Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности




Введение

 

Большая часть жизни человека, как социального существа, посвящена общению. Именно в общении люди оказывают друг на друга непосредственное воздействие, которое отличается по сложности. Это может быть простое воздействие в виде просьбы или предложения, либо сложное, проявляющееся в различного рода манипуляциях. От того, насколько человек владеет искусством общения, зависит успех в различных делах и деятельности в общем. Другими словами, общение будет эффективно только когда люди, взаимодействующие друг с другом, обладают определенными коммуникативными навыками.

 

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является важной проблемой в социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

 

Определение тренинга

 

Тренировка, тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

 

Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

 

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

 

1. как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

2. как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

3. как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

 

Социально-психологический тренинг зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

 

Методы тренинга

Методы, приёмы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:

 

1. Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

 

2. Игровые методы — (деловые игры, ролевые игры, дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные). Развитие социальной перцепции — вербальные и невербальные методы.

 

3. Телесная терапия.

 

4. Медиативные техники.

 

В числе специфических методов, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:

 

1. «Аквариум» — Мастерские;

2. «Алгоритм-лабиринт» — Метод заданий;

3. Брифинг-группы — Метод инцидентов;

4. «Папка с входящими документами» — Метод кейсов. Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.;

5. Игры-симуляции

6. Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике;

7. Дебаты — Программированные инструкции;

8. Демонстрация — Работа в малых группах;

9. Дискуссия — Разговор;

10. Игры — Решение узкоспециальных вопросов — Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой; представляет собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания;

11. Кратковременные ротации — Ролевые игры;

12. Лекция — Семинар;

13. Стратегические креативные сессии.

 

Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

 

Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.

 

Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию.

 

Инструменты тренингов

Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

 

Видео анализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видео анализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

 

Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности

Тренинг коммуникативной компетентности заключается в выработке социально-психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний.

 

1. умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;

2. умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;

3. умение психологически точно определить «точку» завершения общения;

4. умение максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;

5. умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

6. умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;

7. умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению, умение овладеть и удержать инициативу в общении;

8. умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;

9. умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении.

 

В тренинг коммуникативной компетентности могут быть включены упражнения целью которых является: снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, формирование мускульной свободы в процессе общения, овладение навыками психофизиологической само регуляции, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д.

 

Упражнения на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает овладению способами эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования.

 

Средством решения задач тренинга коммуникативных умений служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Их количество меняется в зависимости от специфики целей группы.

 

Так в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповыми процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д.

 

В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. Участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни, при этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. За игрой следует психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект.

 

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира.

 

Эффективность тренинга определяется тем, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки слушателей к конкретной деятельности.

 

Таким образом, психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются как в рамках клинической психотерапии, так и для работы со здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: