Функции религии в обществе




Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Можно выделить несколько основных функций религии.

Мировоззренческая функция религии состоит в реализации определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченной обыденности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, морального падения.

Компенсаторная функция предстает как процесс преодоления человеком жизненно важных противоречий и проблем, опираясь на религиозные установки. Религия психологически компенсирует зависимость людей от общественных условий и обстоятельств личной жизни. Например, социальное неравенство превращается в равенство в греховности и страдании, а милосердие, забота и благотворительность смягчают бедность и отверженность.

Регулятивная функция религии заключается в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов и традиций строятся отношения людей в исторически определенном типе общества. Выполнение религией регулятивной функции становится возможным в той мере, в какой она одновременно создает общезначимые мораль и право, контролирует их соблюдение и устанавливает в связи с этим разветвленную систему поощрений и наказаний. Масштаб распространения религиозных норм и правил может существенно различаться и охватывать или целые цивилизации, народы, определяемые по принципу религиозного единства, или небольшие группы сектантского типа.

Легитимирующая функция религии состоит из обоснования, освящения, придания законного характера определенному типу общественного порядка и государства. Общество обращается к авторитету религии, чтобы сделать свои требования значимыми для своих членов, передавать от одного поколения к другому те правила и нормы, которые оно предъявляет каждому отдельному человеку как общественному, социальному существу. Простейшим примером религиозной легитимизации может служить хорошо известная формула признания верховенства королевской власти — «Милостью Божьей!». Не надо думать, что легитимирующая функция религии уже отошла в прошлое. Другое дело, что в современном обществе ее выполнение несколько ослаблено. Зато усиливается выполнение этой функции со стороны государства, которое создает и поддерживает определенную идеологию. Однако если религия выполняет свою легитимирующую функцию большей частью силой морального влияния, то государство предпочитает использовать прямое принуждение в насаждении собственной идеологии — достаточно вспомнить советский тоталитарный режим, который существовал якобы для быстрейшего воплощения в жизнь «светлого коммунистического будущего».

Коммуникативная функция – установление и поддержка связей между единоверцами в мире. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Наглядным примером такой функции является моральная и материальная поддержка мусульманскими государствами (Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами) братьев-мусульман по всему миру.

Интегративная функция – поддержка конфессионального или этнического сообщества, укрепление основ государственности (например, Израиль). Однако, она имеет и свою обратную сторону — дезинтегративную функцию, разделение общества на враждебно настроенные по отношению друг к другу конфессиональные сообщества.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Она состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

 

Классификации религии

Сколько всего религий существует в мире, доподлинно не знает никто. Чаще всего речь идет о тысячах разнообразных религиозных форм, которые существовали на протяжении значительного отрезка человеческой истории, возникли недавно или сохранились в совре­менном мире с давних времен. Естественно, что возникает потреб­ность в упорядочении, типологизации религиозных феноменов. Религия является многогранным явлением, поэтому за основу классификации могут быть взяты разные критерии.

1. По времени существования разделение религий на мертвые и живые (современные). Мертвые религии — это те, что когда-то существовали, но со временем исчезли. Некоторые из них оставили после себя па­мять в виде руин святынь, гробниц, других памятников, иногда в виде религиозной литературы, легенд, мифов и т. д. Живые религии — это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определенных групп людей, а также появившиеся в по­следние десятилетия новые религиозные движения.

2. По принципу происхождения (генетический принцип) разделение религий на естественные и религии откровения. Под есте­ственными религиями имеются в виду те из них, которые возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. В таких религиях религиозная группа отождествлялась с человеческим коллек­тивом, поэтому каждый человек уже в силу своего рождения и воспи­тания исповедовал эту религию. Первобытные человеческие коллек­тивы, такие как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совместный культ. К естествен­ным религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких как синтоизм или индуизм.

Совсем другой характер носят религии откровения. Они связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких основателей. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, хрис­тианство, ислам. Во всех религиях откровения можно выделить этапы, очень схо­жие между собой. Сначала появляется сам вдохновленный свыше будущий основоположник, который ходит с места на место, учит, но ничего не записывает. Со временем он собирает вокруг себя группу учеников. Жизнь такой группы связана простыми отношениями и религиозными практиками. Следующим этапом становится смерть учителя. Никто из учеников не оказывается в состоянии заменить умершего учителя. Происходит реорганизация группы, а сам умерший учитель становится объектом почитания. Этот момент является но­вой стадией, группа перестает быть группой учеников, а становится первой общиной будущей религии. Развитие религиозной организации выдвигает на первый план харизматичность не персональную, иуже групповую.

По объекту поклонения разделение религий по составу пантеона на политеистические, т.е. религии, в которых налицо почитание нескольких богов, например древнегреческая и древнеримская религии, и монотеистические, т.е. религии единобожия, к которым относятся иудаизм, христианство и ислам.

В системе классификации религии можно выделить группу природных (естественных) религий. Для этих древних религий характерно то, что человек находится не в центре мироздания, а является элементом, составной частью природы. К типичным природным религиям относятся ведические религии Древней Индии, из мировых религий - буддизм. Однако, как правило, эти религии политеистические.

В отличие от них христианство, ислам ииудаизм, имеющие общий корень - Ветхий Завет, в центр своей системы ставят человека, который обретает путь к личному спасению. В этих религиях главное внимание уделяется нравственные идеям. Часто эти религии называют нравственными, или духовными.

Типология Г. Гегеля. Он разделил все религии на три группы - стадии, последовательно сменявшие друг друга: религия природы (Древний Восток), религия духовной индивидуальности (иудея, греки, римляне), абсолютная религия (христианство).

Существуют и другие критерии для классификации религий:

• количество верующих и их удельный вес в общей численности населения (статистический);ареал распространения (картографический);

• формы распространения: дискретные, т. е. разбросанные по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, т. е. рас­пространенные компактно по странам и континентам (христи­анство, ислам);

• правовой статус (религии, которые поддерживаются государ­ством; религии, которые не поддерживаются государством; ре­лигии, к которым государство относится нейтрально);

• уровень организации (жестко централизованные, нежестко цен­трализованные, децентрализованные религии).

Типология по характеру распространение (государственно-национальный принцип) Большее распространение имеют религии этнические и региональ­ные (национально-государственные), связанные с существованием какой-либо нации или народности. Подобно религиям родоплеменным, они выражают не только географический или этнографический прин­цип, но также и способ существования. Национально-государствен­ные религии воплощают более высокий уровень развития того обще­ства, в котором они существуют. Типичным примером может служить религия евреев — иудаизм.

От родоплеменных и национально-государственных религий от­личаются мировые религии, поскольку они не ограничиваются ни эт­ническими группами, ни территорией, но могут охватывать — если не в действительности, то по крайней мере в идеале — любую терри­торию и любого человека. Существуют они в различных политичес­ких, общественных и экономических системах. Последователи миро­вых религий, основываясь на своем учении, хотят выразить потребности и желания не одного племени или народа, но всех людей.

Новые религиозные движения (нетрадиционные религии), которые по­явились в большом количестве в последнее время, чаще всего гене­тически происходят от какой-либо национально-государственной или мировой религии, но уже не связывают себя с ней, претендуя на соб­ственную уникальность и универсальность.

Таким образом, можно представить следующую классификацию ре­лигий:

1) ранние (родоплеменные, первобытные) формы религии (фети­шизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм и т. п.);

2) этнические и региональные религии (национально-государ­ственные), распространенные в границах определенного госу­дарства или у определенных народов (иудаизм, индуизм, зоро­астризм и т. д.);

3) мировые религии (буддизм, христианство, ислам);

4) новые религиозные движения (нетрадиционные религии)

 

 

  1. Что такое религия? Какова этимология этого слова?
  2. Какие факторы определили значимость изучения религии?
  3. Какие основания религии определяют ее укорененность в человеке и обществе?
  4. Почему сложилось два подхода к изучению религии? В чем специфика каждого из них?
  5. Какие причины привели к появлению религиоведения?
  6. Когда происходит институциализация религиоведения?
  7. Чем религиоведение отличается от теологии?
  8. Какие направления существуют в философии религии?
  9. Что такое деизм, пантеизм, атеизм, агностицизм, апологетика?
  10. Назовите основателей социологии религии и направления их деятельности.
  11. Что такое секуляризация, сакрализация, религиозный плюрализм?
  12. Какие направления существуют в рамках истории религии?
  13. Что изучает психология религии, феноменология религии, философия религии?
  14. Какие проблемы поднимает политология религии?
  15. Из каких структурных элементов состоит религия?
  16. Из каких структурных элементов состоит религиозное сознание? Какие уровни оно имеет?
  17. В чем особенность религиозной веры?
  18. Из каких структурных элементов состоит религиозная деятельность?
  19. Что такое религиозный культ?
  20. В чем разница между церковью и сектой?
  21. Что такое деноминация, конфессия?
  22. Как возможна эволюция религиозных организаций?
  23. Какие функции выполняет религия в обществе? Определите, как реализуются эти функции в современности.
  24. Какие способы классификации религии вы знаете?
  25. Что характерно для мировых, национальных, естественных религий и религий откровения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: