УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
ПРОГРАММА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ
Специальность 200501.65 – Метрология и метрологическое обеспечение
(заочная форма обучения)
Санкт-Петербург
Учебная практика
Учебная практикаимеет целью начальную адаптацию к профессиональной метрологической деятельности и, в частности, освоение такой ее важнейшей составляющей, как обработка результатов измерений. Она проводится в процессе изучения студентами учебной дисциплины «Общая теория измерений». Необходимые:
знания студенты получают на установочных лекциях и в процессе самостоятельного изучения теоретических вопросов по учебной литературе (основной и дополнительной) в соответствии с методическими рекомендациями, приведенными в Методическом комплексе [1];
умения приобретаются на практических занятиях и при выполнении контрольной работы;
навыки вырабатываются при решении задач, предусмотренных заданием на учебную практику. Форма задания приведена в приложении 1.
Форму (бланк) задания студент заполняет самостоятельно, указывая при этом:
Вид практики УЧЕБНАЯ
Место проведения практики (по месту работы, либо при защите отчета по практике)
Срок проведения практики – (4 недели в интервале от даты окончания осенней сессии даты начала весенней сессии)
Руководитель практики ___________________________________
(заполняется при отчете)
Тема учебной практики: Обработка результатов измерений
Содержание практики:
1. Обработка результатов 10 однократных измерений, полученных приборами с разными классами точности.
2. Порядок выполнения многократного измерения с равноточными значениями отсчета.
3. Проверка значимости различия между средними арифметическими в двух сериях.
4. Математические действия с несколькими результатами измерений.
Массивы экспериментальных данных формируются студентом самостоятельно. Предпочтение отдается реальным массивам экспериментальных данных, полученных опытным путем.
План практики составляется самостоятельно. Планируемые сроки выполнения отдельных видов работ должны составлять в совокупности 4 недели.
Титульный лист к отчету по учебной практике оформляется по форме, приведенной в приложении 2. В приложении к отчету следуют решения задач с развернутыми комментариями.
Методические указания
По заданию 1.
Рассматривая приборы с различными классами точности, необходимо учитывать все варианты, приведенные в таблице 1.
По заданию 2.
Порядок выцполнения многократного измерения с равноточными значениями отсчета рассматривается согласно рис. 64 из источника [2]. Копия рис. 64 приведена ниже
При выполнении задания необходимо смоделировать все возможные варианты согласно приведенной схемы:
1. Есть уверенность в том, что результат измерения подчиняется нормальному закону (по стрелке да).
2. Используется неравенство П.Л.Чебышева, смоделировать случай n > 40 … 50.
3. Используется неравенство П.Л.Чебышева, смоделировать случай n > 10 … 15.
По заданию 3.
Отработать все варианты согласно рис. 74 из источника [2].
По заданию 4.
Выбрать любое уравнение, связывающее интересующую ФВ с измеряемыми физическими величинами, например:
,
где R – искомое значение электрического сопротивления, U и I – значения электрического напряжения и силы электрического тока соответственно, полученные путем измерения.
Проведя необходимые математические действия над полученными результатами измерений и вычислить значение R с учетом расширенной неопределенности.
Таблица 1.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ