I.социологический аспект- молодёжь как социальная группа.




Молодёжь — это социально-демографическая группа,
выделяемая на ос­нове совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-­психологических качеств.

II.психологический аспект – сферы жизни, которые вызывают беспокойство при мысли о будущем (в процентах к опрошенным)

Сфера жизни Возраст
12—14 15—17 18—21 22—25 26—29
Жизнь в целом 6,0 9,3 8,6 10,3 7,3
Учёба 8,8 12,1 6,7 4,9
Работа 15,7 20,3 21,7 19,5 7,3
Досуг 2,8 2,4 2,5 3,5 2,5
Общение со сверст­никами 5,1 3,5 2,1 2,3 2,5
Отношения с роди­телями 7,9 5,7 4,6 4,6  
Здоровье 9,7 9,3 9,8 10,3 19,5
Семья, брак 12,9 12,3 14,2 14,9 12,2
Любовь, секс 7,3 5,9 6,3 8,1 9,8
Религия 2,1 2,0 1,9 3,5  
Город, среда обита­ния 19,1 5,1 6,5 8,1 9,7
Общество, страна 11,4 11,4 14,0 11,5 19,5

III.технологический аспект- развитие социальных ролей в юношеском возрасте:

1)Связь ролей ребёнка и подростка:
А)связь в основном с семьёй (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятель­ности (участник спортивной секции, кружка по интересам); Б)появление новых ролей в дальнейшем при сохранении прежних социальных пози­ций (сын/дочь, брат/сестра и др.): работ­ник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.

2) Изменение основных ролей:

А)Работник.
Противоречивость современной социально-экономической ситу­ации с точки зрения профессионального самоопределения молодёжи:
с одной стороны, возможность реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе; с другой стороны, изменение приоритетов государства в сфере трудовых отношений (отказ от принципа всеобщей занятости), приватизация собственности, развитие предприятий с различной формой собственности формирование новых принципов трудовых от­ношений — рынок труда: новые критери­и спроса на рабочую силу, конкурсные и контрактные условия найма работников, возникновение и за­конодательное закрепление безработицы.
Б)Студент:
Значительная часть молодёжи — это учащие­ся и студенты: выбор среднего специального или высшего учебного заведения - престиж данного учебного заведения и будущей профессии, множество факторов социально-эконо­мического характера; ориентация на привлекательные особенности студенче­ской жизни: отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определённая степень свободы посещения занятий, большая, чем от школьника, ответственность, самостоятельность и самоконтроль. Требования к некоторым качествам: во-первых, более высокий уровень образования; во-вторых, готовность к смене характера деятельно­сти в соответствии с требованиями рынка; в-третьих, овладение знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда (рабо­та на компьютере, общение на иностранных языках, умение водить автомобиль). В-четвертых, овладение знаниями и умениями, необходимыми для успешной самореализации (заниматься самообразовани­ем, посещать различные курсы и т. п.).
В)Семьянин:
жизнь в ро­дительской семье или самостоятельная жизнь, меньшая зависимость от родителей в финансовом отношении, новые со­циальные отношения, большая самостоятель­ность и ответственность; забота о по­жилых родственниках, финансовая поддержка своим родителям, создание семьи.   тенденция к понижению брачного и репродуктивного возраста: отрицательная оценка этой ситуации, раннее вступление в брак и рождение ребёнка- тормоз образовательного и профессионального роста молодёжи, увеличение доли тех, кто нуждается в социальной помощи со стороны государства и общественных организаций; отношение к ребёнку - любовь, забота, внимание; вопросы, связанные с получением образова­ния, выбором профессии, поиском первой работы, создани­ем нормальных бытовых условий; забота о семье и детях -ответственность, чувство долга.
Г)Гражданин:
формирование первона­чальных политических взглядов и образцов политического поведения: политические нормы и ценности, политический опыт, умение вырабатывать индивидуальные политиче­ские суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям. приобретение всей полноты гражданских прав: возможности для активной социаль­ной деятельности, для участия в выборах в органы власти, в работе государственных органов и общественных органи­заций; становление человека как гражданина, полноценного субъекта политики. молодёжь: обладание здравым смыслом, намере­ние получить качественное образование, желание тру­диться за хорошее вознаграждение, отсутствие страха перед ры­ночными преобразованиями в экономике, приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.
       

IV.информационный аспект- возрастные границы понятия «молодёжь»:

1)Молодёжь как социальная группа:
А)возраст от 16 до 25 лет (до 30 лет): Б)период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценно­стей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
2)Молодость — это определённый этап биологической жиз­ни человека:
А)конкретные возрастные рамки, связан­ный с ней социальный статус и социально-психологические особенности -зависимость от социальных условий; Б) перво­бытные общества: сравнительно простая и стабильная социальная структура, легкое усвоение социальных ролей и трудовых навыков, необходимых во взрос­лой жизни; низкая продолжительность жизни -короткий «подготовительный период». В)Постепенное усложнение трудовой деятельности: удлинение необходимых сроков обучения; позднее начало самостоятельной взрослой жизни.
       

3)Период ранней юности — 16—18 лет:

А)неопределенность социального статуса юноши - уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готов к этому;

Б)дости­жение 18-летнего возраста-полная дееспособность.
Обретение всей полноты прав и обязанностей: ста­тус молодого человека, диапазон его социальных ролей; выбор- или учёба в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или полноценная трудовая деятельность. Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт: роль взрос­лого человека; т умение находить­ся с другим человеком в отношениях, основанных на до­верии, поддержке и нежности. «Взросление» молодежи:изменение представления молодых людей о критериях «взрослости»; прежние оценки её формальных признаков в самосо­знании молодёжи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения); новые критерии социальной: первая заработная плата, постоянна работа, создание собственной семьи; представление о «взрослости»-с изменениям своих социальных ролей, начало трудовой деятельности и обретение самостоятельности.

V.организационный аспект- молодёжная субкультура:

1)Социально-психологи­ческие особенности молодёжи как социальной группы: молодёжная субкультура (лат. sub — частица, указывающая на нахож­дение под чем-либо, около чего-либо).

2)Молодёжная субкультура - культура молодого поколения, обладающего общностью сти­ля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стерео­типов;
А)молодёжное сознание -основа, носитель особой субкультуры, вторичной по отношению к культур­ной среде взрослого населения; Б)особая субкультура: свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии; собственный язык; В)более мелкие, но тем не менее жёстко оформленные субкультуры (панки, рокеры, эмо, готы, фут­больные и музыкальные фаны и др.).
4)Общие черты, под влиянием которых формируется молодёжная субкультура:
А)поиск своего пути во «взрослом ми­ре», особый характер отношений со сверстниками; Б)стремление обособиться от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников;
4)Неформальные молодёжные группы:
А)слово «неформальные» - отличие таких групп от официально зарегистрирован­ных и руководимых взрослыми общественных молодёжных организаций): определённая степень безопасности, общегрупповые при­знаки. Б)мотивы, побуждающие примыкать к той или иной груп­пе, к тому или иному молодёжному направлению: желание обрести взаимопонима­ние и взаимоподдержку; способ почувствовать себя более сильными и защищёнными, почувствовать власть над другими. В)противоре­чивые черты единообразия и непохожести: единообразие (в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении) внутри группы; внешнее выделение в общей мас­се молодёжных движений.
5)Особенность отечественных молодёжных субкультур:
А)ориентация либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации; реали­зация экономических (зарабатывать деньги) и досуговых (интересно провести свободное время) потребностей. Б)на Западе альтернативное движе­ние, выросшее из молодёжных субкультур I960—1970-х гг., -активное участие в социальных программах помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и др.
6)Некоторые группы- активное противопоставление себя ми­ру взрослых:
А)вызов общественному мнению - особенности одежды и модных дополнениях к ней; Б)прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки), например группами фут­больных фанатов.; отклоняющимся поведение. В)субкультура рейва (от англ, rave— бессвяз­ная речь): возникновение в 1980-х гг. в США и Великобритании; в России - распространение в начале 1990-х гг.; ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графи­кой, лучами лазеров, яркие краски и использование искус­ственных материалов (винил, пластик) в одежде -эле­менты рейверского образа жизни; негативная сторона этого направления -распространение наркотиков с це­лью «расширения сознания»; диджеи — ключевые фигуры рейв-субкультуры: негативное отношение к приёму наркотиков.
7)Молодёжная субкультура в России:
А)наличие существенных региональных и на­циональных различий Б)общие черты: вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни, включение в различные груп­пы сверстников, своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке, культура досуга, чем работы.
       

VI.методологический аспект- понятие молодежь:

1)Молодёжь -наиболее перспективная возрастная группа на­селения в плане осуществления социальной и профессио­нальной карьеры:
А)возможности получения образо­вания, профессиональной самореализации для молодых людей неодинаковы: личные усилия каждого; положение семьи молодого человека; Б)неверие в свои силы и разочарование в обществе или оптимизм, вера в возможности реализации своих способностей.
2)Противоречивые процессы в самой моло­дёжной среде:
А)Значительная часть молодых: стремление по­лучить образование, создать полноценную семью, добиться профессионального роста; Б) Криминализация части российской молодёжи: размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, от­сутствие веры в изменение сложившегося положения, с од­ной стороны, и «романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому трудовых усилий, — с другой; путь к социальному успеху в криминальных структурах; В)Некоторые моло­дые люди: поиск смысла жизни или чувство социального протеста, тоталитарные секты, экс­тремистские политические организации.
3)Современное российское общество:
А)цен­ностные расхождения, Б)имущественное расслоение среди молодёжи.
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: