Признаки словоформ, входящих в грамматическую основу
1) Глагол в форме наклонения обязательно входит в грамматическую основу.
2) В грамматическую основу включается и словоформа, занимающая независимую позицию. Этот признак становится основным при выделении грамматической основы безглагольных предложений: На улице очень холодно (глагола в форме наклонения нет, а независимую позицию занимает словоформа холодно, которая и входит в грамматическую основу.
3) Чтобы правильно найти границы грамматической основы, необходимо учитывать признак синтаксической знаменательности-служебности.
Комментарий
1. Словоформа в независимой позиции всегда присутствует в предложении, глагол же в форме наклонения может и отсутствовать. Отсутствие глагола в форме наклонения наблюдается в двух случаях:
1) нулевая форма глагола-связки быть (проверяется по парадигме): На улице холодно (было холодно, будет холодно …)
2) особый тип предложения: номинативное (по школьной грамматике – назывное) или инфинитвиное (по школьной грамматике – безличное). Например: Всем встать! – парадигма отсутствует, а независимую позицию занимает инфинитив встать.
2. Зависимость-независимость позиции. Независимой является позиция подлежащего в двусоставном предложении и позиция главного члена односоставного предложения. Зависимой является позиция сказуемоего двусоставного предложения.
По этому признаку все словоформы делятся на три группы:
1) словоформы, которые занимают всегда независимую позицию: слова категории состояния (предикативные наречия) и слово нет (могут быть только сказуемыми безличных предложений);
2) словоформы, которые занимают всегда зависимую позицию: глаголы в формах мужского и женского рода; все словоформы, согласуемые в роде, числе и падеже; формы косвенных падежей имен существительных; наречия (могут быть только сказуемыми двусоставных предложений);
3) словоформы, которые могут занимать как зависимую, так и независимую позицию: глаголы в личных формах; инфинитив; глаголы в формах среднего рода или множественного числа; существительные в именительном падеже (могут быть подлежащими двусоставного предложения или главным членом односоставного предложения – независимая позиция; могут быть сказуемыми двусоставного предложения – зависимая позиция).
Алгоритм выделения ГО
1) Ищем глагол в форме наклонения.
2) Определяем его форму (лицо, число, род).
3) Определяем, к какой группе словоформ относится: какую позицию может занимать.
4) Определяем, какую позицию занимает в данном предложении: а) независимую – предложение односоставное; б) зависимую – предложение двусоставное; ищем, от чего зависит, и включаем найденную словоформу в ГО (подлежащее).
3) Определяем синтаксическую знаменательность-служебность глагола в форме наклонения: а) знаменательный – простое глагольное сказуемое; б) служебный – сказуемое составное; ищем синтаксически знаменательное слово и определяем тип составного сказуемого.
1) Если глагола в форме наклонения в предложении нет, определяем, какой это случай: а) нулевая форма связки (по парадигме) или б) особый тип предложения - номинативное или инфинитивное (парадигмы нет).
2) Ищем словоформу в независимой позиции (Им. падеж или инфинитив).
3) Если нулевая форма связки – ищем синтаксически знаменательное слово (границы сказуемого).
I. 1) Что там случилось? 2) Что пройдет, то будет мило. 3) Это была решимость, приходящая наперекор отчаянию. 4) Там всё было тихо. 5) - Что это? Что это такое? – спросил он. 6) Это, кажется, наши противники? (Л.) 6) А что вас интересует? 7) Что это у тебя? 8) Кто это? 9) Глупая птица – снегирь. (М.Г.)
II. 1) Нередко в жизни драматическое чередуется с комическим. 2) «Так вот как замерзают!» – мелькнуло у меня в голове. 3) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе. (Л.Т.) 4) Даже «эй» предполагает второго, могущего обернуться. (Шкл.) 5) Всякие «купи» кончились: денег нет. 6) Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое. (Пауст.) 7) Белые грибы здесь не растут.
III. 1) Так прошло несколько лет. 2) Отец и два родные брата за честь и вольность там легли. (Л.) 3) У спасательной станции собралась кучка народу. 4) И правда, сколько уж было толков про это. 5) С тех пор прошло больше двадцати лет. 6) Собралось порядочно зрителей. 7) Из десяти моряков телегинской батареи двое были тяжело ранены, трое убиты. (А.Н.Т.) 8) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Л.)
IV. 1) Мы с вами сходим сегодня в музей. 2) Разные были мы с ним люди. 3) Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную. (Л.Т.) 4) У кухни под окном на солнышне Полкан с Барбосом, лежа, грелись. (Кр.) 5) Художник с Васей едва добрались до дому. (Пауст.)
V. 1) Старший из братьев учился в университете. 2) Из вас кто-нибудь может ответить? 3) Лучший из учеников был награжден грамотой. 4) Один из спортсменов получил травму.
VI. 1) И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное. (Б.) 2) Ростову тотчас представилось что-то романтическое в этой втсрече. (Л.Т.) 3) Почему в ветре всегда есть что-то грустное и тревожное? (Н.И.) 4) Что-то удручающее, нечеловеческое чудилось Боброву в бесконечной работе кочегаров. (Купр.)
VII. 1) Опытный человек сумеет разобраться. 2) В нем росло чувство вины. 3) Больные животные изолируются от здоровых. 4) Сочувствовать счастью может только весьма благородная и бескорыстная душа. (П.)
VIII. 1) А что такое понимать природу? Понимать – значит сочувствовать. 2) Быть поэтом – значит петь раздолье. (Есен.) 3) Напрасный труд удить без крючка и учиться без книг. 4) Хорошо купаться в море, хорошо работать в поле! 5) Петь с чужого голоса – всегда плохо. 6) Мне было холодно ехать.
* Подчеркните грамматическую основу и инфинитив в соответствии в его синтаксической функцией.
1. Сюда я пришел однажды к Маяковскому пригласить его сотрудничать в "Красном перце". (В.Кат.)
2. Была еще последняя надежда - с наступлением ночи прорваться в степь. (Фад.)
3. Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать. (Ес.)
4. Да. Татьяны именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать. (П.)
5. Страсть к чтению сделала то, что сирота решился просить опекуна купить ему какую-нибудь книгу. (Усп.)
6. Иногда в песках он останавливался отдохнуть. (Пауст.)
7. Однако упорство старика заставило Аленку призадуматься. (С.-Щ.)
8. Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно. (П.)
9. Спорить с людьми - это тяжко, грустно. (Шукшин)
10. Он пошел посоветоваться с хозяином и вместе с ним вернулся. (Тург.)
11. Резко зачернелись сучья на внезапно вспыхнувшем пламени, затрещали, задымились и пошли коробиться. (Тург.)
12. А охотиться мы стали не только ради удовольствия, но и по нужде. (Купр.)
13. Самое лучшее в мире - смотреть, как рождается день! (М.Г.)
14. Настроить свои мысли на серьезный лад ему никак не удавалось. (Ч.)
15. Это очень несносно - переезжать. (Гонч.)
16. Протестовать же клевете можно было только преувеличенными похвалами. (Ч.)
17. Спешит Онегин одеваться,
Слуге велит приготовляться / С ним вместе ехать... (П.)
1) Около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужин, а сам отправился спать. (П.) 2) Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. (М.Г.) 3) Иван Дмитриевич, в конце концов, видя, что это бесполезно, совсем бросил рассуждать и весь отдался отчаянию и страху. (Ч.) 4) На них косился каждый прохожий солдат, а жители боялись впустить, не зная, что это за люди. (Фад.) 5) Теперь, - я мечтал, - я буду жить в комнате один. (Вер.) 6) Самое важное и существенное в ее плане было научиться моментально менять свой внешний облик. (Вер.) 7) Иван Иванович, что с кривым глазом, тоже приказал долго жить. (Г.) 8) Я поспешил отказаться от своего детища, утверждая, что сочинитель "Параши" не я. (Тург.) 9) Я не буду плакать и печалиться. 10) Граф представил меня, я хотел казаться развязным, но чем больше старался взять на себя вид непринужденности, тем более чувствовал себя неловким. (П.) 11) Глупость это была с моей стороны или предательство? (Вер.) 12) Раз мы ездили с Герасимом обкашивать межи на корм коровам. (Вер.)