РУКОВОДСТВО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ




Т.И. Петракова

 

 

 

(пособие для врачей психиатров-наркологов, психологов,

педагогов средних учебных заведений)

 

Москва 2000


 

 

Петракова Т.И.

РУКОВОДСТВО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - 170 с.

 

В пособии изложены биологические основы формирования наркоманий, история употребления наркотических веществ, законодательный аспект злоупотребления наркотиками за рубежом и в России. Предложены организационные и методические подходы к составлению и реализации профилактических программ, проведению занятий по развитию психосоциальной компетентности среди подростков и родителей.

Одобрено Министерством Здравоохранения РФ и Министерством образования РФ.

Пособие предназначено для врачей психиатров-нар­кологов, психологов, педагогов средних учебных заведений

https://www.niinop.ru

 
 


Автор и составитель

© Т.И. Петракова 2000, E-mail tamara@niinop.ru

Редакция, художественное оформление и компьютерная верстка

А.В. Загорулькин E-mail sasha@niinop.ru

Тираж 1000 экз. Печать DUPLO 63S.

 


 

 

UNODCCP

 
 

 


Подготовлено при содействии

Регионального Представительства по России и Беларуси

Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению

преступности

 

United Nations

Office for Drug Control and Crime Prevention

Regional Office for Russia and Belarus

 

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1.................................................................................................................. 8

Строение головного мозга........................................................................ 9

Нейроны и нейротрансмиссия (нейропередача)........................... 12

Эффекты злоупотребления наркотиками........................................ 16

Анаша, марихуана,гашиш...................................................................... 19

Механизм действия.................................................................................... 19

Опиаты............................................................................................................. 24

Механизм действия.................................................................................... 25

ИНГАЛЯНТЫ(летучие вещества)........................................................ 30

Механизм действия.................................................................................... 31

Галлюциногены........................................................................................... 33

Механизм действия.................................................................................... 34

Анаболические стероиды........................................................................ 37

Механизм действия.................................................................................... 38

Стимуляторы................................................................................................. 40

Механизм действия.................................................................................... 41

Общие цели..................................................................................................... 45

Обобщение деятельности......................................................................... 45

Часть 2................................................................................................................ 46

История злоупотребления психоактивными веществами...... 47

Опий................................................................................................................... 49

Использование опиума в терапии......................................................... 51

Териак............................................................................................................ 53

Филониум...................................................................................................... 54

Лауданум, анодинум................................................................................... 54

Парегорик..................................................................................................... 55

Опиумные препараты в психиатрии.................................................... 56

Первые описания опийной наркомании................................................ 56

Открытие морфина. Наркомания как социальная проблема........ 59

Кокаин.............................................................................................................. 62

ЛСД..................................................................................................................... 63

Анаша, марихуана..................................................................................... 64

Часть III............................................................................................................. 66

Закон, наркотики, наркоманы….......................................................... 67

Зарубежный опыт..................................................................................... 67

Законодательство Российской Федерации........................................ 70

Употребление наркотиков и психотропных веществ.................... 71

Незаконные операции с наркотиками.................................................. 71

Склонение к потреблению наркотиков................................................ 75

Культивирование наркосодержащих растений............................... 75

Организация и содержание притонов................................................. 76

Преступления, связанные с наркотиками............................................ 76

Принудительные меры медицинского характера............................. 78

Часть IV............................................................................................................. 81

1. Программа первичной профилактики наркоманий и ее развитие 83

1.1 Главные принципы программы профилактики........................... 83

1.2 Этапы разработки программы...................................................... 84

2. Целостный подход................................................................................. 85

2.1 Употребление алкоголя, наркотиков и табака.......................... 86

2.2 Риск одностороннего подхода......................................................... 87

2.3 Влияние ролевой модели.................................................................... 89

3. Реализация единого подхода........................................................... 91

3.1 Учет географических, экономических и национальных особенностей. 91

3.2 Целевые подгруппы............................................................................. 92

3.3 Помощь целевым подгруппам.......................................................... 93

4. Деятельность целевых подгрупп..................................................... 94

4.1 Начальная школа.................................................................................. 95

4.2 Средняя школа...................................................................................... 97

4.3 Cемья....................................................................................................... 98

5. Обучение участников программы................................................ 101

5.1 Предварительное обучение............................................................ 102

5.2 Обучение в ходе выполнения программы.................................... 103

5.3 Обучение по результатам «обратной связи»........................... 103

5.4 Долговременное обучение................................................................ 105

6. Педагогическая концепция............................................................. 105

6.1 Три основные цели педагогической концепции......................... 105

6.2 Средства достижения целей........................................................ 106

Эффективность профилактики........................................................... 110

Часть V............................................................................................................. 112

Занятие 1. Вступление, знакомство, правила общения.......... 115

Занятие 2. Общение, речевое, неречевое, умение слушать и говорить. 117

Занятие 3. Критика, критические замечания............................... 120

Занятие 4. Помощь друг другу............................................................ 123

Занятие 5. Решение проблем................................................................ 125

Занятие 6. Настроение, чувства......................................................... 127

Занятие 7. Ценности................................................................................ 132

Занятие 8. Психоактивные вещества.............................................. 132

Занятие 9. Жестокость насилие......................................................... 133

Занятие 10. Секс, реклама безопасного секса............................ 134

Занятие 11. Итоги...................................................................................... 135

Часть VI........................................................................................................... 136

Ценности....................................................................................................... 140

Правила, препятствующие употреблению алкоголя и других наркотиков 142

Причины и признаки................................................................................. 143

Почему люди употребляют наркотики?........................................... 143

Когда это можно заметить?.............................................................. 144

Примечание.................................................................................................. 146

Список литературы.................................................................................. 147

 


 

Предисловие 1

В частях 1, 2, 3 отражена информация для преподавателей средних учебных заведений, которая может быть использована на уроках биологии, обществоведения и истории в целях антинаркотического просвещения. Она предназначена для того, чтобы сформировать понимание детей 8-11 классов относительно биологических эффектов при злоупотреблении психоактивными веществами, политических последствий торговли наркотиками в истории, об отражении проблемы злоупотребления наркотиками в законодательстве Российской Федерации.

Предложенная информация, может быть использована при проведении уроков по общеобразовательным предметам. Она может быть дополнена и развита, а также использоваться фрагментарно, в соответствии с задачей сформировать первичные научные понятия о наркотиках и негативных последствиях злоупотребления. В зависимости от общего уровня осведомленности аудитории учащихся, обыденных представлениях о наркотиках, информация может представляться с той или иной мерой условности, упрощения и обобщения.


 

 

 

Часть 1

для преподавателей биологии

и анатомии


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: