на тему: «Романский стиль в Италии»




 

 

Выполнил: студентка гр. КД-419 Толстикова Д.Н. Проверил: преп.Калашников В.Е.

 

Москва 2020

Важнейшим отличием Италии от других стран Европы в 11-12вв. было раннее развитие ремесел и торговли, обусловившее образование средневековых городов-государств. Итальянские города явились первыми очагами средневековой культуры. В них же значительно раньше, чем в других странах, появились зачатки новых общественных отношений, сопутствовавших зарождению капиталистического производства.

Основными силами, боровшимися за власть в средневековой Италии, оказались не только феодальные сеньоры, но и городские коммуны, которые все чаще оттесняли на второй план как светских, так и церковных властителей.

Другой особенностью исторического развития средневековой Италии была ее политическая раздробленность. В стране отсутствовала общая власть.

На протяжении всего средневековья страна оставалась ареной жесткой борьбы между феодалами и городами, между иноземными завоевателями.

Свободно развивались только морские торговые республики - Венеция, Генуя и Пиза, да Ламбардия и Тоскана, хотя и числились в составе Германской империи, на деле сохраняли свою независимость.

Особенности исторического развития Италии определили своеобразие ее культуры и, в частности, архитектуры.

Поскольку в передовых областях Италии ядро общественной жизни составляли равно развившиеся городские коммуны, зодчество получило ясно выраженный городской характер. Его развитие было в значительной мере связано с формированием города. Сердцем города являлась торговая площадь; рядом помещался собор или целый комплекс, состоявший из собора, кампанилы и баптистерия.

С утверждением народовластия появился новый общественный центр - площадь и здание городского самоуправления. Крупный масштаб и монументальность резко выделяли эти сооружения среди рядовой жилой застройки, которая была очень разнообразна.

Жилая застройка обносилась укреплениями, которые располагались в соответствии с рельефом местности и требованиями обороны.

Раннее развитие итальянских городов нашло отражение и в типах сооружений, характерных для романской архитектуры Италии. Наряду с замками и крепостями феодалов, укрепленными монастырями и культовыми зданиями строились многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции знати, здание ремесленных цехов, торговых гильдий и первые дворцы городских самоуправлений: палаццо делла Раджоне (здание суда), дель Аренгарио (наименование народного собрания); Бролетто (место для собраний в Ломбардии); палаццо Пополо, Пубблико (дворцы коммуны) и т.д.

В различных областях итальянской культуры развиваются новые, светские тенденции. В романском зодчестве Италии светские тенденции проявились раньше и сильнее, чем в зодчестве других стран. Строительство зданий общественного назначения рано встало в центре всеобщего внимания и стало важнейшим делом всей общины.

Светские тенденции сказались не только в гражданской, но и в культовой архитектуре. Церкви часто служили для собраний городской общины. Романский собор в итальянских городах - это "дом божий и народный", с вместительными нефами, кафедрой проповедника, иногда с большим атрием или нартексом.

Важную особенность романской архитектуры в Италии составляет ее многообразие. Здесь сложилось несколько локальных школ зодчества. Наиболее своеобразные и значительные направления сложились в Ломбардии, Венеции, Тоскане, Риме, в Южной Италии и Сицилии.

Другую важнейшую черту итальянского зодчества, в той или иной мере сказывавшуюся на всех местных школах, составляет его связь с античной традицией. Более или менее сохранившиеся памятники древнеримского зодчества составляли неотъемлемый элемент пейзажей Италии и ее городов.

Античная традиция проявилась не столько в прямых заимствованиях архитектурных форм, сколько в технических навыках, определивших исходные позиции романского зодчества в Италии, а также в его общем характере и направлении его развития.

Именно античные памятники помогли итальянским строителям разрешить в числе первых основную конструктивную задачу своего времени - разработать сводчатые перекрытия широких пролетов для помещений, предназначенных для собрания большого числа людей (сперва в церквах, а потом и в дворцах городских коммун).

Уроки античности сказались и в том, что итальянцы первыми стали широко применять обожженный кирпич.

Влияние античности заметно в композиции таких сооружений, как церкви с базиликальным планом и разрезом, городские укрепления с выступающими за линию стен башнями, мосты и пр. Античная традиция сказалась в строительной технике и типах сооружений романского зодчества, в общем характере его образов, в ясной логике тектонического замысла, в спокойной уравновешенности архитектурных пространств и внешних объемов, в безошибочно найденных соотношениях между абсолютными размерами сооружения и его частей, с одной стороны, и человеком - с другой (масштабность), определивших величавое спокойствие романских памятников, а вместе с тем и их подлинно человеческую красоту. Наконец - в том значении, которое приобрела тектоника как средство архитектурной выразительности.

Античное наследие и следы различных влияний органически перерабатывались и растворялись в новой архитектуре, развивавшейся в соответствии с требованиями феодального жизненного уклада Италии.

В эту эпоху формируется тип каменного жилого дома горожанина, отвечающий стесненным условиям строительства в границах защищенной городскими укреплениями территории. Более богатые горожане стремились сохранить внутренний двор - неизменную принадлежность укрепленного замка феодала.

Городские резиденции феодалов имели башни, которые во время усобиц служили в качестве укрепления не только роду хозяина, но и многочисленной челяди. Постепенное уменьшение сечения башен, создававшее наклон граней внутрь и зрительное облегчение башен по вертикали определяли художественную выразительность этих мощных сооружений, высота которых была как бы наглядным свидетельством силы сеньориального рода.

Общественные сооружения в первые годы развития городских коммун имели немало черт, сближавших их с феодальными замками и укрепленными башнями. Появляются дворцы коммуны с двором и башней, напоминающие укрепленные городские дома феодалов. Со временем башни теряли свое оборонное значение и все чаще служили средством создания архитектурного образа.

В наиболее зрелом типе здания городского самоуправления первый этаж представлял собой аркаду, служившую общественным залом, связанным с площадью. Во втором этаже устраивался зал заседаний, непременно имевший балкон.

В церковной архитектуре Италии преобладал традиционный базиликальный тип композиции, чаще всего трехнефный, реже - пятинефный. Трансепт, который не имел прототипа в античной базилике, прививался в Италии слабо и чаще всего не выходил за границы общего прямоугольного очертания церковного плана. Апсиды, обычно располагаемые параллельно одна другой, замыкали главный неф. Устройство апсид в торцах трансепта или же их радиальное расположение встречается довольно редко.

Средокрестие в отдельных местных школах (Ломбардия, Пиза, Южная Италия) нередко перекрывалось куполом, который в Ломбардии обычно скрывался за стенами высокого восьмигранного барабана, а в Средней и Южной Италии, если и оставался открытым, то чаще всего не получал большого значения в композиции.

Важное значение для дальнейшего развития архитектуры, особенно в эпоху Возрождения, имел центральный тип композиции. В романскую эпоху он не получил большого распространения в строительстве церквей, но неизменно применялся в баптистериях.

В некоторых местах на побережье Адриатического моря, где сохранялись византийские традиции, встречаются церкви крестово-купольного типа (собор Сан Марко в Венеции), а на юге Италии - квадратные в плане церкви, перекрытые куполами на 4-х опорах.

Характерной спутницей итальянских церквей является кампанила, которая обычно строилась в виде квадратной в плане отдельно стоящей башни с проемами для звона в верхних частях.

Создание каменного перекрытия над церковным нефом явилось главной конструктивной задачей романской архитектуры, при решении которой, как уже сказано, итальянские строители, несомненно, опирались на достижения античности.

Вслед за полуциркульным они освоили возведение крестового свода на 4-х столбах, послужившего основной ячейкой для разработки плана церкви и определявшего ширину главного нефа. Ячейка главного нефа в большинстве случаев была квадратной (или близкой квадрату). В боковых нефах ей соответствует по 2 малых ячейки, также перекрытых крестовыми сводами.

В крестовых сводах стали выделяться ребра, которые предвосхитили готические нервюры. Столбы, поддерживающие своды главного нефа, делались более мощными и получали более сложный профиль: в них нередко выделялись полуколонны или четвертные колонны, отвечающие ребрам свода.

Опоры боковых нефов имеют меньшее сечение, чаще круглое.

Так создается своеобразная структура плана, а вместе с тем глубинная организация и сложное ритмическое расчленение пространства, составляющие одно из важнейших достижений романских церквей в Италии.

После веков упадка строительное искусство, впервые со времен античности, достигло такого уровня, при котором зодчие не только смогли возводить большие и монументальные, рассчитанные на века сооружения, но и сумели при этом использовать самую их структуру в художественных целях. Своды и другие конструктивные элементы становились важнейшими выразительными средствами, а простая кирпичная или каменная кладка приобретала новую эстетическую ценность. Тектоника сооружения превращается в его композиционную структуру. Скульптура и декор нередко органически включаются в структуру построек.

Вместе с таким, свойственной одной Италии, использованием романских аркатур развиваются и другие архитектурные средства, играющие большую роль в композиции фасадов: лопатки, профилированные пилястры и тонкие полуколонки.

Романское зодчество Италии сыграло огромную роль в общем развитии европейской архитектуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: