ППУ Фомы Аквинского, 1226-1274, род. 7 марта.




Итальянский католический философ, доминиканский монах.

Родился в семье графа, 7 сын. Получил имя Томазо (Фома). Родился в местечке Аквино. Учился в Универе Неаполя, основанным императором Фридрихом 2 (его дядька). Сблизился с нищенствующими монахами-доминиканцами, слоганом которых было «нужно бороться с еретиками путем силлогизмов и костров».

Готические соборы. В России нет каменной архитектуры. У зап.культуры есть замковая культура. Европа становится университетской европой. Первый Болонский 11-19, Сарбонна, Оксфорд 13 в.

Сообщество преподавателей и студентов, университетские планы, степени, 3 факультета. Универы стали центрами социальной критики в силу того, что они создавались либо Папы Римскими либо императорами, сл-но не подчинялись светским церковным и духовным властям. С Востока проникает работа Аристотеля и был сделан первый латинский перевод «Политика», 1260г. Язык преподавания латынь. Фома обладал большим талантом по обучению, за его знания его называли доктором универсиалис. Был предан католической церкви, доктор ангеликус. После смерти был причислен к лику святых, потом был признан одним из учителей католической церкви, в 1879 г его учение было объявлено единственной истинной философией католицизма, Решением Папы льва 13.

Основные работы «сумма теологии» и «О правлении государий».

Логическое основание. Теоцентристская картина мира. Бог у Фомы не только носитель божественной воли, но Бог это, прежде всего, божественный разум. Он управляет миром, божественный разум. ФА находясь под влиянием философии Аристотеля предлагает осмыслить возможность теологии и философии. Предмет интересов для теолога и философа один – Бог, человек, мир. Теология высшая наука по сравнению с философией, потому что теология может ответить на те вопросы, на которые не может ответить философия, например: Бог един, но в 3 лицах. Этот вопрос философам не по силам, а теологам вопрос понятен. Важно понимание природы человека. Главное в человеке это разум. Повторяет Аристотеля. Прагматическое значение разума. Приводит доводы, согласно которому разумом можно обосновать существование Бога.

Идея иерархии форм. Низшая форма, высшая форма.

Использует представление Аристотеля о различных формах управления гос-вом.

Правовое учение ФА.

Закон (lex) это правило, установленное разумом теми, кто призван заботиться об обществе. Это всегда обнародованное правило. Разум мб божественный и человеческий. Обнародование мб как письменно так и устного слова Бога.

ФА предлагает усложнить представление о законах.

Раз есть божественный разум, есть и божественный закон.

Lex aeterna (все в мире боагоустроено, деревья растут, камни падают. Этот закон знаком толь ко Богу, но есть индивид, у которых тоже есть разум, чел разум способен этот закон понимать) ->

Lex naturalis (человеческий естественный закон, устное слово Бога, кот мы способны понимать). Это моральные нормы. Способствуют выживанию человеческого рода. Заключение брачных союзов, должны воспитывать детей, не должны совершать зло. ->

Lex humana (человеческий писаный закон. Светское прав, кот призвано конкретизировать положение lex naturalis). Должен соответствовать lex naturalis и не должен противоречить. Если же противоречит lex naturalis, то такому закону можно не подчиняться, например, если заставляет нас калечить себя. Но если принуждаю калечить самих себя, доносить на родственников, то это признак тирании. Сама возможность неподчинения отличается ФА от других мыслителей. Не всякий закон является законом. Занимает нижнюю ступень иерархии, это значит, что закон не мб таким же непротиворечивым, убедительным как положения, кот доказывается математически. Любой lex humana мб ошибочным. Если противоречит священному писанию (lex divina), такому закону нельзя подчиняться.

3 закона соотносятся иерархически.

Lex divina (священное писание, которое помогает нам достигнуть сверхъестественной цели спасения души).

Диктатура закона. Формула, предложенная в 20 веке. Должна быть диктатура закона или дисциплина закона (формула ФА).

У Аристотеля 2 вида права (естественное и позитивное).

У ФА есть 2 божественных закона и 2 человеческих. Есть законы писаные и неписаные. Идеи использовались на Нюрнбергском процессе.

Политическое учение

ФА задает 3 вопроса, на которые дает ответы:

1) Сущность гос.власти. Ссылка на апостолов, не власти не от Бога, слова апостола Павла. ГВ оправдана, церковь не оспаривается существование светской власти.

2) Происхождение гос.власти. Происхождение мб незаконным. Власть мб получена путем подкупа, путем махинации при подсчете голосов.

3) Использование гос.власти конкретными носителями. Использование мб несправедливым, можно злоупотреблять гос.властью.

Церковь выступала критической инстанцией.

Проблема тираноубийства.

ФА приводит 2 довода за и 1 довод против тираноубийства.

1. Рассказывает случай, когда на Сицилии пожилая женщина молилась и желала долгих лет жизни тирану, а все остальные ненавидели тирана. Женщина рассказывает, что когда была маленькая был тиран, тирана убили, и пришел тиран еще хуже.

2. Убийство правителя противоречит христианскому учению. Нужно терпеть, нет власти не от Бога, нужно смиренно подчиняться не только добрым, но и злым господам.

3. Аргумент в пользу убийства: убийство возможно при одном условии: это убийство не должно произойти по собственному почину народа. Правителя можно отстранить от церкви и свергнуть с санкции католической церкви.

Компетенция светской власти и власти церковной.

Там где вопросы спасения души, в этих вопросах должны следовать положению духовной власти. Там где вопрос гражданских благ, то здесь должны подчиняться светской власти. Приоритета властей нет, наоборот, четко разграничена компетенция.

В тоже время есть идея комплементарности, взаимодополнения властей. Это было у АА, ФА и это касается борьбы с еретиками. Гос-во должно помогать церкви бороться с еретиками. Предлагает аналогию: гос-во борется с фальшивомонетчиками, аналогично нужно бороться и с подделкой верой.

Формы правления гос-ва

6 формы Повторяет Аристотеля. Монархия, Аристократия, Полития; Тирания, Олигархия, Демократия.

Отдает предпочтение монархии. Для Аристотеля полития.

Аргументы берет из разных сфер. Есть 1 бог, сл-но должен быть 1 правитель на земле. В мире природы есть преобладание одного начала. В человеке есть разные части, но одна часть управляет остальными (1 сердце). Есть док-ва от противного. «Множество пастухов испортили мой виноградник».

Заключение: есть уникальная возможность сравнить ППУ Фомы с ППУ Аристотеля. Сравнить Форму с АВ. Для АВ гос-во это условно необходимый институт, то для ФА в стиле Аристотеля гос-во это совершенное сообщество, необходимый институт. Церковь в течение 10 лет сосуществовала с гос-вом.

Иоанн Думс Скотт. Дает возможность задуматься как лучше определит закон – как право установленное разумом? Предлагает понимать закон как порождение воли, а не разума.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: