Тема: политические и правовые учения древнего востока

Тема: предмет истории политических и правовых учений, цель и задачи курса

Главная цель курса - формирование навыков творческого и аналитического мышления

Тема: политические и правовые учения древнего востока

Одним их первых юристов был Лао-Цзы в 6в до нашей эры. Его учение сводилось к тому что миром управляет всеобщий закон Дао(«путь»). С его точки зрения самый хороший правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. В этом выражении скрывается вся его концепция о государстве и праве. Даосизм не очень сильно отразился на его развитии.

Основное развитие прошло на почве борьбы конфуцианства и лигизма, отличаются лишь взглядом на человека.

Конфуций считал что человек – божественное создание, духовная материя, и раз так, применять к человеку какие то репрессии бесполезно, это приведет лишь к обратному результату. Управлять – значит поступать правильно, прежде всего правителю. Категория управления – наличие у человека стыда. Конфуций предлагал управлять государством , используя модель семьи, есть зависимые, есть зависящие .следование таким традициям, китайцам удалось пронести традиции через века(например в одежде).

В 3 веке до нашей эры возобладала тенденция лигизма(lex – закон). Лидером был император Шан-ян(4вднэ). Смотрел на человека как на животное, управляя им кнутом и пряником. Прагматично относился к законам, говоря: мудрый творит законы, а глупый ограничен им. Он издавал эти законы и заставлял ему подчиняться, якобы он создан для глупцов. Ницше говорил: слабый стремится к истине, сильный стремится к победе. Это жесткая позиция, отражается другую сущность человека. Шан-ян говорил: человеколюбия недостаточно для того, чтобы все были человеколюбивы. Высший пример нечеловеколюбия – убийство. Только наказание может изменить нечеловеколюбивого не убивать

 

 

ТЕМА: политические и правовые учения античных обществ

Политические и правовые учения отражают традиционный взгляд на государство и права для этого периода. Характерно:

1) Религиозное сознание – подчиненное положение разума

2) Рабовладельческое общество – рабы и в Афинах, и в Спарте, и в Риме не считались полноценными людьми

Сократ(469-399г д.н.э.) – не был философом, правоведом, политологом в современном смысле. Он не написал ни одной строки, и это не умаляет, а лишь повышает мнение о нем(не написав ни одной строки, о нем говорят до сих пор).

Сократ был основателем аналитического метода в юриспруденции и в развитии политико-правовой мысли. Сократ всю свою мудрость реализовывал посредством бесед, диалогов на политико-правовые темы. Моевтика – метод рождения истины путем диалога. Сократ вставал на позицию «я знаю, что я ничего не знаю». Это значит он занимал позицию, которая позволяла восходить снизу вверх, а не сверху вниз. Другой смысл фразы – человеку познать абсолютную истину не дано в силу ограниченности его умственных способностей.

У Сократа было специфическое отношение к закону. Он, в отличие от большинства образованных Афинян, обладавших религиозным сознанием, обладал разумом, являлся родоначальником рационалистического познания.

Сократ говорил: да, существуют законы природы, но человек это понимает с помощью разума, но смог бы он это понять, не обладая разумом?

Его отношение к позитивному законы было таким: та норма, что создана человеком – и есть справедливость, не бывает справедливости без закона. Для Сократа закон и справедливость тождественны.

Сократ с помощью диалогов приводил собеседников к выводу, что хороший правитель – не тот, которого выбрали, а тот, кто умеет управлять. Эти разговоры привели к тому что его арестовали, судили, обвинили в безбожии, нарушении законов, в «развращении молодежи»(своими разговоры уводил молодежь от подчинения властям). Его смерть сыграла огоромную роль в жизни его учеников.

 

Платон(427-347г.д.н.э.) тяжело переживал смерть Сократа. Основал в пригороде Афин философскую школу – «академия». Является основателем теории «объективный идеализм». Платон предполагал возможность существования особого мира идей – такого мира, где все существует в идеальном варианте, то есть оно нематериально, дотронуться и увидеть это нельзя. А наш мир – мир вещей.

Все свои взгляды на государство Платон изложил в диалоге «государство». Он писал о том, какое должно быть идеальное государство. На земле существуют специальные люди- философы, у которых есть память души, а душа оттуда, из мира идей. И философы помнят о том, каким должно быть идеальное государство.

Идеальное государство строится по тому же принципу, что и организм, и космос.

За душой человека есть три душевных начала:

1) Разумное(философы)

2) Яростное(воины)

3) Вожделеющее(ремесленники и земледельцы)

Платон определял 3 сословия в соответствии с типом души.(в скобках)

Главная причина функционирования государства – каждый должен заниматься своим делом и не вмешиваться в дела другого сословия. Любая попытка заняться не своим делом приводит к разрушению идеального государства.

Частная собственность – зло, основа нарушения справедливости, причина разрушения идеального государства, появляются богатые и бедные и конфликты между ними и преобладает яростное начало. Появляется Тимократия –государство, которое воюет само с собой и в котором власть принадлежит сильнейшим воинам.. (ТИМО – честь)

Следующий вид гос-ва – олигархия, появляется так же в результате частной собственности, когда власть скапливается в руках небольшой группы людей. Только они участвуют в упарвлении. В таком государстве существует постоянная опасность гржданской войны, поскольку существуют постоянные противоречия между ними. Как только бедные побеждают, появляется демократия, когда государственные должности формируются по принципу жребия. В демократии царят своеволие и безначалие, нет конкретного конструктивного властного решения.

Демократия рано или поздно заканчивается и перерождается в тиранию.

Тирания – самая дальняя точка от идеального государства

Порча человеческих нравов лежит в основе смены государств.

Противником Платона был Аристотель (384-322г.д.н.э.) – ученик Платона, учился в Академии, затем по примеру своего учителя путешествовал по миру, явился основателем таких позиций, которые сыграли огромную роль в формировании цивилизации.

Аристотель не считал что есть какой то мир идей. Он считал что вокруг нас материя, а материя состоит из атомов, но почему тогда предметы разные, если атомы одни и те же?

У атомов разная структура и количество – это приводит к разнообразию материи

Как определить и кто определяет это? – целесообразность существования.

Любая вещь появляется благодаря целесообразностью появления на свет.

Государство и закон также существуют в соответствии со своей целесообразностью

Аристотель целью государства определял как – это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни.\

Аристотель провел классификацию государств по двум критериям:

1) Количество правящих лиц

2) Цель, которую преследует власть.

3 государства правильного типа:

1) Монархия

2) Аристократия

3) Полития(управляет большинство)

Цель – как можно лучшее существование всех граждан

 

3 государства неправильного типа:

1) Тирания управляет государством , но в своих целях

2) Олигархия

3) Демократия

Учение об атомарности материи. Атом – независимая, неделимая единица материи.

Давая свою характеристику государствам, он большое внимание придавал географическому фактору и количеству населения. «территория государства должна быть легко обозримой, все граждане должны знать друг друга». При других условиях это деление государств не работает.

Аристотель подразделял право на естественное и условное. Естественное право существует от природы и человек не может это изменить. Условное право – право, установленное человеком. В условное право входят как писаные законы, так и обычное право. Аристотель считал, что естественное право стоит выше закона, а среди законов важнее те, которые основаны на обычае.

Аристотель не видел места в своем городе для рабов.

Тема: Христианские теологические политико-правовые учения.

Епископ Аврелий Августин (Блаженный) 354 – 430г.

Основной труд: «О граде божьем»

Факт грехопадения - начало разделения мира на 2а града: град божий(живут праведники) и град земной(все остальные люди). Человек, житель града земного – грешник, т.к. у него есть свободная воля(по мнению Аврелия – лишнее качество). Если человек поступает по своей воле, как правило грешит – не в соответствии с христианскими заповедями. Когда человек живет по человеку, а не по богу, то он подобен дьяволу. Человек, живущий в соответствии с 10 заповедями, не нуждается в принуждении. Но т.к. большинство людей грешники, то гос-во необходимо, ибо оно поддерживает земной(временный) порядок. Главный смысл существования гос-ва – помогать церкви. НА пути спасения души Аврелий был сторонником мер принуждения. Аврелий говорил, что если человек наносит вред себе, то это проступок, а преступлением стоит считать вред другому человеку.

 

Церкви нужна была «живая кровь» идеологическая:

Фома Аквинский 1226-1274г. Главный труд: «Сумма теологий» Главная мысль Фомы: Вера выше разума, но не противоречит рузуму.

5 логических доказательств существования бога:

1) Движение (все меняется, если все движется, то движение могло быть начала только богом)

2) Производящая причина (все существующие вещи были кем-то произведенны)

3) Необходимость (каждая вещь возникает в силу своей необходимости)

4) Совершенство (Один критерий совершенства – Бог)

5) Целеполагание (все существующее имеет свою цель, изначально цель определяет Бог)

Это схоластические доказательства. Формально логические.

 

Фома Аквинский разделяет все законы на 4 категории:

1) Вечный закон (это сам божественный разум, управляющий миром)

2) Естественный закон (законы по которым существует человек в обществе себе подобных(например закон продолжения жизни)

3) Человеческий (право, созданное человеком)

4) Божественный (библия)

 

 

Тема: учение о законах и государстве Марсилия Падуанского

Суть еретических течений – отрицание церкви в качестве необходимого посредника между богом и человеком. В результате критического взгляда на церковь и ее роль на формирование государственных структур возникла концепция Марсилия Падуанского

Марсилий Падуанский (1280-1343г) – богослов и медик, известный ученый. 1324г – написал книгу «защитник мира» - в ней он подвергает очень резкой критике все теократические концепции, он говорит: несмотря на существование таких концепций на земле не прекращаются войны, конфликты, восстания, почему при господстве теократических концепций такое происходит? Ответ – церковь вмешивается не в свое дело, пытается управлять не только душой, но и телом. Все конфликты происходят потому что церковь пытается вмешаться в дела светских властей, а это неправильно, потому что основная цель жизни человека – нормальное человеческое бесконфликтное общежитие.

Есть 2 вида законов, которым подчиняется человек:

1) Божественный – идеал, показывает путь, по которому двигается человек, если он хочет спасти свою душу. Соблюдение закона обеспечивается страхом

2) Человеческий – должен регулировать поведение людей так, чтобы сохранять общее благо, а также прочность и твердость власти. Соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением

 

Марсилий разграничивает сферы и методы деятельности государства и церкви. Выступает против объединений понятий «грех» и «преступление».

Только Бог может наказывать грешников, но это не должно делать государство. Церковь не должна принуждать, должна только учить, проповедовать, толковать божественный закон, потому что какой бы ни был благодатный представитель духовенства – он остается человеком и не может справедливо оценивать человеческие поступки и наказывать.

 

По сути дела Марсилий говорит о свободе совести. Церковный суд не имеет права вмешиваться в светкие дела. Священник может только учить, но не принуждать.

Падуанский допускает для человека возможность свободы выбора. Высказывался за реформу церкви, выборность священников.

Марсилий является автором концепции народного суверенитета. Народ лучше всего подчиняется тем законам, которые сам создает. Народ – совокупность граждан, или важнейшая их часть. Можно ли считать что закон будет принят верно, если под народом понимать всех, кто населяет государство? Поэтому к гражданам относится, в первую очередь, высшая категория граждан(военные, священники, чиновники) низшая(торговцы, земледельцы и ремесленники). Высшая категория такая, потому что они заботятся об общих интересах всех граждан

Марсилий одним и первых сформулировал основные положения теории народного суверенитета. Правительство создается для исполнения законом ради общей пользы и избирается своим народом

 

Тема: политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодального государства

 

Слово о законе и благодати(1051г) – автором был первый русский митрополит Илларион. Он в полном соответствии с христианской концепцией вносит свою оригинальную часть. Он говорит, что в жизни праведного христианина существует 2 цели: законопослушное поведение и благодать как высшая цель. Законопослушное поведение выражено в Ветхом Завете(он же является законом). Если будешь соблюдать заповеди – то будешь жить без проблем в этом мире, а в сверхъестественном нет. Путь к благодати указан в Новом Завете. Он пишет: закон(ветхий завет) был дан человеку на приготовление благодати и истины. Точно так же как скверный сосуд омывается водой закона, потом способен вместить молоко благодати

Закон и благодать не противопоставляются друг другу, это как бы 2 ступени к царствию небесному.

Политические воззрения Иллариона: князя он называет причастником(соратником) божьим, наследником небесного царства, потому что на князе лежит огромная, ни с чем не сравнимая ответственность за судьбу народа. Он должен быть самодержавцем, но князт не должен допускать произвола. «управляй по справедливости: мало казни, много милуй, поскольку наказанием многого не добьешься.

Его воззрения были развиты князем Владимиром Мономахом в 1113г. он составил «поучение детям», где были развиты эти воззрения на право, на власть, бога и так далее.

 

ТЕМА: политические и правовые воззрения в Европе в 16 веке.

Европа уже пережила ряд войн, кризис христианской идеологии, пережила периода Возрождения(возрождение античных традиций). Поэтому появилось много теорий, которые выбиваются из теологических концепций.

Учение о государстве и праве Николо Маккиавелли(1469- 1527). Он должно жил и работал во Флоренции во Флорентийской республике. Написал несколько трактатов. Основная работа «Государь».

Его концепция отличается реалистичностью, приземленностью, он отказывается от каких-либо религиозных обоснований государства и права. Он идет не от бога, а не от человека и говорил что человек – существо, которое преследует свои цели, несовершенное, со своими страстями, симпатиями, антипатиями. «на пути к достижению своей цели человек совершает поступки, которые всегда похожи друг на друга. Маккиавелли использует принцип историзма – учение истории поведения человек. Утверждает, что зная прошлое можно предвидеть настоящее.

«чтобы знать, что должно случиться, надо знать что было, это происходит от того, что человеческие дела совершаются людьми, которые имеют одни и те же страсти.» человеком руководят одни и те же мотивы. Зная эти мотивы можно определить как человек или группа людей поведет себя в той или иной ситуации.

Чтобы управлять людьми – надо знать причины их поступков

Книгу «государь» можно расценивать как инструкцию по управлению государством.

Эта книга далека от морали, далека от гуманизма. Возник термин «маккивелизм» - учение, которое далеко от гуманности, но оно действует.

Макиавелли обращает внимание на то, что государь не может посягать на собственность человека, более того, наличие собственности греет душу человека.

«даже когда государь считает нужным лишить кого либо жизни, он может сделать это, если налицо объективные основания и причины, но нужно остерегаться посягательства на собственность».

Макиавелли: война – естественное, нормальное состояние человека и способствует формированию мощного государства . «дело государя – война, это его единственная обязанность, которую он не может никому передоверить.»

Он не отрицает религию, говорит что все правители принимают решения, ссылаясь на волю богов, значит религия имеет влияние на политику.

Макиавелли не мог пройти мимо морали. И говорит: мораль – это хорошо, но это говорится не о человеке, а о государстве. Если ты государь и хочешь им остаться – забудь о морали. Политика и мораль живут на разных этажах истории. Государь может забыть о морали, но это не значит что государь не должен выглядеть морально для своих граждан, наоборот, он должен стараться выглядеть в глазах своих подданных максимально морально выдержанным..

«самое главное для государя - создать своими поступками себе славу великого человека, наделенного выдающимся умом» - каждый знает каков ты с виду, но не многие знают каков ты есть, но они не посмеют спорить с мнением большинства, тем более если это государство.

Макиавелли советует быть государю достаточно жестоким по отношению к своим политическим оппонентам, любое проявление либерализма может привести к потере власти

«людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое не сможет»

В руках государя прежде всего есть сила государства, но есть еще и сила закона. Идеальный государь должен совмещать силу закона и силу государя. «с врагом можно бороться двумя способами – законом и силой, первый способ присущ человеку, второй – зверю, но первого порой недостаточно и приходиться использовать второй. Государь должен совмещать эти методы, ибо не всегда хватает закона чтобы управлять людьми.

Из всех зверей пусть государь уподобится двум – льву и лисице, лисица боится волков, а лев капканов. Подобно лисе чтобы обойти капкан и подобно льву чтобы отпугнуть волков.

Макиавелли ставит ограничение на управление народом.

«государю нужно быть в дружбе с народом, иначе в трудное время государь может быть свергнут» потому что есть 2 уровня управления – критическое и стабильное. Государь один – народ разный и не все подчиняются законам

Государь должен жестоко наказывать всех преступников, которые посягнули на жизнь, здоровье или собственность другого гражданина и этим он приобретает еще большую популярность в народе.

«государь, если он желает удержать повиновение подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости, учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем оставив в живых и тем самым учинив беспорядки в государстве.»

«закон только тогда будет действенным ,когда будет опираться на силу государства, на силу армии. Исполнение закона должно быть обеспечено политической волей государства. Закон сам по себе мало что значит. Он значит очень много только тогда, когда есть сильная армия и есть возможность его исполнять.»

 

Политические воззрения Реформации

Процесс реформации имеет прямое отношение к религиозному мировоззрению, о кризисе христианского мировоззрения. Хорошее положение церкви вызвало кризис, сомнение о цели существования церкви, ведь есть бог, божественный закон, заповеди, которые надо соблюдать. Зачем нужна церковь?

Такой вопрос был сформулирован Мартином Лютером в 1517 году в городе Виттенберг в Германии.

Все вопросы он выразил в 95 тезисах и повесил на дверях церкви. Это вызвало общественный диссонанс, и привел к расколу церкви.

Мартин Лютер - христианин.

Есть десять заповедей и врядли из тысячи найдешь максимум одного истинного христианина, и люди бросались бы друг на друга и мир опустел бы. Сила светского закона заключается в том, чтобы спасти человека от самого себя. Бог специально учредил 2 правления - духовное, опирающееся на 10 заповедей, и светское управление, которое опирается на силу принуждения.

Лютер: истинный христианин не нуждается ни в праве, ни в мече. Это значит что его не надо ни к чему принуждать и ничем пугать, у него есть 10 заповедей и он по ним живет. Но таких очень мало, поэтому меч необходим.

Светская власть и законы нужны для поддержания мира среди несовершенных людей. Истинный христианин не должен уходить от мира, он регулярно платит налоги, поддерживает государство. Ему это не надо, но он вынужден это делать. Если светская власть призовет его к выполнению каких-либо обязанностей – он должен это выполнить, христианин должен помогать государству в его миссии по управлению несовершенными людьми.

Мартин Лютер критично относится к монархии, потому что князь сам по себе, без помощи церкви не всегда может принять правильное решение.

Умный князь – редкость, благочестивый князь – еще большая редкость. Поэтому: светская власть всегда должна быть освящена религией, так он добивается того, что каждый князь в своей деятельности опирается на христианские постулаты, но этот принцип не должен действовать в обратном направлении – князь не должен диктовать своим подданным как нужно верить и во что.

«все что связано с верой – свободное дело, и к этому никто не может принуждаться, это личное дело каждого»

 

Жан Кальвин(1509-1564) – основатель протестантского течения кальвинизма. Не признавали церкви и т.д. управление общиной было демократичным(пресвиторами).

Оригинальность концепции заключается в следующем

Тезис об абсолютном божественном предопределении: уже до рождения человека судьба каждого человека предопределена богом, но не в конкретных мелочах, а в главном - куда попадет после смерти, человек этого не знает.

Если человек точно не знает куда он попадет, и человек никак не может повлиять на это предопределение и как бы он хорошо себя ни вел – это никак не повлияет, поэтому они предполагают активную жизненную позицию, стараться «обогащаться», ведь успех в делах может явиться признаком позитивного решения бога о делах.

 

Жан Баден и теория государственного суверенитета.

Напоминание: В 15-16 веках в Европе происходит кризис(Италия, Франция, Германия) и все эти кризисы требовали возникновения новой правовой и политической идеологии, которая бы обосновывала необходимость создания нового сильного государства

Автором этой теории был Французский юрист, депутат Генеральных штатов Жан Баден(1530-1596) - «шесть книг о государстве» в 1576г. он пришел к выводу, что государство является настолько ценным, важным элементом общественной жизни, что только государству должна принадлежать вся полнота власти. Определение суверенитета: это абсолютная и постоянная власть государства, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными. Суверенитет, по его мнению, является первой и самой важной характеристикой государства, без суверенитета не может быть государства.

Жан Баден изучал религиозные труды и не мог выйти за рамки теологической концепции. Государство не стоит выше божьих законов, но стоит выше человеческих законов. «ни один человек не может повлиять на власть суверена»

Эта теория была важна:

1) Она провозглашала независимость государства от церкви, римского папы, от другого государства

2) Стала первым шагом формирования международного права.

Жан Баден говорит: нельзя делить государства на правильные и неправильные – это субъективная оценка, она не дает точных знаний о государстве.

Он предлагает формы государства делить на критерии кому принадлежит суверенитет. Наилучшая форма правления – суверенная монархия, потому что :

- демократия не подходит(народ – зверь многоглавый и лишенный рассудка)

- аристократия не подходит, среди аристократов очень мало умных людей

И только суверенная монархия способна удержать суверенитет и государство от распада. Но и государи не идеальные люди. «если среди государя находится хотя бы один хороший человек – это великое диво».

Баден предлагает совместную деятельность, чтобы оградить монарха от всевластия – монархическое с элементами аристократии(в форме совета).

Он явился основателем концепции, которая легла в основу всех остальных теорий. Стала основополагающей концепцией организации человеческого общежития. Человек живет в государстве, это его естественная и единственная форма жизни

 

Политико-правовые идеи раннего социализма

Все социалистические идеи заключаются в одном – человеческое общество вынуждено выживать в этом мире, то лучше, легче и эффективнее это делать сообща.

Если мы все делаем сообща, то и результаты труда должны быть общими. Человек инстинктивно тянется к этим положениям, когда находится в экстренных ситуациях.

Эти идеи возникли в результате анализа конкретной исторической ситуации в Европе в 16 веке. Это связано также с именем Томаса Мора

Томас Мор( 1478 – 1535) – английский правовед, член парламента.

В 1516г была опубликована его книга – книга о наилучшем устрйстве государства (Утопия – так называют её для краткости)

Утопия – места, которого нет нигде. Книга написана в виде диалога, повествование делается от имени путешественника, который попадает на этот остров и потом рассказывает об устройстве государства на этом острове.

Основные положения утопии:

1) На острове отсутствует частная собственность, жители острова от нее отказались потому что частная собственность является источником всех пороков и преступления. Там, где есть частная собственность – общество само создает воров, поэтому от ЧС надо отказаться

2) Государство – заговор богачей. Власть создана богачами для того, чтобы придать некий характер законности несправедливо нажитому богатству. Само законодательство не случайно выглядит громоздким, сложным и запутанным – это сделано специально, чтобы простой народ понимал его.

3) Утопия – федерация, состоящая из 54 городов, есть только общественная собственность и обязанность всеобщего труда. Труд – не только обязанность, но и одновременно очень почетное занятие. Есть некоторые виды работ(очень сложные, трудные), граждане, которые выполняют такие виды работ пользуются у граждан особым уважением - это стимул к выполнению таких работ

4) Власть. Управление осуществляется сенатом, в котором участвуют по 3 выборных представителя от 54 городов. Сенат занимается распределением продуктов, рабочей силы и осуществляет внешнеполитические функции. Власть пользуется уважением у своих граждан. Уважение к власти достигается двумя-тремя методами: 1) власть выборная, 2) власть построена по образцу семьи, 3) уважение к власти достигается отсутствие коррупции среди чиновников

5) У утопийцев законоведом является всякий, поскольку у них законов мало, и они признает тем более справедливым, чем проще его толкование

6) Преступники у утопийцев есть и государство по отношению к ним применяют репрессивные меры. Преступников не казнят, вместо этого их пожизненно делают рабами, причем рабство выражается к общественным работам.

7) По мнению утопицев рабство является достаточно суровым для преступника и удобным для государства. Труд этих лиц выгодно для государства и устрашает других от совершения преступника. Рабы закованы в золотые цепи, чтобы подчеркнуть пренебрежение к драгоценному металлу.

На практике существованию такого государству помешает иностранное вмешательство. Утопийцы гнушаются войной, считают войну недостойным занятием.

Монах Доминиканского ордена Томазо Компанелло(1568-1639)

В 1623г была издана книга «город Солнца»

Характерные черты:

1) Город создан людьми, которые решили вести философский образ жизни общины

2) Отсутствие частной собственности. Труд – всеобщая обязанность и почет трудящимся.

3) Все жители носят одинаковую одежду, еда. Ходят строем на работу, отдых. Семейные отношения, отдых – все регламентируется государством.

4) Во глав государства стоит верховный правитель – метафизик - высокообразованный человек. Которому помогают соправители, которые именуются в соответствии со своей должностью.

5) Есть жрецы – которые проявляют свои возможности там, где этого не может сделать наука – определяют время посева семян, дни жатвы, ведут летописи и занимаются научными изысканиями.

6) Система права довольно своеобразна. Законы не пногочисленны, ясны и понятны для граждан. Выражены на колоннах храма, где осуществляется правосудие.

7) Преступники есть, но состав преступления – неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, ленность, уныние, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы

Теория естественного права

Голландский юрист, адвокат – 1583-1645. Он обратил внимание на то, что современное ему состояние общества – результат исторического развития, так было не всегда. До образования государства люди жили в так называемом естественном состоянии и регулирование отношений между ними происходило в соответствии с их природой. Главное стремление человека – жить в спокойном, уравновешенном общении с себе подобными. В догосударственном состоянии отношения между ними регулируются естественным правом. Естественное право незыблимо, не может быть изменено никем, ни человеком, ни даже самим богом. Бог не является источником права. Люди находились в состоянии конфликта друг с другом. Основа конфликта – собственность, посягательство на чужое достояние.

Гроций предложил договорную теорию образования государства. Люди договорились между собой. Договор как основа образования государства. Это сделано для того, чтобы избежать конфликтов, 3 основные положения:

1) Государство создано не Богом

2) Государство – результат добровольного объединения людей

3) Причина объединения – желание противостоять насилию

Государство – совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Общая польза – главная причина появления государства. А если не будет пользы для всех граждан? Если государство это договор – то условия его должны соблюдаться. Если условия не соблюдаются, то в исключительных случаях договор может быть расторгнут. В остальных случаях народ должен подчиняться власти, потому что это условие договора.

Народ может избрать любую форму государства. Главное не форма, а то, насколько она отражает волю людей

Книга « О праве войны и мира» содержала в себе настолько революционные идеи

 

Идеи Гуго Гроция был подхвачены Бенедиктом Спинозой(1632-1377г) - он также отметал божественную волю как некую самосущую идею руководства человека. не Бог руководит человеком, а природа, и в ней есть свои законы. Спиноза дополнил теорию Гроция необходимостью. Человек и природа существуют на основе теории необходимости. Необходимость. Главная необходимость человека – самосохранение.

Человек корыстен и честолюбив. Государство возникло на основе договора. Каждый стремится к своей выгоде, но человек по природе не только эгоистичен, но и немного глуповат, поддается страстям, эмоциям. Толпа похожа на необузданную лошадь, которую надо удержать с помощью государства и закона. Таким образом возникает государство

Спиноза одним из первых говорит о демократии как об одном из главных принципов государственного устройства. Законы должны приниматься большим собранием людей.

Спиноза понимал демократию по-своему. Под гражданами он понимал только тех, кто живет в своем праве, обладает правом голоса и правом поступления на военную службу, таким образом исключил женщин, рабов, иностранных граждан.

 

Самуил Пуффендорф(1632-1694) – считал что человек эгоистичен, и хочет только собственной пользы, поддерживал теории договорного создания государства, но договоров было 2. Первый – когда люди собираются и договариваются о создании государства. Второй – между гражданами и правителями об обязанностях правителей и подданных.

Подданные должны подчиняться власти, а правители обязаны заботиться о подданных.образование государства – потеря естественной свободы

Христиан Вольф, Чезари Беккария,Джамбатиста Вико

 

 

Политические и правовые воззрения эпохи просвещения

1) Шарль Луи Де Монтескье

2) Жан-Мори Вольтер

3) Жан Жак Руссо

Эпоха просвещения в правовом и политическом смысле характеризуется особым вниманием к человеку как к существу разумному, и не важно, плохой он или хороший. Главная мысль – человек существо разумное. Идея просвещения не нова, об этом говорили еще в древности. Новым в этой эпохе является то, что впервые во Франции в 18 веке была сконцентрирована мысль о разумной природе человека и человечества вообще.

Одним из первых эту мысль сформулировал Монтескье. Родился в городе Бордо 1689г, был юристом, адвокатом, советником Парламента.

В 1748 была опубликована его книга в Женеве «о духе законов»

Прежде чем начать собственный анализ, он посмотрел на то, как до него предшественники решали этот вопрос. Огромное влияние на него оказала теория естественного права. Именно на разум следует опираться при анализе законов. Закон – есть порождение человеческого разума.

Его концепция основывается на рационализме – разумном мышлении. Это значит, что ход человеческой истории определяется не божественной волей, а действием естественных закономерностей. И закон, и государство исходит от человека

Человек, по мнению Монтескье – существо физическое, интеллектуальное, разумное

Как физическое существо, человек стремится к выживанию, подчиняется неизменным законам природы

Как разумное существо человека обладает волей, воля ограничивает действия разума. Воля иногда противоречит разуму, и поэтому человек порой нарушает законы, и естественные, и человеческие.

Монтескье видит в природе человека доброе существо, природа человека изначально не агрессивная. В догосударственный период человек- существо слабое, робкое, стремится к миру, а не к войне. Но есть объективные физические законы, которые заставляют человека например добывать пищу, и на этой почве возникают конфликти. Конфликты бывают двух видов:

1) Между отдельными людьми

2) Между народами

Эти виды конфликтов побуждают человека установить законы как институты, регулирующие эти конфликтные отношения

Монтескье пишет о трех видов законов:

1) Международное право – регулирует отношения между народами.

2) Политическое право – регулирует отношения между властью и обществом.

3) Гражданское право – регулирует отношения между гражданами.

Монтескье стал задавать себе вопрос, почему возникло такое разнообразие народов?

Ответ: у каждого народа есть определенный дух.

Право каждого народа отражает его дух, существует так называемый общий дух нации, характерный только ему и который отражает специфику правового устройства.

Он сделал вывод, что дух нации формируется постепенно из нескольких факторов





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!