Практикум по социально-психологической диагностике
Сезон декабрь 2017. Заочная форма обучения
Литература
Садмен С., Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований - Москва, 2005.
! Сикевич З. В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб. 2005.
Феннето Э. Интервью и опросник. СПб., 2004.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
Фокус-группы
Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996.
Крюгер Р., Кейси М. Фокус-группы: Практическое руководство. М.: 2003.
Мельникова О. Т., Фокус-группы: методы, методология, моделирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" - М., 2007.
+ в Тверской областной универсальной научной библиотеке им. А.М. Горького
Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989.
Галицкий Е. Б., Методы маркетинговых исследований - Москва, 2006.
+ в Научной библиотеке ТвГУ
Основы социально-психологических исследований /Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Гардарики, 2007. - 334с Гриф УМО.
Тихонова Елена Викторовна. Методология и методы социологического исследования: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Тихонова Елена Викторовна. - Москва: Академия, 2012.
Изучение дисциплины заканчивается ЗАЧЁТОМ.
Задания обязательные для выполнения
Задания выполняются индивидуально, письменно. Другим шрифтом приведены примеры.
Задание 1. Привести примеры формулировок видов вопросов в анкете. Тематика: профессиональный успех или любая другая (кроме приведённой в примерах).
1. Информационный закрытый дихотомический.
Вы были за границей? А) Да. Б) Нет.
2. Информационный закрытый шкальный.
Насколько Вы довольны работой Вашего отельного гида? Оцените по шкале от «1» - очень плохо, «7» - прекрасно.
1 2 3 4 5 6 7
3. Информационный полузакрытый.
Какие страны Азии Вы посетили? (укажите все, где были)
А) Таиланд. Б) Вьетнам.
В) Индия Г) Другое _______________________________________.
4. Информационный открытый.
Какие страны Вы хотите посетить?
Вариант – свободные ассоциации.
Какие у вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «море»? Пишите всё, что приходит в голову.
Вариант – незаконченные предложения.
Продолжите предложение: Мой идеальный отдых – это…
5. Информационный о фактах сознания.
Каких туроператоров Вы предпочитаете? Обведите вариант кружком.
А) «Пегас туристик». Б) «Анекс тур»
В) «Корал трэвэл». Г) «Тез тур». Другие _________
6. Информационный о фактах поведения.
Вы были на Красном море?
7. Функциональный контактный вопрос (контактёр).
Вы любите лето?
8. Функциональный буферный вопрос/утверждение.
На пляже можно купаться и загорать, а на экскурсиях смотреть достопримечательности. Следующие вопросы будут об экскурсионном отдыхе.
9. Функциональный контрольный и основной (к которому он сформулирован).
Основной: Опишите в свободной форме хорошего турагента. Каким он должен быть?
Контрольный: Вы бы купили тур у человека, который сам не был в стране, куда вы собираетесь поехать.
Рекомендация по формулировке контрольных вопросов
Переформулировать прямой вопрос, спросить другими словами, используя синонимы, смягчить категоричность. Выделить в вопросе несколько параметров, сформулировать несколько вопросов.
Они, как правило, применяются для сензитивных вопросов. Примерные тематики: организационные изменения, характеристики соискателя при приеме на работу, сексуальное поведение, зависимое поведение, девиации и т.д. Можно предварить вопрос примерно таким комментарием: «В настоящее время многие люди… Бывает ли такое с Вами?». Начать вопрос со слов «Если бы Вы были …, то тогда Вы…?».
Примеры
Прямой вопрос: «Пользуетесь ли Вы продукцией компании Lancome?»
Контрольный вопрос: «Какие из Ваших косметических средств произведены компанией Lancome?»
Прямой вопрос: «Что Вас не устраивает в управлении компанией?»
Контрольный вопрос: «Если бы Вы были руководителем компании, как бы Вы осуществляли свою деятельность»?
! Задание 2. Разработать анкету по теме, предложенной преподавателем. Объем – минимум 15 информационных вопросов. Самостоятельная работа принимается на листах А4, желательно в печатном виде.
Тема: «Представления о профессиональном успехе».
Можно закладывать свои параметры и конкретизировать объект – для кого она предназначена. Например: «Представления о профессиональном успехе у руководителей». «Представления студенческой молодежи о профессиональном успехе».
Чтобы разработать анкету нужно знать:
1. Тему. (Например, понятия «успех», «эффективность», «карьера», «профессиональная деятельность» и т.д.)
2. Методику конструирования анкет.
Параметры оценки качества анкеты:
• Соответствие содержания теме.
• Композиция: наличие обращения к респонденту, инструкции, последовательность вопросов, социально-демографический блок, благодарность.
• Формулировка вопросов и ответов, их корректность в соответствии с логикой и грамматикой.
МАКЕТ АНКЕТЫ(голубым цветом написаны пояснения, не для печати)
В рамках представлены блоки анкеты, в реальных бланках анкет блоки графически не выделяют.
Подтемы (параметры) знает только исследователь, в анкете они не прописываются.
Анкета «Название»
Обращение Уважаемый респондент!
Введение
Организация, которая проводит опрос. (Например, «Туроператор Coral travel проводит опрос…») Для чего, цель. (Например, «мы проводим опрос с целью узнать предпочтения туристов касающиеся летнего отдыха»).
Заверения в анонимности. («Мы гарантируем конфиденциальность», «Данные будут использованы в обобщённом виде и только в научных целях»). Где можно найти результаты исследования.
Инструкция. Как заполнять анкету. Где писать ответ самим. Где выбирать из предложенных вариантов.
Просьба о честности ответов. «Просим отвечать на вопросы искренне». «Здесь нет правильных и неправильных ответов, нам важно узнать Ваше мнение».
Контактные вопросы
- 2. Вам нравится путешествовать? ___________________________________________________________
- 1. Какие города России вы посетили? ________________________________________________________
Основная часть. Содержательные вопросы по теме исследования
Подтема 1 (Параметр 1) Пример: обращение за туристическими услугами.
1. Пользовались ли Вы услугами турагентств? (Покупали готовый тур?) Обведите ответ.
А) Да; Б) Нет.
…
Подтема 2 (Параметр 2) Пример: путешествия за границу.
Подтема 3 (Параметр 3) Пример: путешествия по России.
Подтема 4 (Параметр 4) Пример: пляжный отдых.
Подтема 5 (Параметр 5) Пример: экскурсионные туры.
Подтема 6 (Параметр 5) Пример: попутчики, количество туристов.
15. С кем вы предпочитаете путешествовать?
А) С семьёй, родственниками;
Б) С друзьями;
В) Один (одна)
Г) Другое __________________________________________________________________________.
Дополнительные комментарии
Что бы Вам ещё хотелось сказать по данной теме?
____________________________________________________________________________________
Социально-демографический блок
16. Ваш пол: М__, Ж__.
17. Ваш возраст _____.
18. Образование ___________________
19. Род занятий:
А) Работаю,
Б) Учусь,
В) Не работаю,
Г) Другое __________________________
Благодарность Спасибо за участие в исследовании!