Перечень экзаменационных вопросов по курсу




«Философия и методология науки»:

 

1.Предмет философии науки. Философия науки как форма самосознания науки. Философия науки, социология науки, науковедение, их соотношение. Разделы философии науки, ее категориальный аппарат.

2.Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении.

3.Проблема генезиса научного знания и плюрализма историко-научных концепций. Интернализм и экстернализм: анализ факторов развития науки.

4.Классические и неклассические модели развития науки, их соотношение: философские и историко-методологические аспекты.

5.Позитивистская традиция философии науки: эволюция основных подходов и концепций. Методологическая программа критического рационализма.

6.Философские аспекты обоснования научного знания. Проблемы формализации и математизации научных теорий: история и современность.

7.Научная рациональность, её специфика и философский смысл. Типы научной рациональности, их историческая эволюция и современные перспективы.

8.Научная и философская рациональность, их соотношение. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философские основания научных теорий.

9. Естествознание и технознание: общее и особенное. Техническая теория. Ее структура и специфика.

10.Типология научных проблем, их философско-методологический анализ. Генезис научной проблемы, пути её разрешения.

11.Теоретический уровень науки. Генезис научной теории, её внутренняя организация. Математизация и формализация. Проблем интерпретации.

12.Эмпирический уровень науки. Научный факт, процедура формирования и философский смысл. Критический эксперимент в философии науки.

13.Теоретико-эмпирические противоречия, их типология и философско-методологический смысл.

14.Классическая модель научного знания. Классическая научная рациональность и её философские аспекты. Детерминизм, линейность, телеологичность.

15.Неклассическая модель научного знания. Философский и общенаучный смысл теории относительности. Парадоксы квантовой механики.

16.Постнеклассическая наука, её ценностно-целевые ориентиры. Парадигма нелинейного мира.

17.Эволюционное и революционное в развитии науки. Научная традиция и преемственность. Проблема соотношения творческого и нетворческого в научной деятельности.

18.Научная революция, её логико-методологические и социокультурные аспекты, философский и мировоззренческий смысл. История науки и история общества, их соотношение.

19.Философско-методологические аспекты соотношения научного и вненаучного. Наука, паранаука, лженаука, мифология: соотношение феноменов и понятий.

20.Эволюционная эпистемология, её генезис и современные тенденции развития. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

21. Сциентизм и антисциентизм, их философские основания и историческая эволюция. Сциентизм и технократизм, их соотношение.

22.Взаимодействие наук, его модели, механизмы и типология. Проблема редукционизма, её философско-методологический смысл. Интеграция и дифференциация научного знания как тенденция современной науки.

23.Синергетика как современная общенаучная парадигма, её основные положения, роль и функции в междисциплинарном взаимодействии наук.

24.Социологический дискурс научного знания. Институциональные формы научной деятельности: история и перспективы развития.

25.Научное сообщество, его типология и историческая эволюция. Научная школа как информациогенная среда. Особенности научного сообщества в постиндустриальную эпоху.

26.Культурологический дискурс науки. Гуманитарные аспекты развития научного знания. Научная рациональность и проблема диалога культур.

27.Этические аспекты научной деятельности. Понятие научного этоса и проблема его современного расширения.

28.Аксиологические проблемы научной деятельности. Научные ценности и социальные ценности, их соотношение. Проблема идеологизированной науки.

29.Эстетические аспекты научной деятельности, их функция и роль в формировании идеала науки. Наука и искусство, их соотношение.

30.Космологический дискурс научного знания. Наука как часть ноосферы. Проблемы современной экологической этики.

31.Наука в контексте традиционалистского и техногенного цивилизационного развития. Футурологические аспекты научного знания.

32.Научное знание в контексте глобальных проблем. Особенности развития науки в глобализующемся мире. Технонаука: настоящее и будущее.

33.Виртуальная реальность и виртуально-компьютерная реальность. Исторические формы развития виртуально-компьютерной реальности: возможности и перспективы.

34.Искусственный интеллект: сущность, теоретическая и практическая возможность создания. Тест Тьюринга и Колмогорова. Перспективы взаимодействия искусственного и естественного интеллектов.

 

24,25,28-34 у меня нет(

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: