МГУ имени М.В. Ломоносова




Концепция

Университетской гимназии (школы-интерната)

МГУ имени М.В. Ломоносова

Университетская гимназия как структурное подразделение Московского университета представляет собой инновационный научно-образовательный комплекс, реализующий лучшие отечественные традиции и современные подходы в образовании и воспитании национально-ориентированной технологической и гуманитарной элиты.

Высокая миссия Университетской гимназии предполагает реализацию принципиально новой методологической стратегии на базе уникальной инфраструктуры Московского университета (41 факультет, 15 институтов, 6 филиалов, Фундаментальная библиотека, 4 музея, Ботанический сад, Медицинский центр), богатейшего кадрового потенциала (более 20000 сотрудников, из них – 3000 докторов наук, 6000 кандидатов наук, 5000 научных сотрудников, около 300 академиков и членов-корреспондентов) и огромного опыта работы Московского университета со школьниками и учителями на всем пространстве Российской Федерации и за ее пределами.

Московский университет стоял у истоков олимпиадного движения школьников. В 1934 году в МГУ была проведена первая математическая олимпиада. В 2007 году по инициативе Ректора университета академика В.А. Садовничего создан Российский совет олимпиад школьников, который координирует олимпиадное движение в стране. Возрастной диапазон участников олимпиад Московского университета, 36 школ юных, кружки и клубы, проекты для школьников по физике космоса на базе 5 спутников МГУ – от 1 до 11 классов. Всероссийские съезды учителей, летние школы, программы повышения квалификации для учителей, в том числе с использованием дистанционных технологий, охватывают широкую педагогическую аудиторию.

Университетская гимназия призвана обеспечить возможности творческого обновления, взаимообогащения профессионально-возрастных сообществ − школьников, студентов, учителей, преподавателей, научных сотрудников, открытых для диалога и нацеленных на формирование «университетской идентичности» выпускников гимназии.

Концепция Университетской гимназии − это стартовые ориентиры. Ее уникальность – в поступательном, динамичном развитии и адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим реалиям.

Научной методологической платформой Программы развития Университетской гимназии является фундаментальный анализ сложных систем, базирующийся на основе проектов Института математических исследований сложных систем МГУ, Института человека МГУ и Междисциплинарного научно-образовательного центра фундаментальных исследований детства МГУ (рук. − академик В.А. Садовничий) и обосновывающий междисциплинарные прогностические сценарии эволюции человека, природы и общества в условиях многомерной, быстро изменяющейся действительности.

Выбор методологии развития сложных систем в качестве точки опоры при проектировании программы развития инновационного научно-образовательного комплекса «Университетская гимназия» продиктован следующими обстоятельствами:

во-первых, методология развития сложных систем всё увереннее занимает позиции системного интегратора комплекса наук о жизни, физико-математических наук, нейрокогнитивных наук, социальных и гуманитарных наук, в том числе наук о знаковых системах и искусстве − Universum («целого как единства разнообразия»);

во-вторых, методология развития сложных систем в поисках ответов на такие вызовы современности, как неопределенность, непредсказуемость, сложность и разнообразие, неразрывно связывает ответы на эти вызовы с явно обозначающимся поворотом научного познания к симбиозу инновационных технологий, системного мышления, метапознания, универсального образования. Знаменательно, что поиски ответов на вызовы современности новые поколения разработчиков сложных систем все более связывают с трудами выдающихся ученых и педагогов Московского университета А.А. Колмогорова, И.М. Гельфанда, В.И. Арнольда, А.А. Ляпунова, Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, а также обращаются к извечным загадкам происхождения и эволюции человеческого познания;

в-третьих, именно методология анализа сложных систем, прежде всего фундаментальные работы Нобелевского лауреата, почетного президента Института математических исследований сложных систем МГУ И.Р. Пригожина, в значительной степени определили выбор траектории современного развития школьного образования России с опорой на культурно-исторический и деятельностный подходы научной психологической школы Московского университета Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева – А.Р. Лурии, определившей идеологию нового поколения федеральных государственных стандартов общего вариативного развивающего образования. На протяжении ХХ века неопределенность стала частью научной картины мира: из мира Декарта и Ньютона, подобного хорошо отлаженному механизму, происходит переход в мир, где властвует принцип неопределенности В. Гейзенберга, электрон является одновременно и частицей, и волной, а в неживой природе протекают описанные И. Пригожиным нестабильные процессы, ход которых за точкой бифуркации непредсказуем.

Методология анализа сложных систем позволяет учесть стремительные изменения общества, обусловленные быстрым развитием информационных технологий, высокой интенсивностью обмена информацией, разнообразием форм и способов человеческого общения в глобальном мире.

В последние десятилетия научное понимание мира как прочного, стойкого, предсказуемого, управляемого и детерминированного всё больше сменяется представлением о нем как неуправляемом, недетерминированном, непредсказуемом, неоднозначном. Главной, неотъемлемой его характеристикой является неопределенность. Она абсолютна, а отрезки определенности относительны. Неопределенность в социальных науках связана с идеями о бесконечном множестве точек зрений на реальность, о множественности истин. Именно она определяет необходимость и растущую ценность универсального вариативного образования.

Кардинальное значение неопределенности для современного общества и личности состоит в том, что неопределенность выступает как источник и ресурс развития. Эвристичность идеи Ю.М. Лотмана о саморазвитии культуры через различные механизмы выработки неопределенности подтверждается существованием особых преадаптивных форм жизни − смеховых и карнавальных действий (М.М. Бахтин), «игрой ради игры» (А.Н. Леонтьев), которые становятся универсальной характеристикой форм жизни в современности. Если традиционная наука уделяла основное внимание устойчивости, порядку, однородности и равновесию и изучала, главным образом, замкнутые системы и линейные соотношения, то научная парадигма И. Пригожина акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений. Факты, обнаруженные и понятые в результате изучения сильно неравновесных состояний и нелинейных процессов, в сочетании с достаточно сложными системами, наделенными обратными связями, привели к созданию совершенно нового подхода, позволяющего установить связь фундаментальных наук с «периферийными» науками о жизни и, возможно, даже понять некоторые социальные процессы.

Гимназия развивающего вариативного универсального образования, нацеленная на проектирование общенациональной инновационной образовательной системы России, должна стать школой будущего, отвечая принципу «единства в разнообразии».

В условиях неопределенности, непрогнозируемости, непредсказуемости, стремительного развития наук и технологий жесткая регламентация содержания и методов образования становится невозможной. Критически важной и парадоксальной проблемой для педагогов является следующее. Они должны заниматься творческой разработкой индивидуальных траекторий развивающего обучения, нацеливающего школьников на дальнейшее учение и деятельность в таких средах будущего, которые пока неизвестны самим обучающим, непредсказуемы для них и в которых сами учителя пока не могут быть достаточно компетентны. Эти обстоятельства обосновывают переход к конструктивистской стратегии развития образования — целенаправленному конструированию образовательного процесса через моделирование деятельности и форм сотрудничества обучающихся. Принцип социального конструирования выступает как целевая установка на «образ потребного будущего» и создание условий его достижения.

Фундаментом научно-методологической концепции университетской гимназии является основополагающий принцип отечественной педагогики − неразрывное единство обучения и воспитания. Образовательный и воспитательный процесс пронизан идеями патриотизма и высокой гражданственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: