Цель: изучить виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
Информационная деятельность — это совокупность действий, направленных на удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства, на достижение каких-либо целей посредством информационных процессов.
Основными видами информационной деятельности являются формирование, получение, использование, распространение, и хранение информации. В условиях информатизации общества необходимо целенаправленно готовить специалиста к информационной деятельности в условиях частично автоматизированной информационной среды.
В реальности существует множество конкретных видов информационной деятельности, в связи с чем возникает необходимость осуществления процедуры их классификации.
Избрание в качестве классификационной основы информационной потребности позволило выделить три исходных типа информационной деятельности.
· 1. Массовая информационная деятельность, продукт которой — массовая информация — производится, передается и потребляется с помощью средств массовой информации и призван удовлетворять соответствующую потребность субъекта.
· 2. Специальная, профессионально-ориентированная информационная деятельность, в рамках которой производится информация, требующаяся субъекту для выполнения его профессионально-должностных обязанностей.
· 3. Личностная информационная деятельность, направленная на производство информации для находящихся в близких, неформальных отношениях людей.
Для студента, чей труд направлен на получение знаний, несомненно, характерна профессионально-ориентированная информационная деятельность. Важным компонентом новой модели образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. Речь идет об овладении обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.
Под компетенцией понимается наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере. Информационная компетентность — одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.
В задачи развития информационной компетентности специалиста входит:
· - обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;
· - развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей;
· - осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
В табл. 1 представлен сравнительный анализ видов информационной деятельности с использованием традиционных и новых информационных технологий.
Таблица 1. Сравнительный анализ видов информационной деятельности с использованием традиционных и новых информационных технологий
Виды информационной деятельности с использованием средств традиционных (бумажных) технологий | Виды информационной деятельности с использованием средств новых информационных (электронных) технологий |
1. Использование в качестве источника знаний основных типов печатных документов и изданий: a. Изучение материала по учебнику, учебному пособию; b. Использование непериодических изданий (научно-популярной, производственной, официально-документальной (нормативной), массово-политической, рекламной, художественной, изданий для досуга, информационной литературы) в качестве источника знаний; c. Использование периодических изданий (газет, журналов) в качестве источника знаний. | 1. Использование в качестве источника знаний различных электронных документов и изданий, образовательных мультимедийных продуктов: a. Изучение материала с помощью электронного учебника и различных типов компьютерных программ учебного назначения; b. Использование различных типов мультимедийных продуктов в качестве источника знаний; c. Использование электронных газет и журналов в качестве источника знаний. |
2. Составление информационного запроса для поиска информации. | 2. Составление информационного запроса для ввода в автоматизированную поисковую систему. |
3. Поиск информации: a. В справочных изданиях: энциклопедии, словаре, справочнике; b. В библиотеке. | 3. Поиск информации: a. В электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, электронном словаре, электронном справочнике; b. В сети Интернет, электронных базах и банках данных. |
4. Владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации - составление: a. библиографического описания, b. плана, c. выписки, d. цитаты, e. тезисов, f. резюме, g. конспекта, h. аннотации, i. рецензии, j. обзора литературы, k. реферата. | 4. Владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации - составление с помощью различных компьютерных средств: a. библиографического описания, b. плана, c. выписки, d. цитаты, e. тезисов, f. резюме, g. конспекта, h. аннотации, i. рецензии, j. обзора литературы, k. реферата. |
5. Подготовка и оформление результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности. | 5. Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности. |
6. Подготовка и представление публичного выступления, доклада. | 6. Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации. |
Виды информационной деятельности с использованием средств традиционных (бумажных) технологий | Виды информационной деятельности с использованием средств новых информационных (электронных) технологий |
7. Участие в публичной дискуссии. | 7. Участие в телеконференции. |
8. Составление и отправка письма. | 8. Создание, отправка и получение электронных писем. |
Задание: ответить на контрольные вопросы и выполнить задания.
· 1. Что понимают под «информационной деятельностью»?
· 2. Какие основные виды информационной деятельности вы знаете?
· 3. Назовите три исходных типа информационной деятельности. Что происходит в процессе каждой из них?
· 4. Какие информационные действия являются составными частями информационных процессов?
· 5. На что ориентирован компетентностный подход в образовании? Что такое «компетенция»? В чем заключается информационная компетенция?
· 6. Что входит в задачи развития информационной компетентности специалиста?
· 7. Проведите сравнительный анализ видов информационной деятельности с использованием традиционных технологий и новых информационных технологий.