Полицейский мост. Немного истории.




Славный град Петров! Уж более трёхсот лет стоишь ты на страже северных рубежей России, обдуваемый ветрами, омываемый реками и пронзённый каналами. Сколько вражеских нашествий довелось перенести тебе, Город родной! Основанный великим Петром в далёком 1703г., ты, как и прежде, волнуешь сердца и приезжих поглядеть на диво-дивное туристов, и местных старожилов, влюблённых в тебя сызмальства. А сколько чудес и произведений искусства скрыто в твоей красоте от посторонних глаз до сих пор!

И одно из них – это неизвестный по своему названию рядовому обывателю Полицейский мост. Сколько раз в году проезжают местные жители по нему? Сколько раз проходят они, не задумываясь, по этому памятнику? Десятки? Сотни?

Построен он по оси Невского проспекта на реке Мойка. Рядом с мостом находятся Строгановский дворец, дом Чичерина, дом голландской реформатской церкви, здание Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В угловом доме купца Котомина (наб. Мойки, 57 / Невский пр.,18) в 1800–1840-е годах помещалась кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже, в которую перед самой дуэлью заезжал А. С. Пушкин.

Существовавший на этом месте деревянный подъемный мост в 1720-х годах назывался Петровским. В 1730-х годах мост переименовали в Зелёный, по цвету его окраски. В 1777году появилось другое название — Полицейский. По одной из версий, название происходит от находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь), по другой — от дома петербургского генерал-полицмейстера Н.И.Чичерина, располагавшегося недалеко от моста. После Великой Октябрьской социалистической революции, в октябре 1918 года, мост был переименован в Народный. Наконец, 13 января 1998 года было возвращено название Зелёный.

В процессе эксплуатации в течение XVIII века мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1752 году генерал-полицмейстер Татищев объявил высочайшее повеление «о сделании в Петербурге мостов: Красного, Зелёного и Синего по-прежнему — подъёмными, об окраске их всех зеленым цветом и о вызолочении фигур, поставленных на этих мостах». В 1777 году при строительстве гранитных набережных Мойки подъёмный мост был заменён трёхпролётным на каменных опорах с деревянными пролётными строениями балочной системы.

В 1805 году инженер Вильям Гесте предложил проект однопролётного чугунного моста с совершенно новой, неизвестной до этого в практике мостостроения конструктивной схемой. Пролётное строение представляло собой бесшарнирный свод, собранный из пустотелых чугунных блоков, скреплённых болтами. В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р.Фултона, опубликованное в Лондоне в 1796 году. Проект и испытанная модель моста (в одну треть натуральной величины) были одобреныАлександром I, и в 1806 годуза чрезвычайно короткий срок — 7 месяцев — мост был построен. Металлические конструкции были изготовлены на Петербургском и Кронштадтском чугунолитейных заводах. Это был первый транспортный чугунный мост в Петербурге.

Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильное ограждение было литое чугунное, повторяющее рисунок перил набережной. У въездов на мост были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами.

Проект моста был настолько удачен, что был в 1807 году на его основе был разработан «образцовый» проект чугунного моста, очевидно, первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста. В период с 1808 по 1818 года в Петербурге было построено еще 5 мостов аналогичной конструкции (Красный, Поцелуев, Александровский, Синий, Ново-Московский). До 1840 года было построено более десятка подобных мостов. Так что строительство Полицейского моста было очень важным проектом для нашего города.

Но были в истории моста и печальные страницы.8 сентября 1859 года по случаю приезда принцессы Дагмары, невесты будущего императора Александра III, на Полицейском мосту собралась большая толпа. Перила моста не выдержали, и масса народа упала в Мойку. По официальным сообщениям обошлось без жертв.

В 1906-1908 годах, в связи с прокладкой трамвайных путей на Невском проспекте, мост расширили. Устои моста были расширены с устройством нового свайного основания. Фасады украсили накладными орнаментами. Вместо чугунных фонарных столбов были установлены позолоченные железные канделябры, на которых подвешены шестигранные фонари.

Металлические части украшений были изготовлены на петербургской фабрике Сан-Галли, каменные — выборгской фирмой Вайнио. Установка перил и украшений моста была закончена к концу октября 1908 года.

 

Вот такую богатейшую историю имеет этот неприметный, на первый взгляд, памятник архитектуры - мост через Мойку. И проходя по нему, помните и знайте эту историю!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: