Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных органов и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Как феномен саморегуляции общества, стабилизации протекающих в нем социальных процессов, современная политическая система обеспечивает эффективное проведение внутренней и внешней политики государства, формирует, выражает интересы различных социальных слоев. Она представляет собой основополагающую позицию и является фундаментом поддержания существующей в стране легитимной власти.
Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков. Во - первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности, — распад, дезинтеграция общества. Во - вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. При нестабильности социальных и политических процессов в государстве теряется поддержка граждан, люди попросту отворачиваются от данной политической системы. В-третьих, политическая система имеет культурное основание: это общность ценностей, совокупность политических симпатий, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы понимать друг друга. Исторический опыт показывает, что политические системы, способные к длительному, стабильному существованию, такие ценности обязательно имеют. В-четвертых, для политической системы характерно одновременное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной проблемы. В этом случае государственные органы опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных политических и общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении.
Политическая система — это целостная совокупность политических институтов, политических отношений, принципов политической организации общества. Политическая система — это организация власти в обществе.
Структура политической системы состоит
Институциональная | Включает: 1) государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Это главный институт политической системы; 2) политические партии — это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определённых социальных слоев и стремящиеся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении); 3) общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; 4) иные политические институты. |
Нормативная | Включает: политические принципы, политические традиции, нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике. |
Функциональная | Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. |
Коммуникативная | Совокупность связей и взаимодействий: 1) между подсистемами политической системы; 2) между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. п.; 3) между политическими системами различных стран. |
Культурно-идеологическая и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. | Охватывает: 1) политическую психологию — совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам; 2) политическую идеологию (от гр. idea — понятие, logos — учение, слово) — систему идей, взглядов на политическую жизнь, концепций, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры; 3) политическую культуру — систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений. |
Функции политической системы:
1) определение целей, задач, путей развития общества;
2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;
3) распределение ценностей (материальных и духовных ресурсов);
4) согласование различных интересов субъектов политического процесса;
5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;
6) обеспечение стабильности и безопасности общества;
7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
В политологии существуют различные способы классификации политических систем:
Г) По классовому признаку (классификация К. Маркса - В. Ленина) политические системы типологизируются в зависимости от господствующего класса; выделаются рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и социалистическая политические системы.
А) По характеру общения с внешней средой выделяют открытые (демократические) и закрытые (тоталитарные) политические системы.
Открытые политические системы активно контактируют с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности других систем, отличаются мобильностью, динамичностью.
Закрытые политические системы ограничивают контакты с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем, ориентированы только на собственные ценности.
Б) По политическому режиму выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.
В тоталитарных политических системах личность и общество полностью подчинены власти, все сферы жизни тотально контролируются и регламентируются государством.
В авторитарных политических системах существует неограниченная власть одного лица или группы лиц, но при этом сохраняются некоторые экономические, гражданские, духовные свободы для граждан.
В демократических политических системах преобладают права личности, власть контролируется обществом.
В) По содержанию и формам управления (классификация французского политолога Ж. Блонделя) выделяются либеральные демократии, авторитарно-радикальные (коммунистические) системы, традиционные системы, популистические системы и авторитарно-консервативные политические системы.
В либеральных демократиях принятие политических решений исходит из ценностей свободы, собственности, индивидуализации.
В авторитарно-радикальных (коммунистических) системах определяющими ценностями являются равенство и социальная справедливость.
В традиционных политических системах господствуют олигархии, имеет место неравное распределение экономических ресурсов и социальных статусов.
В популистских политических системах (в развивающихся странах) используются авторитарные методы управления, но эти системы стремятся к бoльшему равенству в распределении социальных благ.
В авторитарно-консервативных политических системах наблюдается стойкое стремление к сохранению социального и экономического неравенства, к ограничению политического участия населения.
Д) По типу политической культуры и разделению политических ролей участниками политического процесса (общепринятая в западной науке классификация Г. Алмонда) выделяются англо-американская; евро-континентальная; доиндустриальные и частично-индустриальные; тоталитарные политические системы.
Для англо-американской политической системы характерны:
- жесткое разделение политических ролей и функций между участниками политического процесса (государством, политическими партиями, группами интересов и др.);
- распределение власти и влияния между различными звеньями политической системы (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти; центральные и местные органы власти);
- наличие однородной политической культуры, основанной на защите общепризнанных материальных ценностей(свободы, собственности, безопасности).
Для евроконтинентальной политической системы характерны:
- разделение политических ролей и функций не в масштабах всего общества, а внутри класса, этноса, группы, партии;
- расколотость политической культуры на субкультуры, с присущими им собственниками классовыми, этническими, групповыми, партийными ориентациями, ценностями, изделиями;
- достижение социального согласияна общей культурной почве либеральных ценностей.
Догосударственные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру, состоящую из местных политических субкультур, которые опираются на ценности клана, рода, племени, общины. Согласие в обществе достигается исключительно насилием. Политическая власть узурпирована узким кругом лиц.
Тоталитарные политические системы действуют на основе подчеркнутого приоритета каких-либо односторонних ценностей – классовых (социалистические системы), национальных (фашистские системы), религиозных (теократии). Власть сосредоточена в руках правящей партии или группы лиц, контролирует все сферы и стороны жизнедеятельности личности и общества.
(Существуют и другие, менее известные, классификации политических систем).
По Веберу, экономика и политика взаимосвязаны и взаимоприспособлены. Согласно этому подходу, было признано деление политических систем на традиционные и рационально бюрократические.
В духе Вебера исследователи У. Ростоу и Р. Арон выделили типы политических систем:
а) традиционные, основанные на обычаях, с наследственной авторитарной властью, инерционные и застойные — монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Непал и др.);
б) модернизированные демократии — развитые страны Европы и Северной Америки, достигшие высокого уровня социально-экономического развития;
в) тоталитарные системы в бывших социалистических странах.