Молодёжь — это социально-демографическая группа, | ||
выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, | особенностей социального положения | и обусловленных ими социально-психологических качеств. |
II.психологический аспект – сферы жизни, которые вызывают беспокойство при мысли о будущем (в процентах к опрошенным)
Сфера жизни | Возраст | ||||
12—14 | 15—17 | 18—21 | 22—25 | 26—29 | |
Жизнь в целом | 6,0 | 9,3 | 8,6 | 10,3 | 7,3 |
Учёба | 8,8 | 12,1 | 6,7 | 1Д | 4,9 |
Работа | 15,7 | 20,3 | 21,7 | 19,5 | 7,3 |
Досуг | 2,8 | 2,4 | 2,5 | 3,5 | 2,5 |
Общение со сверстниками | 5,1 | 3,5 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
Отношения с родителями | 7,9 | 5,7 | 4,6 | 4,6 | |
Здоровье | 9,7 | 9,3 | 9,8 | 10,3 | 19,5 |
Семья, брак | 12,9 | 12,3 | 14,2 | 14,9 | 12,2 |
Любовь, секс | 7,3 | 5,9 | 6,3 | 8,1 | 9,8 |
Религия | 2,1 | 2,0 | 1,9 | 3,5 | |
Город, среда обитания | 19,1 | 5,1 | 6,5 | 8,1 | 9,7 |
Общество, страна | 11,4 | 11,4 | 14,0 | 11,5 | 19,5 |
III.технологический аспект- развитие социальных ролей в юношеском возрасте:
1)Связь ролей ребёнка и подростка: | |
А)связь в основном с семьёй (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам); | Б)появление новых ролей в дальнейшем при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и др.): работник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др. |
2) Изменение основных ролей:
А)Работник. | |||
Противоречивость современной социально-экономической ситуации с точки зрения профессионального самоопределения молодёжи: | |||
с одной стороны, возможность реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе; | с другой стороны, изменение приоритетов государства в сфере трудовых отношений (отказ от принципа всеобщей занятости), приватизация собственности, развитие предприятий с различной формой собственности формирование новых принципов трудовых отношений — рынок труда: новые критерии спроса на рабочую силу, конкурсные и контрактные условия найма работников, возникновение и законодательное закрепление безработицы. | ||
Б)Студент: | |||
Значительная часть молодёжи — это учащиеся и студенты: выбор среднего специального или высшего учебного заведения - престиж данного учебного заведения и будущей профессии, множество факторов социально-экономического характера; ориентация на привлекательные особенности студенческой жизни: отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определённая степень свободы посещения занятий, большая, чем от школьника, ответственность, самостоятельность и самоконтроль. | Требования к некоторым качествам: во-первых, более высокий уровень образования; во-вторых, готовность к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка; в-третьих, овладение знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда (работа на компьютере, общение на иностранных языках, умение водить автомобиль). В-четвертых, овладение знаниями и умениями, необходимыми для успешной самореализации (заниматься самообразованием, посещать различные курсы и т. п.). | ||
В)Семьянин: | |||
жизнь в родительской семье или самостоятельная жизнь, меньшая зависимость от родителей в финансовом отношении, новые социальные отношения, большая самостоятельность и ответственность; забота о пожилых родственниках, финансовая поддержка своим родителям, создание семьи. | тенденция к понижению брачного и репродуктивного возраста: отрицательная оценка этой ситуации, раннее вступление в брак и рождение ребёнка- тормоз образовательного и профессионального роста молодёжи, увеличение доли тех, кто нуждается в социальной помощи со стороны государства и общественных организаций; отношение к ребёнку - любовь, забота, внимание; вопросы, связанные с получением образования, выбором профессии, поиском первой работы, созданием нормальных бытовых условий; забота о семье и детях -ответственность, чувство долга. | ||
Г)Гражданин: | |||
формирование первоначальных политических взглядов и образцов политического поведения: политические нормы и ценности, политический опыт, умение вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям. | приобретение всей полноты гражданских прав: возможности для активной социальной деятельности, для участия в выборах в органы власти, в работе государственных органов и общественных организаций; становление человека как гражданина, полноценного субъекта политики. | молодёжь: обладание здравым смыслом, намерение получить качественное образование, желание трудиться за хорошее вознаграждение, отсутствие страха перед рыночными преобразованиями в экономике, приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию. | |
IV.информационный аспект- возрастные границы понятия «молодёжь»:
1)Молодёжь как социальная группа: | |||
А)возраст от 16 до 25 лет (до 30 лет): | Б)период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения. | ||
2)Молодость — это определённый этап биологической жизни человека: | |||
А)конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности -зависимость от социальных условий; | Б) первобытные общества: сравнительно простая и стабильная социальная структура, легкое усвоение социальных ролей и трудовых навыков, необходимых во взрослой жизни; низкая продолжительность жизни -короткий «подготовительный период». | В)Постепенное усложнение трудовой деятельности: удлинение необходимых сроков обучения; позднее начало самостоятельной взрослой жизни. | |
3)Период ранней юности — 16—18 лет:
А)неопределенность социального статуса юноши - уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готов к этому;
Б)достижение 18-летнего возраста-полная дееспособность. | ||
Обретение всей полноты прав и обязанностей: статус молодого человека, диапазон его социальных ролей; выбор- или учёба в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или полноценная трудовая деятельность. | Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт: роль взрослого человека; т умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. | «Взросление» молодежи:изменение представления молодых людей о критериях «взрослости»; прежние оценки её формальных признаков в самосознании молодёжи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения); новые критерии социальной: первая заработная плата, постоянна работа, создание собственной семьи; представление о «взрослости»-с изменениям своих социальных ролей, начало трудовой деятельности и обретение самостоятельности. |
V.организационный аспект- молодёжная субкультура:
1)Социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы: молодёжная субкультура (лат. sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо).
2)Молодёжная субкультура - культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов; | |||
А)молодёжное сознание -основа, носитель особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения; | Б)особая субкультура: свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии; собственный язык; | В)более мелкие, но тем не менее жёстко оформленные субкультуры (панки, рокеры, эмо, готы, футбольные и музыкальные фаны и др.). | |
4)Общие черты, под влиянием которых формируется молодёжная субкультура: | |||
А)поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками; | Б)стремление обособиться от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников; | ||
4)Неформальные молодёжные группы: | |||
А)слово «неформальные» - отличие таких групп от официально зарегистрированных и руководимых взрослыми общественных молодёжных организаций): определённая степень безопасности, общегрупповые признаки. | Б)мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодёжному направлению: желание обрести взаимопонимание и взаимоподдержку; способ почувствовать себя более сильными и защищёнными, почувствовать власть над другими. | В)противоречивые черты единообразия и непохожести: единообразие (в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении) внутри группы; внешнее выделение в общей массе молодёжных движений. | |
5)Особенность отечественных молодёжных субкультур: | |||
А)ориентация либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации; реализация экономических (зарабатывать деньги) и досуговых (интересно провести свободное время) потребностей. | Б)на Западе альтернативное движение, выросшее из молодёжных субкультур I960—1970-х гг., -активное участие в социальных программах помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и др. | ||
6)Некоторые группы- активное противопоставление себя миру взрослых: | |||
А)вызов общественному мнению - особенности одежды и модных дополнениях к ней; | Б)прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки), например группами футбольных фанатов.; отклоняющимся поведение. | В)субкультура рейва (от англ, rave— бессвязная речь): возникновение в 1980-х гг. в США и Великобритании; в России - распространение в начале 1990-х гг.; ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров, яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик) в одежде -элементы рейверского образа жизни; негативная сторона этого направления -распространение наркотиков с целью «расширения сознания»; диджеи — ключевые фигуры рейв-субкультуры: негативное отношение к приёму наркотиков. | |
7)Молодёжная субкультура в России: | |||
А)наличие существенных региональных и национальных различий | Б)общие черты: вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни, включение в различные группы сверстников, своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке, культура досуга, чем работы. | ||
VI.методологический аспект- понятие молодежь:
1)Молодёжь -наиболее перспективная возрастная группа населения в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры: | |||
А)возможности получения образования, профессиональной самореализации для молодых людей неодинаковы: личные усилия каждого; положение семьи молодого человека; | Б)неверие в свои силы и разочарование в обществе или оптимизм, вера в возможности реализации своих способностей. | ||
2)Противоречивые процессы в самой молодёжной среде: | |||
А)Значительная часть молодых: стремление получить образование, создать полноценную семью, добиться профессионального роста; | Б) Криминализация части российской молодёжи: размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения, с одной стороны, и «романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому трудовых усилий, — с другой; путь к социальному успеху в криминальных структурах; | В)Некоторые молодые люди: поиск смысла жизни или чувство социального протеста, тоталитарные секты, экстремистские политические организации. | |
3)Современное российское общество: | |||
А)ценностные расхождения, | Б)имущественное расслоение среди молодёжи. | ||