Теологическая теория происхождения государства




Новиков 20КД7

Теологическая и Патриархальная теория происхождения государства:

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства -- религиозная гипотеза о происхождении государства. Слово "теология", в переводе с латинского языка, означает "учение о боге" (theos - бог, logos - учение). Теологическая теория своими истоками восходит к древнему миру. Идеи божественного происхождения права, государства, его институтов возникли еще в Древних Вавилоне и Египте. В большей степени теория стала популярной в период развития феодализма. Получила своё распространение в XIII веке, основателем этой теории был Фома Аквинский (1225-1274) и Аврелий Августин.

Она является наиболее древней, так как религия возникла задолго до образования государств и существовавшие между людьми обычаи базировались именно на ней.

Суть теории: государство - это результат божественной воли.

Следовательно, государство, его институты, власть:

* вечны;

* незыблемы;

* святы;

* их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека;

* являются выразителями воли Бога на земле. Теологическая теория призывает:

* принять государство и власть как данность, полученную свыше;

* признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский представитель Бога на Земле монархи представители Папы и через него Бога в своих государствах),

* полностью и во всем подчиняться власти небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, то есть монархам и государству;

* не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю.

Теологическая теория была развита в учении Аврелия Августина, который подразделял род человека на «два града» - живущих «по богу» и «по человеческим законам». Человек - существо немощное, которое не способно избежать греха и создать на земле совершенное общество. Справедливость может возобладать лишь по вечному порядку, установленному Богом.

В 12-13 веках на территории западной Европы получила развитие теория «двух мечей». Ее суть в том, что у основателей церкви было 2 меча. Один из них, который оставили себе, они вложили в ножны, поскольку церкви использовать его не пристало. Второй передали государям, наделив их правом карать и повелевать людьми. Государь, таким образом, помазанник божий и является слугой церкви. Теория была направлена на усиление церкви, указывала на ее приоритет над светской властью. В это же время развивается учение Фомы Аквинского, утверждавшего, что процесс возникновения государства и его развития подобен процессу сотворения мира Богом. Так, прежде чем руководить миром, господь в него вносит стройность и организованность. Монарх же, в свою очередь, до управления государством первоначально его учреждает и устраивает. Основные труды Фомы Аквинского - «Сумма теологии», «О правлении властителей» и другие. В соответствии с учением Фомы Аквинского, теологическая теория происхождения права основывается на том, что все законным между собой связаны нитями субординации. На вершине находится вечный закон, который заключен в Боге. Все остальные законы производны от него. Выделяется также естественный, позитивный и божественный законы. Первый является отражением вечного закона в разуме человека. Он предписывает стремиться к продолжению рода и самосохранению, обязывает уважать достоинства людей и искать истину. Позитивный закон направлен на достижение добродетели посредством применения силы и под страхом наказания. Божественный закон содержится в Библии и необходим в связи с несовершенством разума человека и тем, что позитивный - не может полностью истребить зло. теологический аквинский государство

Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью -- церкви и религиозным организациям. Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Секулярные идеологи зачастую представляют теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, сводя её к одной лишь «воле Бога». Однако происхождение государства согласно данной теории заключается в синергии (соучастии) Божественной воли и свободного волеизъявления человека, его творческой деятельности. В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает -- как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства.

Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога.

 

Плюсы теории:

· 1) Государство появляется с монорелигией;

· 2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

· 3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;

· 4) препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности

Минус - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Также этой теории придерживался Платон. Среди заметных сторонников данной теории выделяются англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Патриархальная теория исходит из того, что происхождение государства является результатом разрастания патриархальной семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В государстве находит свое завершение и политическая природа человека.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха.

Названная теория подвергается определенной критике, однако, вряд ли можно оспорить тот факт, что состояние благополучия населения в том или ином монархическом государстве во многом зависит от личности монарха. Кто виноват в том, что "с отцами народов" России так часто не везло?

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

Hаспространенная в бурж. науке теория, по к-рой начальной и осн. ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощавшая начала частной собственности и "естественной" власти отца. Согласно П. т., патриархальная семья являлась прообразом гос-ва, патриарх- домовладыка - прообразом монарха, а его власть - прообразом и источником гос. власти. Т. о., П. т. используется для обоснования клас. господства. П. т. впервые была изложена Платоном и Аристотелем, а в ср. века разрабатывалась Августином, Фомой Аквинским, Ж. Боденом и особенно Р. Филмером в его сочинении "Патриарх, или Естественное право королей". Образцами начальных семей для этих писателей были библейская патриархальная община и римская familia. В 18 в. П. т. придерживались энциклопедисты, в 1860-х гг. с нею вновь выступил Г. Мэн. В новейшее время многие бурж. ученые, и особенно В. Шмидт, пытались использовать П. т. в своей борьбе с марксистской концепцией истории. П. т. была опровергнута учением И. Бахофена и особенно Л. Моргана, развитым К. Марксом и Ф. Энгельсом. Изучение первобытнообщинного строя показало, что патриархальная семья возникает на сравнительно поздней с К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.

Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботится о своих подданных, а те в свою очередь должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.тупени развития первобытного общества, в ходе его распада.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических "оруженосцев", готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в "исторический", "судьбоносный", "решающий". Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни.юридически не была защищена.

Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические "оруженосцы".

Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях "детские побасенки". Ее называли "доктриной прописей", антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. Он полагал, что из патриархальной семьи как первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные образования, включая государство. В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата.

Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения государства и права для обоснования неограниченной власти монарха - отца своих подданных и всей нации. Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), на Западе - английского историка права Г. Мэна и других.

Отметим, что в современной науке не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя вместе с государством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: