Урок-рефлексия в процессе обучения биологии.




 

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее. Английский философ Герберт Спенсер сказал «Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формированию таких умений, средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Рефлексия - (от позднелатинского reflexio - обращение назад) в энциклопедическом словаре трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание. В психологии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Так, В.В. Давыдов видел смысл рефлексии в раскрытии сущности своих знаний через анализ и обобщение, В.А. Сластенин считает рефлексию важнейшим и необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности, по М.В. Кларину, рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий. Более близкая позиция А.В. Хуторского, который ввел понятие «образовательная рефлексия» и рассматривает ее как вид деятельности.

Актуальность темы обусловлена тем, что современный этап развития образования требует качественного изменения подходов к определению его содержания, а также форм учебно-познавательной деятельности обучающихся. В основе формирования новой парадигмы образования лежит идея развития личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Особую значимость в данной теме приобретает то, что умение рефлексировать включено в число учебно-познавательных компетенций согласно ФГОС обязательных для овладения обучающимися.

На уроках рефлексии обучающиеся не просто тренируются в решении поставленных задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

Урок-рефлексия поможет учителю определить уровень осознания содержания пройденного материала обучающимися, степень усвоения ими изученной темы, позволит наметить план дальнейшей работы и найти коммуникативный подход к обучающимся. Урок-рефлексия позволяет приучить обучающихся к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

В ходе урока-рефлексии обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, знание и незнание. Рефлексия поможет обучающимся систематизировать полученные знания, сравнить собственные успехи с достижениями одноклассников и освоить планируемые результаты по предмету.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при проведении уроков рефлексии, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к учительскому объяснению и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». В результате такой установки развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и неэффективно.

Для использования методических приемов, способствующих развитию рефлексивных умений в процессе обучения необходимо создавать следующие благоприятные условия:

· полное доверие к учителю, к ученикам класса;

· отсутствие страха, неуверенности со стороны субъектов учебной деятельности;

· недопустимы нескромность, субъективность оценок, ирония, иные проявления бестактности;

· рефлексия должна быть демократична, корректна;

· необходима регулярность проведения рефлексивной деятельности;

· допускается повторное использование одного и того же упражнения, что редко дает побочный негативный эффект;

· профессиональность мастерства учителя;

· следует делать записи, рисунки в процессе рефлексии: фиксировать впечатление от основных фактов. Это обеспечивает последовательность хода мыслей;

· следует учитывать различные ситуации, исходя из которых, могут использоваться

различные формы рефлексии (письменная или устная).

После уроков рефлексии заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

Итоговая рефлексия – отличается от текущей увеличенным объемом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определенности со стороны учителя.

Итоговая рефлексия (систематизации и обобщения полученных знаний)проводится на уроке по окончании темы инаправлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Исходя из функций урока рефлексии, особый упор делается на следующий вид рефлексии - рефлексию учебной деятельности, которая проходит практически на всех этапах урока: от актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности до рефлексии учебной деятельности на уроке. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Рефлексия настроения и эмоционального состояния может проходит с помощью приёма «Светофор».

Считаю, что представленный опыт работы является актуальным, так как приемы рефлексии возможно использовать учителям-предметникам при проведении уроков разных типов.

Вашему вниманию представляю технологическую карту урока в 9 классе по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне». (Приложение 1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: