Инструктор по ФИЗО Жирнова О.В.




Инновационные педагогические технологии

В воспитании здорового ребенка, как части экосистемы дошкольного образования

МБДОУ д/с комбинированного вида №16 «Радуга» г. Петровск

Заведующая Харитонова Е.М.

Старший воспитатель Портнова Т.А.

Инструктор по ФИЗО Жирнова О.В.

 

Инновационным направлением в реализации технологии «Здоровый дошкольник» Егорова Б.Б., стала интеграция данной технологии с технологией оздоровительно-познавательного геокешинга. Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. Мы в детском саду используем адаптированную версию игры геокешинг для дошкольников с использование макетов, карт, схем, маршрутов.

Оздоровительно-образовательный геокэшинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников. Он обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя:

· Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

· Наличие чётко оговариваемых правил.

· Наличие ясной, конкретной цели.

· Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.

· Групповую рефлексию.

· Подведение итогов.

А также пять образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи игры Геокэшинг

· Создание тайников, хороших и разных, интересных и загадочных.

· Приобщение к активному, здоровому образу жизни.

Технология привлекательна еще и тем, что в ходе игры дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения, делают первые шаги в краеведении. Вводить игру необходимо поэтапно:

1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта, находящегося на территории за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.

2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.

3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.

4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.

Технология позволяет проводить обучение детей в виде игры, делает обучение интересным, творческим и значимым для участников.

Здесь приветствуется фантазия. Участники игры приветствуют тайники творческие: с загадками, ребусами, кроссвордами, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий. Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять.

Правила игры:

· Разделиться на команды (детей, родителей и педагогов );

· Придумать названия команд;

· Выдать каждой команде карты с развивающими заданиями на каждом этапе; Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать); Карта, схема (схематическое изображение маршрута);

· Первая команда покидает место игры, для нее можно придумать какое-нибудь спортивное развлечение на это время, или флешмоб;

· Вторая команда получает контейнеры, закладывает тайники и делает пометки на карте. Одной теме может быть приурочен только один тайник.

· Команды меняются;

· После посещения найденный тайник должен быть помещен на прежнее место и хорошо замаскирован; Поиск клада осуществляется, руководствуясь подсказками взрослого: воспитателя или родителя, по маршруту, схеме или карте. Карта состоит из всех опорных пунктов(этапов), для детей младшего дошкольного возраста карта должна состоять из 3-4 этапов; для детей старшего дошкольного возраста 3-7 этапов. На каждом этапе припрятан кусочек пазла, однако добыть его можно, если решить какую - нибудь задачку, головоломку, выполнить физическое упражнение, элемент спортивной игры и т.д. Так как мы ищем кусочки пазлов, нам не важна последовательность, в которой дети будут находить элементы

Этапы игры:

· Найти тайник

· Забрать из тайника клад, или положить предмет взамен взятого.

· Рассказать о своей находке

Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.

Для того, чтобы дети хорошо ориентировались на макете подобраны игровые обучающие ситуации для воспитанников: «Учусь составлять план», «Учусь искать клад по плану», «Учусь обозначать на плане место клада», «Учу играть другого».

Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. В ходе игры дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно.

Нами апробированы задания и подсказки, для проведения геокешинга:

Младшая группа – описание коробочки по цвету, размеру или расположению, например,

-подсказка: во второй коробочке справа,

-используем 2 оранжевые коробочки 1 синюю,1 зеленую. Подсказка: в оранжевой и зеленой коробочке кусочка нет.

Средняя группа усложняем задание – описание: коробочка с кусочком пазла оранжевая, но в правой и в левой коробочке куска пазла нет или кусочек пазла в красной, но не самой большой коробке.

Старшая и подготовительная группы еще усложняем задание- дается условие: на коробочках написана ложь

-на зеленой коробочке - пазл в зеленой коробочке

-на синей коробочке – пазл лежит подо мной (под коробкой)

-на красной коробочке- здесь ничего нет. Дети должны догадаться, где лежит пазл. (пазл лежит в оранжевой коробке, на которой ничего не написано).

Игра может проходить по двум вариантов маршрутов: линейном или кольцевом. Чаще всего используем в своей работе линейные маршруты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции в определенной последовательности. Кольцевые маршруты, очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности.

 

Как показывает практика, традиционные формы, методы и приемы работы, не всегда несут в себе тот потенциал, которым обладают инновационные педагогические технологии. Из большого разнообразия форм взаимодействия с детьми и их родителями, педагоги нашего ДОУ отдают предпочтение деятельности, которая предполагает максимальную включенность в воспитательно – образовательный процесс - геокешинг.

Работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью педагоги ведут через реализацию оздоровительно- образовательных маршрутов. Каждый маршрут моделируется, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, с интеграцией деятельности по основным образовательным областям развития.

Использование технологии позволяет изменить формат летней оздоровительной работы в детском саду. Целью этого формата является: пропаганда здорового образа жизни через спортивно-познавательную игру, воспитание полезных привычек по сохранению своего здоровья и мотивация дошкольников к занятиям физической культуры и спортом, элементам спортивной игры бадминтон. Важнейший компонент игры геокешинг в летний оздоровительный период - радость от участия, дух приключения, найденный клад, общение со сверстниками и взрослыми, сказочными и лесными персонажами, которые принимают активное участие в игре, удовольствие от совместной деятельности.

 

Взаимодействие с родителями воспитанников для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках приобщения к здоровому образу жизни можно использовать технологию «Маршрут выходного дня». «Маршрут выходного дня» может разрабатываться для родителей с детьми всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута. Задачи маршрутов выходного дня: приобщение воспитанников к здоровому образу жизни. «Маршрут выходного дня» проводится 1 раз в квартал. Родителям предлагаются буклеты с маршрутом, в котором дана информация о месте, которое можно посетить с ребенком (ФОК, тропа здоровья в Лесопарке, городской парк и т.д.). Алгоритм разработки маршрута выходного дня:

1.Сбор информации о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города через сеть интернет, телефонную связь, личное посещение.

2.Сбор информации о необходимом снаряжении, условиях посещения.

3.Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.

4.Составление буклета для родителей.

Каждый поход по «маршруту выходного дня» должен иметь обратную связь. И эту связь проводить в форме утреннего сбора по следующему алгоритму:

· Организация утреннего сбора в понедельник, в группе.

· Обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, сувениров, магнитов, буклетов с места посещения.

· Выслушивание мини-сообщений с опорой на модель (мнемотехника).

Оформление результатов посещения в «Книгу странствий»

 

 

Еще одна из технологий, которую активно использует инструктор по физическому развитию это Тропа здоровья на участке детского сада и групповых участках.

Оборудованные «тропы здоровья» в нашем детском саду помогают увлечь детей игрой в здоровье. Детей привлекает нестандартное наполнение: разные камушки (керамзит, щебень, галька), ракушки, песок, свежее сено, опилки, шишки, спилы деревьев, мягкая трава и конечно же вода! Ее оформление приглашает к движению и вызывает положительные эмоции. Она оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать ступни. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка, энергетику, снять стресс и улучшить его общее психоэмоциональное состояние. Хождение босиком по раздражителям на "дорожке здоровья" закаливает кожу стоп под влиянием пониженной температуры земли и тем самым проводим профилактику плоскостопия.
Основным целями организации «тропы здоровья» являются:
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движения;
- улучшение функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем;
- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
- улучшение эмоционально-психического состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.

Создание оптимальной двигательной среды с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников.

«Тропа здоровья» - это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе, задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру, ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений, он начинает лучше понимать возможности своего тела, развивает тактильные ощущения, координирует движения, а значит, улучшает здоровье, тем самым относится к нему бережнее.

Благодаря "Тропе здоровья" мы планируем добиться следующих результатов:
- снижение психоэмоционального напряжения дошкольников;
- будет отмечена положительная динамика развития познавательных
процессов;
- вырастут ростовесовые показатели;
- будут сформированы основные физические качества детей;
- возникнет потребность вести здоровый образ жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: