№12 Умозаключение как форма мышления, его виды
Умозаключение форма мышления в ктр из одного или нескольких суждений на
основе определенных правил вывода получаем новое суждение с необходимой или
определенной степенью вероятности следования из них. Как любая форма
мышления, умозаключение имеет объективную основу и связана с окружающим
миром. Умозаключение бывает непосредственным и опосредствованные. В
непосредственном вывод строится и по первому суждению путем его
преобразования или но основе правил соотношения истинности и ложности
подчинения и несовместимых суждений. В опосредствованных вывод делается из
двух или нескольких суждений лог связанных между собой. Также умозаключения
различают 3 составных компонента: исходное значение (посылка), обосновывающее
значение (лог основа вывода), выводное значение (заключение).
Умозаключение и виды:
1) Дедуктивное - умозаключение у ктр между посылками и заключением
имеется отношения лог следования (все рыбы дышат жабрами. Все окуни – рыбы.
Все окуни дышат жабрами.)
2) Индуктивное – умозаключение в ходе ктр используемое значение частного
порядка мы получаем возможность делать общее заключения.
3) По аналогии – рассуждение в ходе ктр сопоставляя различные явления мы
обнаруживаем в них новые св-ва на основе сходства между объектами, по ранее
изученным признакам.
№13 Понятие как форма мышления, его соотношение с языком.
Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и
их св-ва отражают с помощью форм чувств, познания – ощущения, восприятие,
представление. В понятие отражается лишь существенные признаки. Признаки –
предметы сходные друг с другом или наоборот. Св-ва и отношения являются
признаками. Представления могут быть тождественными (сахар, мед) по св-вам
(мед сладки, лимон кислый). Признаки бывают существенные и несущественные.
Понятия – форма мышления в ктр отражаются существенные признаки класса
однородных предметов. Языковыми формами выражения понятий являются
словосочетания или слова (книга, спорт кар). Основными лог приемами
формирования понятий явл: Анализ, синтез, сравнения, обобщения,
абстрагирование.
Синтез – мысленное соединение в ед целое частей предмета, полученных в
процессе анализа. Анализ – расчленение предметов на их составные части,
мысленное выделение в них признаков. Сравнение – мысленное установление
сходства или различия предметов по существенным или не существенным
признакам. Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и
отвлечение от других. Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в
нектр понятие.
Понятие как и имя выражается в языке словом или словосочетанием, но если имя
лишь указывает на предмет, то понятие раскрывает его сущность.
№14 Непосредственное умозаключение.
НУ – называют дедуктивное умозаключение получаемое из одной посылки, к ним
относятся превращение, обращение, противопоставление предикату.
I) Превращение – вид НУ при ктр изменяется качество посылки без изменения ее
кол-ва, при этом предикат заключения является отрицательным.
1) ОУ => ОО (Все S есть P => не одно S не есть не P) (Все волки
хищные животные. Не один волк не является не хищным животным)
2) ОО => ОУ (Не одно S не есть P => все S есть не P) (Не один
многогранник не является плоской фигурой => все многогранники являются не
плоскими фигурами)
3) ЧУ => ЧО (Нектр S есть P => нектр S не есть не Р) (Нектр грибы
съедобны = > нектр грибы не являются несъедобными)
4) ЧО => ЧУ (Нектр S не есть Р => нектр S есть не Р) (Нектр члены
предложения не являются главными => нектр члены предложения являются не
главными.)
II) Обращение – НУ в ктр в заключении субъект является предикатом, а предикат
субъектом исходного суждения. (Все дельфины – млекопитающие => нектр
млекопитающие являются дельфинами) Обращение имеет 2 вида: простое и чистое; и
с ограничениями. Обращение бывает чистое или простое токда когда S и Р
исходного суждения либо распределенное или не распределенное. Обращение с
ограничением бывает тогда когда в исходном суждении S распределенное, а Р не
распределенное. Простое и чистое (Нектр школьники являются спортсменами =>
нектр спортсмены являются школьниками).
III) Противопоставление предикату – НУ при ктр Р является S, S - понятие,
противоречит Р исходного суждения и связка меняется на противоположную. (Все
львы хищные животные. Если противопоставлять предикату получаем: Ни одно, не
хищное животное не является львом.)
№15 Содержание и объем понятия.
Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержание – совокупность
существенных признаков класса однородных предметов отраженных в этом
понятием. Содержанием понятия ромб является совокупность 2-х существенных
признаков: быть параллелограммом и иметь равные стороны. Объем – это класс
обобщенных в нем предметов. Под объемом понятия животное подразумевается
множество всех животных ктр существуют, существовали и будут существовать.
Между объемом и содержанием действует закон. Обратно пропорциональный
зависимости т.е. чем шире содержание тем уже объем и наоборот.
№16 Категорический силлогизм, его фигуры и правила.
КС – вид дедуктивного умозаключения в ктр из двух истинных категорических
суждений где S и Р связаны определенным термином, при соблюдении правил
необходимо следует заключение. В состав КС входят 2 посылки и заключение.
(Все металлы(Средняя) электропроводны. (Большая) Медь есть металл.(Маленькая)
Медь электропроводна.(Заключение)). Понятие входящие в состав силлогизма
называются терминами силлогизма.
Фигуры. Фигура КС – форма силлогизма различная по положению среднего термина
в посылках. Различают 4-ре фигуры.
Все злаки – растения. Рожь – злак. Рожь – растение.
Все ужи – пресмыкающиеся. Это животное не является пресмыкающимся. Это
животное не является ужом.
Все углероды – электропроводники. Все углероды – простые тела. Нектр
электропроводники – простые тела.
Все киты – млекопитающие. Ни одно млекопитающее не есть рыба. Ни одна рыба не
есть кит.
Правила фигур.1)Большая посылка должна быть общей, меньшая – утвердительна.
2)Большая посылка общая и одна из посылок, а также заключение отрицательные.
3)Меньшая посылка должна быть утвердительна, а закл-е частное.
4)Общеутвердительное заключение не дает никогда, если большая посылка –
утвердительна, то меньшая общая, а если одна из посылок отрицательная, то
большая – общая.
№17 Виды понятий.
По объему понятия делятся на: единичные (великий русский писатьель Л.Н.
Толстой.). Общие вкл общее число эл-ов, большие единицы (автомобиль, гос-во).
Пустые обладают содержанием, но не имеют объема (вечный двигатель, баба яга).
По содержанию делятся на: конкретные – отражают реальные предметы и их
множество (дом, свидетель). Абстрактные – отражают св-ва или отношения
существующие между предметами (белый, черный). Положительные – указывают на
наличие какого ни будь св-ва (ненависть, ненастье). Отрицательные – указывают
на отсутствие этого св-ва (неграмотный чел, некрасивый поступок).
Относительные – отражают в себе предметы или явления существование ктр не
посредственно связано с другими предметами или явлениями (дети – родители,
ученик – учитель). Безотносительные понятия в ктр предметы сущ-ют
самостоятельно (человек, деревня). Собирательные – рассматривают группу
предметов как единое целое и содержат распространенность на всю группу, а не
на отдельные эл-ты (полк, стадо, созвездие). Не собирательные – каждый
входящий в его объем эл-т обладает собственными признаками (ручка, река).
№18 Сокращенная, сложные и сложносокращенные силлогизмы.
Сокращенный силлогизм – это силлогизм в ктр пропущена одна из посылок или
заключение. Сокращенный силлогизм называют – энтимемой, что означает в мыслях
(все кашалоты киты, => все кашалоты млекопитающие). Здесь пропущена большая
посылка. При полном восстановлении силлогизма появляется большая посылка (все
киты млекопитающие). Энтимемоми пользуются чаще чем полным КС. Сложный
силлогизм – называют 2 или несколько простых КС связных друг с другом таким
образом, что заключение одного из них становится посылкой другого.
№19 Отношения между понятиями
Понятия бывают несравнимые и сравнимые. А сравнимые могут быть
совместимые(имеют общий объем) и несовместимые(общего объема не имеют).
Совместимые делятся: Равнозначные (кружок закрашен полностью) Подчинение
(кружок в кружке) Пересечение (пружки соприкасаются).
Несовместимые делятся: Соподчинение (кружки в кружке) Противоположные
Противоречащие.
№20 Индуктивное умозаключение, его виды
ИУ обычно дают нам не достоверные а лишь правдоподобные заключения. Что бы
понять ИУ выявляют 2 подхода: 1.Индуктивный – умозаключение от знаний меньшей
степени общности к новым знаниям большой степени общности. 2.В современный
логике индуктивной называют умозаключения делающие вероятное суждение. В
зависимости от избранного основания выделяют индукцию полную и неполную, а
также математическую индукцию. Полная – это умозаключение в ктр общее
заключение о всех эл-ах класса предметов делается на основе рассмотрения
каждого эл-та этого класса. Математическая индукция один из важнейших методов
док-ва в мат основ на принципе мат индукции. Использование при выводе рядя
формул арифметической и геометрической прогрессии.
Неполную индукцию применяют в случае когда не может рассматриваться все
эл-ты интересующего нас класса явления. Один из видов Н.И. – научная индукция –
имеет большое значение позволяя формировать общие суждения. Выделяют 3 вида
неполн индукции: 1) Индукция через перечисление (популярная) – так индукция
дает заключение вероятное, а не достоверное. Ошибка: поспешное обобщение. На
основании основание популярной индукции народ вывел не мало примет. (Ласточки
низко летают – быть дождю)
2) Индукция через отбор фактов. Через такую индукцию стремятся исключить
случайных обобщений, т.к. изучение отобранных предметов, разнообразных по
времени способу получения.
3) Научная индукция – умозаключение в кот на осн познаний необходимых
признаков или необходимой связи части предметов класса делается общее
заключение обе всех предметах этого класса. Н.И. дает достоверное заключение.
№21 Обобщение и ограничение понятий.
Ограничение – лог операция перехода от родового понятия в видовому, путем
добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.
Обобщение – лог операция перехода от видового понятия к родовому путем
отбрасывания от содержания долгов родового понятия его видообразующего
признака.
№22 Аналогия и ее виды.
Аналогия – умозаключение а принадлежности предмету определенного признака на
основе сходства с другим предметом. Посредством аналогии осуществляют перенос
инфы с одного предмета на другой. Аналогия делится на 3 вида:
1) Строгая – дающая достоверное заключение. Структура СА подобна
структуре условно категорического умозаключения и поэтому дает достоверный, а
не правдоподобный вывод. СА применяют в науке, в мат науке. (формулировка
признаков подобия треугольников, основана на СА «если 3 угла 1-го тр-ка = 3-м
углам 2-го тр-ка, то тр-ки подобны». На св-вах СА основан метод
моделирования.
2) Не строгая – дает не достоверное, а вероятное заключение (испытание
модели корабля в бассейне и заключение о том что настоящий корабль будет
обладать теми же хар-ми.) При строгом выполнение всех правил построения и
испытания модели этот способ умозаключения может приблизится к строгой
аналогии и давать достоверные заключения.
3) Ложная аналогия – иногда делаются умышленно с целью ввести противника
в заблуждение и тогда они являются специальным приемом. В другом случае они
делаются случайно в результате изначально неправильно построена аналогия.
№23 Определение понятий, его виды и правила.
Определение – это лог операция ктр раскрывает содержание понятия, либо
устанавливает значение термина. С помощью определения понятий мы указываем на
сущность отраженных в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем
самым отличаем круг определенных предметов от других предметов. Существует 2
вида определения понятий: Реальные – раскрывают сущность предметов
(естественный отбор – процесс выживания наиболее приспосабливаемых особей,
ктр ведет к приемущестрву сильной особи над другими.); Номинальные – если
определенный термин обозначает понятие. (Вещества растворов ктр проводят эл
ток, назыв электропроводными.)
Правила определения: 1) Определение должно быть соразмерным т.е. объем
определения понятия должен быть равен объему определенного понятия.
Ошибки: Узкое и широкое понятие.
2) Определение не должно содержать круга.
3) Определение должно быть четким и достаточно определенным т.е. не содержать
двусмысленность и образность хар-ки.
№24 Закон тождества и закон достаточного обоснования, их значение для мышления.
1) Закон тождества – в процессе определения рассуждения всякое понятие и
суждение должны быть тождественны самим себе. Тождество есть равенство,
сходство предметов в каком либо отношение. (Все жидкости теплопроводимы.
Каждый предмет тождественен сам себе.) В мышлении закон тождества выступает в
качестве нормативного принципа. Означает что в процессе рассуждения нельзя
подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя тождественные мысли
выдавать за различные, а различные за тождественные. Нарушение закона
тождественности приводит к двусмысленности. (Носдрев был в нектр отношение
исторический чел. Все на одном собрание, где он был, не обходились без
истории.) В мышлении нарушение закона проявляется тогда когда чел выступит не
по обсуждаемой теме, произвольно подменяет один предмет обсуждения другим,
употребляет понятие не в том смысле, в каком принято не предупреждать об
этом. Используется закон тождества в искусстве, в школьном преподавание, в
повседневной жизни.
2) Закон достаточного обоснования – всякая истинная мысль должна быть
достаточно обоснована. Речь идет об обоснование только истинных мыслей.
Примером обоснования мышления служит наука ктр все свои положения выводит из
объективных факторов. З-н ДО требует обоснований всякого положения, но не
может указывать каким должно быть конкретное содержание научного основания.
Логическое всеобщность з-на ДО в сфере мышления, отражает универсальный хар-р
отношений в реальной действительности. Каждый предмет существует сам по себе.
Однако логичные обоснования нельзя отождествлять. Отношения между основными
следствиями действительности в сфере мышления. З-н ДО нельзя отрывать от з-на
причинности, он сам обоснован реальной связью вещей.
№25 Деление понятий, его правил. Принцип классификации.
Деление – лог операция в ходе ктр объем данного понятия распределяется на
несколько подмножеств ктр назыв членами деления. Правила: 1) Соразмерность
деления: объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов
деления. Ошибки: а) неполное деление; б) деление с меньшими членами; 2)
Деление должно проводиться только по данным основанию. 3) Члены деления
должны исключать друг друга. 4) Деление должно быть непрерывным, нельзя
делать скачки в делении.
Классификация – это разновидность деления понятия, представляет собой вид
последовательного деления и образует развернутую сис в ктр каждый ее член
делится на подвиды. Сущ-ет классификация по видообразующему признаку.
Классификация может проводится по существенным (естественным) и
несущественным (вспомогательным) признакам.
№26 Закон не противоречия и закон исключенного третьего, их взаимосвязь.
Ограниченный хар-р законов лог.
Закон не противоречия. Логическое мышление хар-ся непротиворечивостью.
Противоречие разрушает мысль, затрудняет процесс познавания. Два
несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по
крайней мере одно из них необходимо ложно. Закон непротиворечия – не могут
быть истинными две мысли одна из ктр отрицает другую. Два противоположных
суждения не могут быть истинами в одно и тоже время и в одном и том же
отношение. Закон исключенного третьего – два противоречащих суждения не могут
быть одновременно ложными, одно из них истинно. Закон ИТ действует только в
отношение противоречащих суждений. Основой закона ИТ служит св-во объектов
реальной действительности, состоящие в том, что у них не могут быть
одновременно отсутствовать противоречивые признаки. Соблюдение закона ИТ
служит необходимым условием последовательной правильной мысли. З-н ИТ и з-н
непротиворечия не указывает какое из двух противоречивых высказываний будет
истинным по своему содержанию. З-н ИТ и з-н непротиворечия не отрицают того
что вещи меняются, а проследование состояния одного и того же предмета могут
незаметно переходить одно в другое.
№27 Операции с классами понятий, их законы.
ОК – лог действия ктр приводят нас к образованию нового класса. Сущ операции
с классами: Объединение, пересечение, вычитание, дополнение.
1) Объединение обозначение: А+Б или А=Б (А (Толстой) + Б (Автор романа)
= А=Б (Война и мир)) (пустой кружок)
2) Пересечение – класс тех эл-ов ктр содержатся в обоих данных
множествах. Обозначаются А*Б (А (школьник) * Б (футболист) =) (кружки
пересекаются)
3) Вычитание – множество тех эл-ов класса А ктр не являются эл-ми класса
Б. Обозначение: А-Б (А (рабочий) – Б (рационализатор) =) (кружки
пересекаются, закрашены только рабочие, ктр не рационализаторы)
4) Дополнение – класс А ктр будучи сложенным с А дает рассматриваемую
область предметов, а в пересечение с А дает пустое множество. (кружок А пуст,
заштрихована остальная область А ктр явл дополнением)
№28 Док-во, кго структура. Способы док-ва.
Док-во – совокупность лог приемов обосновывающих истинность тезиса. До-ва
должны основываться на данных науки и общественно – исторической практики,
убеждения могут быть основаны на религиозной вере.
Структура до-ва: 1) Тезис – суждение истинность ктр нужно док-ть. 2)
Аргументы – истинные суждения которыми пользуются при док-ве тезиса. (Виды
аргументов: а) удостоверенные, единичные факты; б) определения как аргументы
док-ва; в) аксиомы и постулаты; г) ранее доказанные законы науки и тео-мы,
как аргументы док-ва.) В ходе док-ва любого тезиса может использоваться не
один, а несколько видов аргумента.
Способы док-в: 1) Прямое – идет от рассматривания аргумента к док-ву тезиса,
истинность обосновывается аргументами. Широко используется ПД в
статистических отчетах, в различного рода доках, постановлениях, худ литре.
(Была жуткая ночь: выл ветер, дождь барабанил в окна. И вдруг среди грохота
бури раздался вопль ужаса.)
2) Непрямое – док-во в ктр истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем
док-ва ложности тезиса.
3) Аналогическое косвенное до-во – осуществляется путем установления ложности
противоречивого тезису суждения.
№29 Суждение как форма мышления, его структура. Суждение и язык.
Суждение – форма мышления, в ктр что либо утверждается или отрицается о
сущности предметов, связи между предметом и его св-ми или отношениях между
предметами. (Киев больше Тулы. Все феодалы – эксплуататоры.) В рамках
формальной лог любое суждение может иметь два значения: быть истинным или
ложным. Суждение считается истинным если заложенная в нем инфа соответствует
действительности. В реальности мы обнаруживаем, что далеко не всегда можем
оценивать суждения используя 2 этих значения. Формальную лог назыв двузначной
в этом проявляется ее ограниченный хар-р. Постоянно меняющийся и
развивающийся мир определяет бесконечный хар-р развития и самого процесса
познавания. Именно это не в состоянии замечать формальная логика. Структура:
S есть Р – формула. S – субъект суждения, под ктр или о чем идет речь в
суждении. P – предикат, т.е. св-ва или отношения присваиваемые к субъекту.
Кванторы – распределяются на субъект когда можно охарактеризовать Р.
№ 30 Опровержение, его правила.
Опровержение – лог операция установления ложности или не обоснованности ранее
выдвинутого тезиса. Суждение ктр надо опровергнуть назыв – тезисом, суждения,
с помощью ктр опровергается тезис, назыв аргументами опровержения. Правила:
1) Тезис должен быть лог-ки определенным, ясным и точным.
2) Тезис должен оставаться тождественным.
Ошибки: Подмена тезиса; довод к челу; переход в другой род.
3) Аргументы приводимые для док-ва тезиса должны быть истинными.
Аргументы должны быть достаточны основаны для док-в тезиса. Аргументы должны
быть суждениями, истинность ктр док-на самостоятельно, не зависимо от тезиса.
Ошибки: Ложность основ; порочный круг; опора на недоказанные аргументы.
4) Правила к форме обоснования тезиса.
Ошибки: Мнимое исследование – тезис не следует из приводимых к его
подтверждению аргументов. От сказанного с условием к сказанному безусловно.
№31 Виды простого суждения.
1) Суждение св-ва (атрибутные). В суждение этого вида утверждается или
отрицается принадлежность предмету известных св-в, состояний, видов
деятельности. (У розы приятный запах. Всякий терьер – собака. Семь не есть
четное число.) Схема: S есть P или S не есть P.
2) Суждение с отношениями. В этих суждениях говорится об отношениях между
предметами. (Всякий протон меньше электрона. Отцы старше своих детей.)
3) Суждение существования. В этих суждениях утверждается или отрицается
существование предметов действительности. (Существует атомный реактор в
Чернобыле. Не существует беспричинных явлений.)
№32 Понятие гипотезы. Структура гипотезы. Виды гипотезы и способы ее док-ва.
Гипотеза – научно обоснованное предположение, а причинах или взаимосвязях
каких либо явлений или событий природы, общества, мышления. Гипотеза является
формой развития общества и тех науки, с точки зрения лог структуры она
сводится к какой-то форме мышления. Виды гипотез: 1) Общая - это научно
обоснованная предположение, о причинах, законах и взаимосвязях природных и
общественных явлений, а также закономерной тех деятельности чела.
2) Частное – это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении,
взаимосвязи частных объектов выделенных из класса рассматриваемых объектов
природы, общественной жизни или тех деятельности чела.
3) Единичная – научно обоснованное предположение о причинах, происхождении, и
взаимосвязях единичных факторов, конкретных событий или явлений. Суждения
расследующие выдвинутую гипотезу называют – версиями.
№32
1. Понятие гипотезы и ее структура. В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знанияк более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различныепредположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мывыдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научныетеории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты иокажутся ложными суждениями. Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерныхсвязях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления. Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основнымсвойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием,стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей,что диктуется потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге"Диалектика природы":"Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающийневозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. Сэтого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихсясперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытныйматериал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляетдругие, пока не будет установлен в чистом виде закон".О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественнойжизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникаетпервоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самымвсеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения,объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельногосуждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактовили закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением,в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах илисвойствах исследуемых явлений.Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной ипрактической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий сиспользованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводитв итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этимследует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения.Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание.Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой,ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результатеанализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений.Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишьобоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствиис этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный,закономерный логический процесс.Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различныхформ умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результатуподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, вдругих случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего еевозникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результатрассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных илогический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверкагипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающаяего. 2. Виды гипотез. В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие,частные, единичные. Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах изакономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностяхпсихической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с цельюобъяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характераих взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могутслужить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строениивещества, современные гипотезы акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова опроисхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорганическомпроисхождении нефти.Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценнымвкладом в развитие научных знаний. Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах,происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из классарассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психическойдеятельности человека. Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную гипотезу о временипроисхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историкставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями илидействиями отдельных лиц.Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются всудебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичныхсобытиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных спреступлением. Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах,происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий илиявлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретногобольного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочиегипотезы. Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первыхэтапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачейвыяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условнымдопущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюденийв определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов илисовокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разномуобъясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями. Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющихпроисхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельствпреступления или преступление в целом. Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления и лиц,виновных в его совершении, обобщающая версия выдвигается по поводу главногопредмета доказывания. Она объясняет всю совокупность существенныхобстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, ктоего совершил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника и т.д.Версии бывают общие, объясняющие некоторые обстоятельства или моментыпреступления, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: ктоисполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, ит. д.Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения,конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние вцелом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основныенаправления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленныхобстоятельств дела.