Государственный образовательный стандарт ВПО




МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Экономики и управления

Кафедра Менеджмента

 

Научно-исследовательская работа

«Разработка глоссария по дисциплинам менеджмент образования

Московского гуманитарного университета»

 

 

(Отчет по этапу 8 «Разработка глоссария по дисциплине

«Стратегический менеджмент»

для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления

специальностей: 080507.65 - «Менеджмент организации»

080505.65 - «Управление персоналом»

080111.65 - «Маркетинг»

 

  Рекомендовано научно-методическим советом Факультета Экономики и управления

 

 

Москва-2010/2011 учебный год

Ответственные исполнители:

Царегородцев Ю.Н., д.э.н., профессор (руководитель НИР, соисполнитель, общая редакция отчета);

Борисенко В.П., к.э.н. (автор – составитель).

 

Исполнитель:

Прозорова Е.О., заведующая методическим кабинетом кафедры.

 

Разработка глоссария по дисциплине «Стратегический менеджмент» осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и с учетом положений «Стандарта+» Московского гуманитарного университета.

Цель выполнения НИР по этапу 8 разработка учебно-методических материалов, обеспечивающих понимание студентами всех форм обучения основных положений дисциплины «Стратегический менеджмент». В процессе выполнения НИР осуществлялось кафедрой корректировка учебно-тематического плана дисциплины и уточнялись положения «Стандарта+» МосГУ.

 

Содержание

 

Введение  
1. Стандарты высшего профессионального образования по дисциплине «Исследование систем управления» 1.1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования  
1.2. Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета «Стандарт +» 2. Основные термины и понятия дисциплины  
3. Использованная справочная литература  

 

 

Введение

Курс предполагает знание управленческих дисциплин. Наиболее тесной является связь с курсами «Теория управления», «Менеджмент», «Маркетинг», «Общая теория статистики».

Знания и навыки полученные при изучении дисциплины «Стратегический менеджмент» являются необходимой базой для освоения дисциплин «Финансовый менеджмент», «Управленческие решения».

Методика изучения предполагает детальное рассмотрение примеров из практики отечественных и зарубежных компаний по вопросам стратегического менеджмента, выявление различий между основными категориями дисциплины, аннотирование статей, подготовку презентаций, практические занятия, деловые игры, отзывы на выступления.

Текущий контроль студентов проводится путем систематического опроса на практических занятиях, проверки результатов выполнения контрольных работ, домашних заданий, проведения понятийного, ассоциативного, схематичного диктантов.

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Исследование систем управления»

Государственный образовательный стандарт ВПО

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия, стратегическое управление; стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия и техническая политика предприятия; стратегия внешнеэкономической деятельности; стратегия и организационная структура; стратегический потенциал организации; проектирование систем управления.

 

1.2. Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета «Стандарт+»

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия, процесс планирования стратегии, стратегическое управление; стратегический маркетинг, конкуренция и конкурентные преимущества; ситуационный с труктурный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия и техническая политика предприятия; стратегия внешнеэкономической деятельности; стратегия и организационная структура; концепция базовой стратегии, определение позиции организации на рынке; временной аспект стратегии, концепция жизненного цикла, стратегический потенциал организации; проектирование систем управления; управление реализацией стратегии: области стратегический изменений в организации, система планов развития организации; мобилизация и распределение стратегических ресурсов; процесс стратегического менеджмента; стратегическое изменение; школы стратегического менеджмента; характеристики организации при оперативном и стратегическом управлении; группы влияния и управление ими; диагностика и анализ стратегической деятельности; стратегическое прогнозирование; понятие хаоса, кризиса и неопределенности; управление рисками; оценка эффективности, контроль и информирование в стратегическом процессе.

 

4.1. Темы и их краткое содержание

Тема 1. Основные понятия курса

Основные понятия темы:

Понятия бизнес, предприятие, организация, предпринимательская деятельность, отрасль. Стратегия предприятия, бизнеса. Стратегическое управление. Понятие управление. Предмет теории стратегического управления. Процесс стратегического менеджмента. Стратегическая позиция.

Модели стратегического позиционирования. Виды, цели позиционирования. Жизненный цикл продукции и организации. Понятие изменений. Эволюционные и революционные изменения. Понятие скачка. Стратегическое изменение. Виды изменений. Понятие развития. Этапы стратегического менеджмента.

 

1. Бизнес [1] – процесс соединения материальных, финансовых, трудовых и нематериальных ресурсов в целях создания товаров или услуг, удовлетворяющих потребности экономики; предприятие или группа предприятий, являющихся сферой влияния (управления, руководства, принятия решений) определенного лица или группы лиц; предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела[2].

Предприятие [3] – обособленный имущественный комплекс с нефиксированным сроком существования, на котором осуществляется скоординированная целенаправленная деятельность в сфере удовлетворения потребностей общества в товарах или услугах, а также в сфере воспроизводства собственных ресурсов.

Организация [4] - внутренняя упорядоченность, со­гласованность взаимодействия от­дельных элементов или частей сис­темы в соответствии со структурой целого; совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение чего-либо в систему; объединение людей, со­вместно реализующих цели програм­мы и действующих на основе опреде­ленных норм и правил.

Предпринимательская деятельность [5] - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Отрасль [6] — в стратегическом управлении: совокупность всех продавцов какого-либо продукта или производителей, предлагающих какой-либо продукт или группу продуктов, полностью заменяющих друг друга.

 

2. Стратегия [7] - наиболее общий план действия в отличие от тактики; искусство ру­ководства социально-политической борьбой; общий план ведения этой борьбы, исходящий из расстановки и соотношения основ­ных социально-политических сил на данном этапе исторического развития.

Стратегия бизнеса [8] — согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность фирмы (предприятия) и имеющих долгосрочные и труднообратимые последствия — (стратегических решений).

Стратегический менеджмент (управление) [9] — управленческая деятель­ность, связанная с постановкой долгосрочных целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окруже­нием, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внут­ренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

Управление [10] - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление [11] - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление [12] - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление [13] - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".

Управление [14] - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Стратегическое управление [15] - управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует деятельность организации на запросы клиентов, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Предмет теории стратегического управления [16] - поиск источников и механизмов создания устойчивых конкурентных преимуществ фирм, обеспечивающих им экономические ренты.

Процесс стратегического менеджмента — совокупность последователь­ных, взаимосвязанных и взаимозависимых действий управленческих работников для достижения поставленных стратегических целей.

 

3. Стратегическая позиция [17] - положение, расположение; место, служащее для расположения войск в бою (воен.); точка зрения, принципиальное отношение к чему-нибудь, определяющее характер действий, поведения.

Модели стратегического позиционирования [18] – методический инструментарий, позволяющий определить место организации (или отдельного направления ее деятельности) в бизнес пространстве, причем как в настоящее время, так и в будущем (спрогнозировать желаемое состояние и выявить направления дальнейшего развития). Наиболее известны следующие модели:

· модель «доля на рынке - темпы роста рынка» (Матрица Бостонской консалтинговой группы - ВСG) – положение организации позиционируется относительно всех остальных организаций конкурентов, уже функционирующих на определенном рынке;

· модель «привлекательность рынка – конкурентоспособность компании» (модели GE/McKinsey, Shell/DPM) – положение организации позиционируется путем относительной оценки ее сильных сторон на рынке (в отрасли) в сочетании с относительной перспективности самого рынка (отрасли), позволяет определить конкурентоспособность различных бизнесов компании на рынках разной степени привлекательности;

· модель «стадия эволюции рынка (жизненный цикл товара) – конкурентное положение компании» (модель Хоффера-Шендлера, ADL) – положение организации определяется в результате оценки ее позиций относительно конкурентов в зависимости от стадии эволюции рынка (или стадия жизненного цикла товара), позволяет определить место различных бизнесов компании на растущих, стабильных и стагнирующих рынках.

Цель позиционирования - помочь потенциальным потребителям выделить данный товар среди аналогов и отдать ему предпочтение при покупке.

Виды позиционирования: [19]

1. По природе:

а) позиционирование достигается за счет технических know-how, базируется на модификации товаров и осуществляется в результате внедрения в производство достижений НТП (при таком позиционировании потребитель получает объект преимущества в данном товаре);

б) позиционирование основанное на маркетинговых know-how (модификация комплекса маркетинга, когда сам по себе товар не изменяется, но предлагается оригинальные методы его продвижения, распределения или ценообразования).

2. По отношению к конкурентам: аналогичное; конкурентное; уникальное.

3. По степени новизны: позиционирование новых товаров; позиционирование существующего товара.

Позиционирование существующего товара обычно носит форму репозиционирования - процесс, с помощью которого компания пытается приспособить свой товар к изменяющимся требованиям потребителя и с учетом изменения внешней среды.

 

Рис.1 Стратегические позиции[20]

 

Существуют следующие стратегические позиции [21] : формируем будущее; адаптируемся к будущему; резервируем право вступить в игру; ничего не предпринимаем.

Формируем будущее. Организация выбирает роль лидера в процессе становления индустрии или рынка, своими действиями определяя то, как данная индустрия или рынок функционируют, устанавливает стандарты, создает спрос.

Адаптируемся к будущему. Основной упор делается на тщательный мониторинг ключевых факторов, влияющих на развитие и перспективы рынка. Выигрыш достигается за счет скорости реакции на изменение условий, способности компании быстро и гибко реагировать на появление новых возможностей на существующем рынке.

Резервируем право вступить в игру. Высокий уровень неопределенности приводит к тому, что невозможно предсказать будущий исход ситуации, хотя некоторые возможные сценарии представляются крайне привлекательными. В этом случае необходимо зарезервировать право вступить в игру, сформировать некий плацдарм, который может быть использован для быстрого разворачивания деятельности в случае реализации благоприятных сценариев. При выборе данной стратегической позиции следует избегать преждевременных серьезных инвестиций, однако необходимо инвестировать достаточно для того, чтобы "оставаться в игре".

Ничего не предпринимаем. Полученная информация о перспективах рынка и других факторах, влияющих на успех функционирования компании на данном рынке, показывают, что добиться успеха в данном случае будет крайне маловероятно. Какие-либо инвестиции в данный рынок не представляются целесообразными.

 

4. Жизненный цикл — последовательные, предсказуемые качественные изменения различных стадий развития систем с определенной последовательностью в течение времени; развития одного поколения системы от его возникновения (рождения) до его разрушения. Состоит из этапов: рождение, рост, стабилизация, спад, возрождение.

Рождение — начальная стадия жизненного цикла, процесс создания системы в соответствии с идеей ее организатора.

Рост - увеличение «массы» системы, характеризуется расширением ее масштабов, объема финансовых ресурсов системы и накопления информационного капитала.

Стабилизация – устойчивое функционирование системы.

Спад — период падения активности и сворачивания функционирования системы.

Возрождение – процесс восстановления деятельности системы на основе новых средств и методов, используемых системой.

Жизненный цикл организации в случае адекватных и своевременных управленческих решений, не ограничивается временными рамками, поэтому, при соблюдении определенных условий, любая система может существовать сколь угодно долгое время. Таким образом, при рассмотрении жизненного цикла организации обнаруживается спиральная (волнообразная эволюция).

Жизненный цикл организации тесным образом связан с жизненным циклом продукции.

Жизненный цикл продукции (технологии) [22] — определенный период времени, в течение которого продукция (технология) обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение це­лей предприятия.

Характеристики фаз жизненного цикла [23] : всякий продукт имеет ограниченное время жизни на рынке; жизненный цикл продукта состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой в определенном порядке; каждая фаза требует соответствующего подхода к продукту и соответствующей стратегии, так как для каждой фазы характерна особая роль, которую продукт играет в жизни фирмы.

Три уровня влияния жизненного цикла продукта на стратегические решения фирмы:[24] уровень стратегии поведения фирмы; уровень стратегических решений связан собственно с самим продуктом и касается того, что делать с этим продуктом, какие изменения вносить в его производство, что менять в содержании продукта; уровень стратегических решений, связанных с прохождением продуктов отдельных фаз жизненного цикла (маркетинговые стратегии).

 

5. Изменения [25] - перемены, вызванные нестабильностью общих характеристик исторической эволюции условий деятельности организации. Степень изменений характеризуется привычностью событий, темпами изменений и предсказуемостью будущего.

Возможные причины неудач при проведении изменений: решая проблему, предприятие либо чего-то не знало и не учло, либо подсознательно хотело чего-то иного и спровоцировало разворот ситуации в противоположную сторону, но чаще всего действуют и те, и другие причины вместе[26].

Эволюционные и революционные изменения [27]

Анализ количественных и качественных изменений показывает, что количественные и качественные изменения хотя и связанных между собой, однако, это два различных вида движения, каждый из которых имеет свои особенности. Количественные изменения - эволюционная форма развития. Качественные изменения - революционную форму развития. А так как количественные и качественные изменения взаимно связаны между собой - развитие есть единство эволюционного и революционного изменения.

Эволюционным называется такое изменение, при котором происходит постепенное количественное изменение существующего. Революционным считается коренное, качественное изменение существующего. Революционное изменение есть скачок, перерыв в постепенности количественных изменений, переход от одного качества к другому. Всякое качественное изменение осуществляется в форме скачка. Следовательно, развитие есть переход количественных изменений в качественные и наоборот.

Эволюционное развитие – та стадия, на которой предмет претерпевает постепенные количественные изменения. Эти изменения сами по себе не могут дать нового качества, а лишь подготовляют качественное изменение. Чтобы последнее произошло, требуется перерыв постепенных количественных изменений, скачок, посредством которого и осуществляется переход от старого к новому. Качественные изменения, скачки играют большую роль в развитии.

Понятие скачок выражает закономерную стадию в процессе развития – стадию перелома в постепенных количественных изменениях, наступление качественных перемен. Скачок есть переход от одного качества к другому и завершает эволюционную стадию. В отличие от постепенных количественных изменений, часто незаметных, неуловимых и скрытых от взора, скачок – форма открытых изменений.

Стратегическое изменение [28] - постепенный или ступенчатый процесс пере­вода организации на новый уровень с использованием существую­щих идей и концепций. Нововведение — процесс выработки новых идей и концепций и применение их в условиях данной организа­ции. Преобразование — процесс быстрого фундаментального изменения в методах работы организации, вызванный резко меня­ющимися условиями обстановки.

Традиционно стратегическое изменение представлялось как не частое, иногда однократное, крупномасштабное изменение. Стратегическое развитие организации рас­сматривается как непрерывный эволюцион­ный процесс, в котором одно стратегическое изменение создает необходимость в других изменениях. Фундамен­тальные стратегические изменения в жизни организации относи­тельно редки, в то время как ступенчатое изменение (которое мо­жет по своей сути быть стратегическим) является процессом, который возникает гораздо чаще. Наиболее типично то, что стратегия реализуется за счет постепенных и ступенчатых перемен.

Классификация стратегических изменений по масштабам изменений: постепен­ные (ступенчатые), фундаментальные, револю­ционные.

Постепенное (ступенчатое) изменение —серия текущих устойчивых движений вперед, которые позволяют орга­низации поддерживать свое равновесие и деятельность в нормаль­ном состоянии и обычно влияют только на отдельные части системы организации в конкретной точке в данное время.

Фундаментальное (революционное) изменение - более масштабный процесс, приводящий к пре­образованию всей системы организации.

Типы измене­ний (табл.1)

Таблица 1. Виды изменений (по А. Мейеру, Дж. Гоуси и Г. Бруксу)

Признаки постепенного, или ступенчатого, изменения Признаки фундаментального, или революционного, изменения
Часто возникают в жизни организации Возникают в жизни организации не часто
Серии устойчивых движений вперед Полное изменение
Влияет на отдельные части системы организации Влияет на всю систему организации

 

С точки зрения организации постепенным изменением легче управлять и оно ме­нее разрушительно для функционирования организации, чем фун­даментальное, или революционное, изменение.

Типы изменений:преемственное - в ходе большого периода установленные страте­гии остаются неизменными или минимально модифицируются; ступенчатое - подразумевает постепенное изменение в страте­гиях по частям или систематически; колебательное - включает изменения стратегии, которые не имеют конкретной цели или направленности; глобальное - относится к стратегическому изменению револю­ционного или преобразовательного характера за конкретный пе­риод времени.

 

 

Рис. 2 Модели стратегического изменения

 

6. Развитие [29] - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей, предполагающее сохранение (системного) качества развивающихся объектов.

Развитие обладает следующими свойствами: необратимости, направленности, закономерного изменения материальных и идеальных объектов.

Обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии[30].

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов или связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

 

7. Этапы стратегического менеджмента:

1. Принятие решения о необходимости стратегического управления.

2. Обучение процессу стратегического управления.

3. Диагностика и анализ внутренней и внешней ситуации.

4. Прогнозирование.

5. Формулирование стратегии.

6. Планирование стратегии.

7. Регламентация стратегии.

8. Реализация стратегии.

9. Контроль выполнения стратегии.

10. Коррекция стратегии или деятельности компании.

11. Информирование и архивирование.

 

 

Тема 2. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности

Основные понятия темы:

Отраслевая структура промышленности. Стратегические проблемы развития производства. Техническая политика предприятия. Стратегия внешнеэкономической деятельности. Эволюция систем решений. Этапы развития систем управления.

 

1. Отраслевая структура промышленности [31]

Экономика современного государства подразделяется на отрасли: производственные отрасли и виды непроизводственной деятельности. Понятия "производственная" и "непроизводственная" сферы являются наиболее крупными структурными характеристиками экономики.

Охарактеризовать межотраслевые связи, уровень развития различных отраслей и их вклад в валовый внутренний продукт (ВВП) позволяет отраслевая классификация.

Отраслевая классификация (рис.3) основывается на Международной стандартной отраслевой классификации всех видов деятельности - МСОК (International Standard Industrial Classification of all Economic Activities - ISIC). Отраслевая классификация в России до 1 января 2003 г. определялась Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Ему на смену пришел Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Рис. 3 Классификация отраслей промышленности

По характеру воздействия на предмет отрасли делятся на две группы: добывающие и обрабатывающие.

Добывающие отрасли обеспечивают получение природных ресурсов минерального и растительного происхождения, а обрабатывающие отрасли обеспечивают переработку исходного сырья, полученного в добывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве.

К добывающей промышленности относят: горнодобывающие предприятия - по добыче руд цветных и черных металлов и нерудного сырья для металлургии, горнохимического сырья, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, а также гидроэлектростанции, предприятия по лесоэксплуатации, по улову рыбы и добыче морепродуктов.

К обрабатывающей промышленности относят: предприятия по производству черных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов легкой и пищевой промышленности, а также теплоэлектростанций и предприятий по ремонту промышленных изделий.

Отраслевая структура промышленности - состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства.

Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда.

При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы.

Промышленные комплексы - совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг).

Виды промышленных комплексов: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, социальный, строительный комплекс и военно-промышленный.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает: угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью - удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии.

Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы.

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ.

Химико-лесной комплекс - интегрированная система химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей.

Агропромышленный комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья.

Строительный комплекс включает систему отраслей строительства, промышленность строительных материалов, машиностроение, ремонтную базу. Отрасли комплекса объединены общей целью - ввод в действие объектов основных фондов.

Социальный комплекс объединяет отрасли легкой промышленности, производящие товары народного потребления.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) представлен отраслями и видами деятельности (прежде всего НИОКР), ориентированными на удовлетворение потребностей Вооруженных Сил.

 

2. Стратегические проблемы развития производства

В условиях современной экономики организация рассматривается как многофакторная социально-экономическая система, обладающая рядом специфических особенностей и пребывающая в состоянии непрерывного совершенствования своей деятельности.

Факторы, оказывающих влияние на деятельность организации:

развитие науки и техники, глобализация конкуренции, стандартизации и как следствие, повсеместная замена человека автоматизированными системами управления, увеличение скорости инновационных изменений (все укорачивающийся жизненный цикл продукции), увеличение динамичности ситуаций;

уменьшение общего объема ресурсов;

превращение информация в фактор производства;

сокращение циклов операций управления, уход от функциональной специализации к интеграции бизнес процессов, оперативная, индивидуализированная система работы с поставщиками и покупателями;

усложнение и комплексность проблем, с которыми сталкиваются предприятия, и соответственно, необходимость их изучения в единстве экономических, социальных, технических, психологических, управленческих и других аспектов;

приоритет создания ценности, а не минимизации издержек, а также акцент усилий не на подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а на создание собственных, труднокопируемых другими фирмами компетенций, как залога лидерства в бизнесе;

резкое усиление роли знаний как активов в конкуренции фирм, нарастающая конвергенция технологий и отраслей, новые эко­номиче­ские основы рыночной конкуренции и эффективной организации фирм.

Особенности стратегических проблем развития производства: быстрое возрастание приоритета нематериальных активов; новое понимание роли экономии от масштаба; смещение акцентов с минимизации издержек на создание дополнительной ценности — с контроля издержек на фактор времени (скорость разработки и коммерциализации новых продуктов, технологических и организационных инноваций); относительное снижение важности доли рынка (ввиду подвижно­сти его формата, сокращения жизненных циклов товаров и высокой динамики запросов потребителей).

 

3. Техническая политика предприятия [32]- генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством предприятия в области стратегии повышения качества продукции, ресурсосбережения, организационно-технического развития производства как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Техническая политика направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и других объектов фирмы.

Этапы разработки и реализации технической политики предприятия включает: проведение маркетинговых исследований с целью определения уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и разработка стратегических мер по достижению конкурентоспособности товаров в будущем; разработка стратегии фирмы, в которую должна быть заложена идеология технической политики; проведение НИОКР по созданию конкурентоспособных товаров и других объектов фирмы; организационно-технологическая подготовка производства новых товаров; производство и реализация новых товаров фирмы[33].

План технического развития разрабатывается по следующим направлениям: создание, освоение производства и модернизация выпускаемой продукции; внедрение прогрессивных технологических процессов; комплексная автоматизация и механизация производственных процессов; совершенствование системы управления, планирования и организации производства; повышение эффективности использования материальных и топливных ресурсов; обновление и модернизация основных фондов; совершенствование кооперации и разделения труда, организации и обслуживания рабочих мест, внедрение передовых приемов и методов труда; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы[34].

Методы ресурсосбережения - конкретные технологические процессы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом[35].

Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономических методов и т.д.

Виды стратегий ресурсосбережения: упрощение кинематической схемы (структуры, принципа действия) товара; межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара; совершенствование технологичности конструкции товара; организационно-техническое развитие производства; расширение зарубежного производства качественного товара без изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эффективнее) конкретный вид ресурса; реализация факторов ресурсосбережения[36].

Техническая политика предприятия является одним из важнейших факторов его развития и направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и других объектов фирмы[37].

Научно-техническая политика [38]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: