращения с отходами;

– осуществляют контроль за оказанием услуг по сбору, транспортировке, сортировке и утилизации ОИТ;

– представляют в контролирующие органы отчетность о количестве утилизированных отходов;

– совместно с Оператором Фонда РОП, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ведут просветительскую деятельность с целью повышения культуры населения в части раздельного сбора отходов;

– обеспечивают снижение количества применяемой упаковки, производство продукции с высокой утилизируемостью, минимизацию присутствия вредных веществ в составе товаров и упаковки, осложняющих их утилизацию, максимальное использование там, где это возможно, вторичного сырья для производства упаковки.

Ассоциации РОП в своей деятельности взаимодействуют с производителями, импортерами товаров, в том числе упаковки, организациями, осуществляющими заготовку, транспортировку, сортировку и утилизацию ОИТ, региональными операторами, администратором ЕГИС УОИТ, Оператором Фонда РОП, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

4. ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УТИЛИЗАЦИЮ ОИТ:

осуществляют заготовку, транспортирование и утилизацию ОИТ;

– взаимодействуют с участниками инфраструктуры накопления, транспортирования, заготовки, обработки ОИТ с целью последующей утилизации заготовленных ОИТ;

– получают средства из Фонда РОП по группам товаров, в том числе упаковки, в соответствии с количеством утилизированных ОИТ;

– представляют отчетность о количестве утилизированных ОИТ в ЕГИС УОИТ и реализованной в результате продукции, в том числе упаковки.

Организации, осуществляющие утилизацию ОИТ, в своей деятельности взаимодействуют с Оператором Фонда РОП, производителями, импортерами, реализующими РОП самостоятельно, в том числе, ассоциациями РОП, администратором ЕГИС УОИТ, организациями, осуществляющими заготовку и транспортировку ОИТ, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, региональными операторами ТКО.

5. АДМИНИСТРАТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

Администратор экологического сбора осуществляет взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты всеми производителями, импортерами товаров, в том числе упаковки, неисполняющими РОП самостоятельно, осуществляет внесение данных о суммах уплаченного экологического сбора в ЕГИС УОИТ. Администратором экологического сбора предлагается определить Федеральную налоговую службу.

Администратор экологического сбора взаимодействует с Оператором Фонда РОП, производителями, импортерами товаров, неисполняющими РОП самостоятельно, администратором ЕГИС УОИТ, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими представление данных в систему ЕГИС УОИТ, учет и контроль в системе РОП.

6. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В СИСТЕМУ ЕГИС УОИТ, УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ РОП:

– Федеральная таможенная служба – осуществляет предоставление первичных данных об импортерах и экспортерах различных групп товаров, в том числе упаковки, и количестве импортированных товаров, упаковки товаров, а также количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из Российской Федерации, в Федеральную налоговую службу, Росприроднадзор для их внесения в ЕГИС УОИТ;

– Федеральная служба государственной статистики – осуществляет предоставление первичных данных о количестве товаров, упаковки товаров и отходов в Федеральную налоговую службу, Росприроднадзор для их внесения в ЕГИС УОИТ;

– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – осуществляет контрольно-надзорные функции за реализацией функций субъектов РОП.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие предоставление данных, учет и контроль в системе РОП, взаимодействуют с администратором экологического сбора, оператором РОП, производителями, импортерами товаров, администратором ЕГИС УОИТ.

7. ОРГАНЫВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНЫМЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

– участвуют в организации мест накопления ОИТ и заготовительных пунктов;

– при разработке территориальных схем в области обращения с отходами планируют создание мест накопления ОИТ, пунктов их заготовки и объектов утилизации;

– оказывают содействие в выборе земельного участка для строительства мест накопления ОИТ, объектов утилизации ОИТ;

– осуществляют организацию экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ОИТ.

Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления взаимодействуют с населением, Оператором Фонда РОП, ассоциациями РОП, организациями, осуществляющими накопление, сбор, заготовку, транспортировку, обработку, утилизацию ОИТ, региональными операторами по обращению с ТКО, федеральными органами исполнительной власти.

8. ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЗАГОТОВКУ ОИТ:

– осуществляют заготовку ОИТ, а также, при наличии технических и технологических возможностей, осуществляют накопление, сбор, транспортировку и обработку ОИТ;

– проводят работы по информированию населения о местах расположения пунктов приема ОИТ.

Организации, осуществляющие заготовку ОИТ, взаимодействуют с населением, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, ассоциациями РОП, Оператором Фонда РОП, организациями, осуществляющими утилизацию ОИТ.

9. ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И МОНИТОРИНГА ИСПОЛНЕНИЯ РОП:

- выполняет обоснование методологии расчета ставок экологического сбора, целевых показателей утилизации;

- проводит анализ результатов совершенствования института РОП и готовит предложения по их корректировке (при необходимости) и адаптации для различных групп товаров, в том числе упаковки;

- разрабатывает предложения по совершенствованию паспорта федерального проекта «Комплексное обращение с ТКО»;

- готовит обоснование по совершенствованию РОП;

- разрабатывает научные материалы, содержащие результаты изучения и обобщения опыта регулирования обращения с отходами потребления;

- разрабатывает, корректирует и готовит научное обоснование технологий утилизации отходов.

 

4. МОДЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

Поступление средств экологического сбора:

– средства экологического сбора, направленные на утилизацию ОИТ, уплачиваются производителями, импортерами товаров, в том числе упаковки, неисполняющими РОП самостоятельно, в том числе, через ассоциации РОП;

– для аккумулирования и целевого использования аккумулированных средств экосбора, уплаченного производителями, импортерами товаров, в том числе упаковки, неисполняющими РОП самостоятельно, создается специальный фонд – Фонд РОП;

– оплата средств осуществляется поквартально (1 раз в квартал);

– учет средств экологического сбора производится дифференцировано.

Расходование средств экологического сбора:

– из Фонда РОП средства предоставляются на утилизацию товаров, в том числе упаковки, тех групп, за которые этот сбор был уплачен, путем возмещения затрат за фактически утилизированный объём ОИТ организациям, осуществляющим обращение с ОИТ по их заявкам. Средства Фонда также направляются на финансирование развития инфраструктуры раздельного сбора, транспортировки и обработки отходов. Остаток средств экологического сбора может быть использован на утилизацию других групп товаров, в том числе упаковки;

– организации, обеспечивающие сбор, транспортировку, обработку и утилизацию ОИТ, в том числе упаковки, получают средства из Фонда РОП для компенсации затрат, связанных с вышеперечисленными этапами по обращению с ОИТ;

 

5. ЭТАПЫРЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТвОВАНИЯ ИНСТИТУТА РОП

I этап: до 1 апреля 2020 год.

– проведение научно-исследовательских работ, направленных на научно-методическое обоснование изменения понятийно-терминологического аппарата, разработки детального алгоритма системы государственной системы учета отходов, в том числе государственного кадастра отходов, взаимодействия всех участников РОП и финансовой модели, включая механизм использования средств Фонда РОП, методологии расчета ставок экологического сбора, схемы обоснования и методология расчета целевых показателей РОП, совершенствование законодательства о стандартизации, доработку целевых показателей национального проекта «Экология» в части обращения с отходами с учетом реализации механизма РОП;

– анализ перечня товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в рамках системы РОП с целью обоснования необходимости его актуализации;

– разработка программы действий всех участников РОП на переходный период (условия и порядок переходных положений будет предусмотрен нормативным правовым актом);

– разработка критериев для ассоциаций РОП по выполнению РОП самостоятельно;

– формирование механизмов целевого использования средств экологического сбора до момента создания Фонда РОП;

– разработка проектов нормативных правовых актов по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации и другие нормативные правовые акты по результатам научно-исследовательских работ, в том числе содержащие обновленный понятийно-терминологический аппарат, актуализацию перечня товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, внесение изменений в порядок создания государственной системы учета отходов, в том числе внесение изменений в государственный кадастр отходов, утверждение методики расчета ставок экологического сбора на базе обоснованных методов оценки затрат на сбор, обработку, транспортировку, утилизацию ОИТ и прогнозов изменения цен на товары, методологии расчета целевых показателей РОП; и иные нормы, необходимые для реализации механизма РОП согласно настоящей Концепции;

– внесение изменений в национальный проект «Экология» (в федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО») в части корректировки и внесения новых целевых показателей.

II этап: до 1 июля 2020 год.

- внесение изменений в законодательство Российской Федерации и другие нормативные правовые акты по результатам проведения научно-исследовательских работ;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: