• французский зоолог;
• развивал представление о едином плане строения всех животных, который меняется под воздействием факторов внешней среды;
пропагандировал единство животного мира на основе общности происхождения всех известных видов.
К). Этьен- Жоффруа Сент – Илер (1772 – 1844).
• французский зоолог; • развивал представление о едином плане строения всех животных, который меняется под воздействием факторов внешней среды; пропагандировал единство животного мира на основе общности происхождения всех известных видов. |
||
V. Закрепление | А). Устно: 1. Приведите примеры бинарной номенклатуры. Назовите родовое и видовое название. 2. Основные таксономические категории: вид →род→семейство→подкласс→отряд, класс →тип. 3. Какая таксономическая категория отсутствует у К.Линнея? (тип). Б). Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы (слайд 22). А) класс Насекомые Б) вид Капустная белянка В) отряд Чешуекрылые Г) тип Членистоногие Д) род Огородные белянки Е) семейство Белянки | |
VI. Подведение итогов | К Линней и его последователи провели огромную работу по изучению и систематизации разрозненного фактического материала, накопленного их предшественниками. Так была заложена научная основа для дальнейшего изучения природы. | |
VI. Д/З: | Конспект с.196-200 |
Вопрос 1.
Что было известно о живой природе в Древнем мире? В эпоху Античности некоторые древнегреческие философы выделяли материальное начало, которое рассматривали как первоисточник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) таким первоисточником считал воду. Живший на полвека позже Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.) утверждал, что живые организмы произошли из воздуха. Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости) был уверен, что основой зарождения жизни является ил. Серьезный вклад в развитие представлений о жизни внес Аристотель (384-322 до н. э.)
Вопрос 2.
Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.? В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христианской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».
Вопрос 3.
Что такое систематика? Систематика — это наука о классификации живых организмов. В древности существовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной систематики были заложены в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778).
Вопрос 4.
По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея? Основой классификации К. Линнея является принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Виды объединяются в род, роды — в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозначения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово названия обозначало род, второе — видовую принадлежность. Например, Homo sapiens — человек разумный, Convallaria majalis — ландыш майский, Ursus arctos — медведь бурый.
Вопрос 5.
Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система — это ариаднина нить ботаники, без нее гербарное дело превращается в хаос». В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой классификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объединять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.
Приложение 1:
В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения.
Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов:
“ Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть. Он попадет в климат благоприятный его развитию”.
• В 1727 году Линней сдает экзамены и был зачислен в Лундский университет, изучает медицину, занимается самообразованием;
• В1732 году Линней отправился в путешествие в Лапландию – результат «Краткая флора Лапландии»;
• К. Линней едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук;
• 1735г К.Линней издает книгу “Система природы”.
• 1739г К.Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в родном Упсальском университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной Звезды и дворянство и звание «Короля ботаники».
• До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей.
| Поделиться: |
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд