РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНТЕРНЕТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ




Эффективность политики противодействия коррупции в современную эпоху информационного общества напрямую связана с возрастающей ролью СМИ, освещающих проблемы борьбы с коррупцией и во многом формирующих представления об этом социальном явлении. В условиях информационно-коммуникативной революции плюрализм СМИ (электронных и печатных, традиционных и новых), множественность автономных и разнообразных источников информации, отражающих широкий спектр сложившихся в обществе политических, социальных, экономических, культурных и иных связей, превращают СМИ в наиболее эффективный инструмент общественного контроля за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, в том числе — в сфере противодействия коррупции.

В механизме противодействия коррупции СМИ решают следующие основные задачи:

1) информирование граждан об ответственности за участие в коррупционных схемах;

2) создание в обществе атмосферы неприятия и осуждения коррупции во всех проявлениях;

3) придание огласке всех случаев коррупции, в том числе создание открытых списков коррупционных дел, как это происходит в странах Западной Европы и США. С подобными инициативами выступал Минтруд России, предлагая создать реестр компаний, привлеченных к административной ответственности по статье о незаконном вознаграждении должностных лиц, с последующим ограничением их доступа к государственных закупкам, а также сформировать реестр госслужащих, уволенных в связи с утратой доверия;

4) открытая поддержка бизнеса в борьбе с коррупцией и расширение возможностей использования СМИ предпринимателями для отстаивания нарушенных прав и интересов;

5) открытая поддержка государственных решений по борьбе с коррупцией.

Коррупционные проявления на сегодняшний день являются мощным барьером на пути развития национальной экономики, наносят серьезный ущерб имиджу Российской Федерации, порождают недоверие со стороны гражданского общества, стремятся не только к государственной власти и установлению контроля над ней, но и к негативному изменению права. В связи с этим проблема противодействия коррупции приобрела актуальность и поистине общегосударственный характер.

В РФ в этом направлении проделана колоссальная работа:

- разработаны, приняты и вступили в силу базовый Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», антикоррупционные нормы Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- специальные изменения внесены в федеральное законодательство по вопросам государственной и муниципальной службы, парламентской деятельности и многим другим;

- в стране сформирован и выполняется Национальный план противодействия коррупции.

Россия присоединилась к:

- Конвенции Объединенных Наций (UNCAC) против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г., подписанной от имени Российской Федерации в г. Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 г.;

- Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой в г. Страсбурге 27 января 1999 г., тогда же подписанной от имени РФ (обе названные конвенции ратифицированы РФ в 2006 г.).

Кроме того, 1 февраля 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» и т.д.

В системе современных СМИ наиболее эффективным инструментом общественного контроля являются независимые СМИ и Интернет, которые больше и чаще всех вскрывают факты коррупции, делая их достоянием общественности. Такой огласки боятся в равной степени и госслужащие, и политики, и нечестные бизнесмены. Данный институт гражданского общества может проводить общественные дискуссии по коррупционной проблематике, освещать антикоррупционные действия государства и общества, вести собственные антикоррупционные расследования, показывать и публиковать факты коррупции.

Для независимости СМИ крайне важна их свобода от прямого или косвенного контроля федеральных, региональных и местных властей. Необходимым условием этого является то, что печатные СМИ — как федеральные, так и региональные и местные (кроме чисто служебных вестников и армейской печати) — не должны находиться во владении, прямом или косвенном любых органов власти. Это способствует формированию конкурентной информационной среды и приобщению к ней различных социальных групп. Другим необходимым условием является прозрачность финансирования СМИ. Это позволит создать в данной сфере систему гражданского контроля. Дело в том, что СМИ подвержены коррупционному воздействию извне. Одной из форм коррупционного воздействия на СМИ является выплата «гонораров» за не публикацию материалов, которые разоблачают коррупционеров. В целях обеспечения независимости СМИ и защиты их от подобного коррупционного воздействия Правительство РФ ежегодно выделяет десятки млрд руб.

Следует отметить издержки процесса коммерциализации СМИ, которые часто в погоне за сенсацией тиражируют известный набор стереотипов в восприятии коррупции и приучают к ним население. Действительно, основная масса граждан делает выводы о состоянии проблемы коррупции исходя из доминирующих стереотипов, сообщений СМИ, рассказов друзей, знакомых, а также из слухов и сплетен. Например, устойчивым стереотипом является мнение о том, что чем выше уровень власти, тем больше она коррумпирована, хотя это не всегда соответствует реальности. Тема коррупции может выпадать из перечня актуальных проблем граждан, что может являться, по мнению социологов, следствием информационного насыщения граждан материалами СМИ, посвященными этой теме. Следует отметить, что на протяжении последних пяти лет тема коррупции являлась одной из основных в центральных СМИ, что могло вызвать ощущение усталости у населения от сведений по данной теме.

Но, несмотря на все усилия государства, значительное число исследований, приходится констатировать, что, к сожалению, не все проблемные вопросы изучены. В частности, к ним можно отнести то, что российское гражданское общество еще не сказало своего веского слова и не показало свой истинный потенциал.

На данный момент тезис о том, что в отрыве от институтов гражданского общества государственная власть не сможет решить проблему борьбы с коррупцией, стал аксиомой. Данную позицию поддерживают большинство ученых и специалистов данной сферы.

Вместе с тем, антикоррупционное законодательство предоставляет широкие возможности для участия институтов гражданского общества в решении данного вопроса, и именно их деятельность выходит на первые позиции. Особое место здесь, по нашему мнению, принадлежит средствам массовой информации (далее — СМИ), так как они имеют доступ к различной информации, в том числе и о коррумпированности в сферах общественной жизни, таким образом, являясь наиболее эффективным контролирующим инструментом. При этом они способны оказывать существенное влияние на сознание населения, формировать побудительные мотивы для определенного поведения.

В Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в частности в ст. 2, говорится, что под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средствами массовой информации понимаются

периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма,

кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Стоит отметить, что при всей значимости средств массовой информации в борьбе с коррупцией практика показывает, что их деятельность носит преимущественно разоблачительный характер. Нет четко выработанной политики в данной области, вследствие чего средства массовой информации являются неэффективным ресурсом в борьбе с коррупцией, а они, на наш взгляд, должны таким стать. В частности, средства массовой информации в антикоррупционной деятельности могли бы:

- просвещать граждан и чиновников о возможных сферах и формах проявления коррупции (повышать уровень правосознания). Тем самым средства массовой информации привлекут аудиторию, усилят общественную

поддержку, увеличат доходы от рекламы; обществу откроются скрытые механизмы проявления коррупции, что будет мешать ее дальнейшему развитию;

- организовывать коммуникацию гражданина, государственного служащего, представителей бизнеса, предоставляя площадку для публичного обсуждения; приводить способы и примеры исключения коррупционной практики из деятельности всех субъектов общества;

- описывать положительный опыт и освещать практику борьбы с коррупцией в регионах Российской Федерации;

- просвещать общество о методах успешного противодействия коррупции в зарубежных странах и сравнивать применимость этих способов в современной российской действительности;

- проводить обширные мониторинговые, социологические, юридические исследования в данной области с обязательным опубликованием результатов и предложений по их устранению;

- способствовать выделению финансирования со стороны бизнеса и государства для борьбы с коррупцией;

- содействовать открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и бизнеса, которые снижают коррупцию в целом и др.

Представляется, что на сегодняшний день данная политика отсутствует или выполняется частично, так как финансируется органами государственной власти разного уровня. Важно отметить, что при таких условиях актуальность приобретают независимые средства массовой информации. Так, Указом Президента РФ от 17.04.2012 № 455 «Об общественном телевидении в Российской Федерации» в целях оперативного, достоверного и всестороннего информирования граждан Российской Федерации о текущих событиях в области внутренней и внешней политики, культуры, образования, науки, духовной жизни и в других областях создан телеканал «Общественное телевидение России» в форме автономной некоммерческой организации (далее -Общественное телевидение). В соответствии с Уставом организации ее деятельность заключается в распространении и продвижении идей гражданского общества, в том числе путем информирования российской аудитории о событиях в стране и за рубежом посредством осуществления телевизионного вещания. Следует подчеркнуть, что вещание осуществляется в прямом эфире, что позволяет открыто и по существу обсуждать острые проблемы, в том числе связанные с противодействием коррупции.

Роль средств массовой информации в противодействии коррупции видится также в том, что законодательством установлена обязанность для целого ряда органов государственной власти по мониторингу публикаций в средствах массовой информации о фактах проявления коррупции.

Указанное обстоятельство будет способствовать совершенствованию механизмов противодействия коррупции и, в конечном итоге, повысит доверие общества к органам государственной власти.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что для увеличения роли и эффективности антикоррупционной деятельности основополагающим фактором должна стать независимость средств массовой информации от органов государственного управления и власти; нормативно-правового закрепления реагирования органов правопорядка на сведения, появляющиеся в средствах массовой информации и сети Интернет по коррупционным правонарушениям. В продолжение отметим, что роль средств массовой информации в борьбе с коррупцией является ключевой. Чиновники и правоохранительные органы должны обращать внимание на материалы о коррупции в прессе и проверять их. «Мы обязаны, начиная от президента и заканчивая сельским старостой, реагировать на публикации в средствах массовой информации». Притом что «презумпцию невиновности никто не отменял» и что нельзя считать чиновника коррупционером, пока его вина не доказана. Ответственность за информацию, появляющуюся в прессе, должна быть взаимной.

Следует обратить внимание на то, что огромную роль в противодействии коррупции на сегодняшний день играет виртуальное Интернет-пространство, так как большое количество расследований независимого характера в области коррупционной деятельности проводится на ряде специальных ресурсов и сайтов. Эта разновидность средств массовой информации и коммуникации остается, единственно независимой от внешнего вмешательства и представляет обществу достаточно объективную информацию по вопросам коррупции. Объективность, неограниченные возможности в распространении информации и свободного доступа граждан к ресурсам и общению между пользователями способствуют формированию гражданского общества, антикоррупционного, правового сознания и морально-этических норм современных россиян.

Решением задач по информированию граждан и формированию у них культуры нулевой терпимости к коррупции в сети Интернет занимаются как независимые, так и официально зарегистрированные СМИ. Кроме того, на просторах российского Интернета появляются специализированные сайты, нацеленные на борьбу с коррупцией.

Известность получили проекты «Фонд борьбы с коррупцией», основанный оппозиционным политическим деятелем А. Навальным. Проект Фонда «РосПил» нацелен на контроль расходования бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок госкомпаний. Проект полностью финансируется за счет добровольных пожертвований граждан, т.е. с применением краудфандинга (от англ, crowd — толпа, funding — финансирование), предполагающего коллективное сотрудничество людей (доноров), объединяющих свои ресурсы для поддержания проектов других людей или организаций (реципиентов). За время своей работы «РосПил» собрал более 10 млн руб. Авторы проекта утверждают, что сумма контрактов, по которым удалось пресечь нарушения закона за время работы проекта, превышает 59 млрд руб. Вместе с тем, объективность подобных оценок сомнительна, так как российские оппозиционные лидеры в своей «борьбе» с коррупционерами больше заинтересованы в зарабатывании популярности на громких разоблачениях. При этом репутация самих оппозиционеров зачастую страдает от скандалов с обнаружением коррупционеров в их рядах.

Другой аналогичный ресурс — Интернет-проект «За честные закупки», реализуемый при поддержке Общероссийского народного фронта (ОНФ). Сайт представляет собой открытую сеть для борьбы с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере государственных закупок и закупок госкомпаний. В разделе «wiki-тыринг» нарушения и ухищрения при закупках рассматриваются в разрезе положений Федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Создатели независимого интернет-ресурса «Все о коррупции в России» рассматривают информационную открытость как один из важнейших факторов борьбы с коррупцией. Редакция ставит своей целью всестороннее освещение коррупционной деятельности в нашей стране, проводит анализ современного, в том числе зарубежного опыта борьбы с коррупцией.

Одним из специализированных СМИ, освещающим политику противодействия коррупции в России и за рубежом, является «Первое антикоррупционное СМИ», учрежденное Межрегиональной общественной организацией содействия совершенствованию государственного управления и антикоррупционной политики «Содействие» (МОО «Содействие»). Первое антикоррупционное СМИ реализует следующие задачи:

1) защита прав и интересов граждан, организаций и государства, нарушенных противоправными или некомпетентными действиями должностных лиц;

2) проведение журналистских расследований и придание публичности фактов коррупции;

3) информационная поддержка предпринимателей и правоохранительных органов по вопросам предупреждения и пресечения коррупции;

4) выстраивание коммуникаций между представителями государства, бизнеса и общества;

5) привлечение экспертов из различных сфер для создания медиа площадки, способной стать действенным инструментом общественного контроля и формирования адекватного общественного мнения относительно коррупции;

6) контроль деятельности федеральных и региональных чиновников (в части реализации антикоррупционной политики) путем их оценки экспертным и гражданским сообществом.

 

Регулярные исследования публикаций о коррупции в СМИ проводит аналитический центр компании «Публичная библиотека». Анализ проводится по федеральным и региональным печатным СМИ, интернет-изданиям из фондов интернет-библиотеки СМИ компании (более 12 тыс. изданий).

 

Главной целью противодействия коррупции должно стать снижение ее до такого уровня, при котором не будут создаваться угрозы для развития государства, экономики и общества. Так, информационная открытость является решающим фактором в противодействии коррупции. Средства массовой информации могут изменить существующее сознание и отношение общества к коррупции на уровне негативного восприятия этого отрицательного явления.

Если обратиться к статистике, то Российская Федерация занимает 153 место из 175 позиций по уровню свободы слова в мире. Это говорит о том, что современная государственная система Российской Федерации имеет большой уровень закрытости от общественного контроля, утаивания правды.Средства массовой информации являются незначительным ресурсом, хотя они должны являться основой в продвижении антикоррупционных стратегий в современном российском обществе и базироваться на принципах:

- всеобщей открытости и доступности информации;

- достоверности получаемой информации;

- обеспечения безопасности личности, общества и государства;

- свободного доступа и права на получение, поиск и передачу информации и защиту права на нее;

- осуществления постоянного гражданского контроля за деятельностью государственных органов.

Важным, является и то, что вся деятельность средств массовой информации должна осуществляться в рамках правового поля. Поэтому для повышения эффективности средств массовой информации в борьбе с коррупцией необходимо выполнение следующих условий:

- выработать меры и нормативно закрепить обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и управления;

- законодательно закрепить способы взаимодействия СМИ и органов государственной власти в вопросах антикоррупционной политики;

- определить рамки полномочий СМИ в антикоррупционных экспертизах и расследованиях, а также правила их

взаимоотношений с правоохранительными органами и доступа к информации о коррупции;

- определить порядок участия в антикоррупционной экспертизе нормативно-правового законодательства;

- нормативно определить возможности СМИ проводить самостоятельные журналистские расследования;

- внедрить систему повышения профессионального уровня СМИ в вопросе коррупции;

- принять меры по избавлению от коррупции в самих средствах массовой информации;

- активно включать в антикоррупционную деятельность блогосферу и активистов;

- повысить и обеспечить уровень безопасности представителей СМИ;

- разработать принципы поведения СМИ в антикоррупционной деятельности.

Таким образом, исследование проблем антикоррупционного воздействия СМИ в современных российских условиях будет повышаться, но основной акцент будет смещаться от телевизионных и печатных изданий в сторону Интернет-сообщества и блогосферы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: