ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ




И. В. Попов, студент 1 курса

г. Гомель, ГГУ имени Ф. Скорины

Аннотация: В этом докладе читатель найдет обзор исторических событий, которые сопровождали взаимоотношения Церкви и государства на протяжении 18-ти веков. В современной непростой ситуации противоборствующие политические силы рассчитывают получить поддержку Православной Церкви. В своем докладе я рассматриваю взаимодействие Церкви и государства в исторической перспективе.

Ключевые слова: Церковь, Русская Православная Церковь, Белорусская Православная Церковь, история, политика, конфессиональная политика, Республика Беларусь.

 

В современной непростой ситуации противоборствующие политические силы рассчитывают получить поддержку Православной Церкви. Взаимодействие Церкви и государства началось ещё до рождения Церкви в ветхозаветную эпоху [1]. Первая попытка выработать церковно-государственную систему взаимоотношений была предпринята в Византии, в 325 году, когда император Константин I созвал Первый Вселенский Собор. Разница культуры и отношение к власти привели к появлению двух систем взаимоотношения Церкви и государства. Условно их можно разделить на западную и восточную модель.

В Восточной Римской Империи принципы церковно-государственных отношений нашли свое выражение в канонах и государственных законах империи, отразились в сочинениях святых отцов. Две структуры, имеющие разные цели и задачи, начали сотрудничать, образовывая симфонию Церкви и государства. Ее суть составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви. Впервые идею симфонии выразил император Юстиниан в 6-й Новелле для Патриарха Епифания: «Величайшими у людей дарами Божиими, данными свыше по человеколюбию, являются священство и царство. Первое служит делам божественным, второе начальствует и наблюдает над делами человеческими; и то, и другое происходит от одного начала и гармонично обустраивает (κατακοσμοῦσα) жизнь человеческую – и ничто так не важно для царствующих, как почет иереев, которые за них вечно молят Бога. Ибо если первое будет совершенно безукоризненным и удостоится у Бога благорасположения (παρρησίας), a второе будет по справедливости и подобающим образом обустраивать (κατακοσμοίη) порученное ему государство, то наступит некое доброе согласие (συμφωνία τις ἀγαθή), которое обеспечит все какие ни есть блага роду человеческому. Поэтому (τοίνυν) мы усерднейшим образом печемся как о догматах божественной истины, так и о почете иереев, при наличии и вследствие которого, мы уверены, нам будут дарованы от Бога великие блага – причем те из них, которые уже имеются, мы сохраним в целости, а те, что мы до сих пор не получили, приобретем». [2, с. 30-31].

Из исторических источников мы знаем, что симфония в Византии не существовала в чистой форме. На практике она подвергалась нарушениям и искажениям. Церковь неоднократно оказывалась объектом цезарепапистских притязаний со стороны государственной власти. Красноречивым примером вмешательства светских властей служит агиография Святителя Иоанна Златоуста. Против него было два суда и оба после критики власть имущих.

Киевская Русь, принимая крещение по византийскому обряду, унаследовала стиль взаимоотношений Церкви и государства. История помнит примеры грубого вмешательства русских правителей в дела Церкви. Стоит вспомнить Святителя Филиппа, митрополита Московского. Его критика Ивана Грозного закончилась трагично для святого. Следствием вмешательства Феодора Иоанновича в церковную политику стало установление патриаршества на Руси в конце XVI века.

Следующим периодом грубого нарушения симфонии можно назвать Синодальный период. Два столетия Русская Православная Церковь претерпевала влияние протестантской доктрины территориализма и государственной церковности. Стоит отметить, что многие новомученники и исповедники с радостью восприняли новость о прекращении работы Святейшего Правительствующего Синода.

Попытка утвердить идеал симфонии была предпринята Поместным Собором 1917–1918 годов. Последующие Поместные Соборы подтверждали традиционную роль Церкви в жизни общества и выражали готовность трудиться в общественной сфере. Неожиданным отголоском Синодального периода можно назвать Совет по делам религий. Государственный орган при Правительстве СССР, занимавшийся вопросами религий на территории Союза Советских Социалистических Республик в период с 1965 по 1991 годы. Основной целью этого учреждения было «последовательное осуществление политики Советского государства в отношении религий, контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах» [3, с. 59].

На современном этапе в Беларуси остался Совет по делам религий, но под другим названием. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат – это республиканский орган государственного управления, координирующий деятельность органов госуправления республики и осуществляющий государственную политику в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в стране [4].

В последнее время мы наблюдаем острый конфликт в обществе, который отразился и на взаимоотношениях Церкви и государства. Тревожным сигналом служат следующие слова Александра Лукашенко, сказанные в Гродно: "Меня удивляет позиция наших конфессий. Дорогие мои священнослужители, остепенитесь и займитесь своим делом. В храмы люди должны приходить молиться! Церкви, костелы - не для политики. Туда люди душой должны приходить, как это было всегда", "Не идите на поводу у отщепенцев. Вам будет стыдно и позорно за то, какую вы, некоторые, позицию занимаете сейчас. И государство с безразличием на это смотреть не будет" [5]. На данном этапе Церковь и государство столкнулись с разным видением своих целей и полномочий. Эти разночтения отразились в проповеди архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия (Кищенко), в которой были следующие слова: «Мы не говорим, какая там политика, какой политик, какая власть. Мы говорим, что совершается беззаконие! Наши люди превратились в зверей! И терзают своих же братьев! … Вы подняли руку на Христа! И вам не будет прощения! И дело ваше никогда не устоит!» [6]. Первая и вторая цитата были сказаны в Гродно и свидетельствуют о переосмыслении роли Церкви в государстве: Должна ли Церковь служить государству? Мне кажется, что церковь, имеющая множество новомученников и исповедников, заслужила право давать нравственную оценку обществу и происходящим в нем событиям. Никакая власть не может лишить ее этого права. Сам Христос говорит своим ученикам: «Не бойтесь тех, кто убивает тело, а душу убить не может» (Мф 10:28).

Непонимание между целями и задачами Церкви лежит в непонимании ее подхода к светским властям. Ответ можно обнаружить в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе можно прочитать следующие строки о взаимодействии Церкви и государства. «Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям» [7].

«Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества.

Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:

1) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; 2) забота о сохранении нравственности в обществе; 3) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; 4) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; 5) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; 6) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы.

Церковно-государственное соработничество представляется также возможным в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит исполнению задач, соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного взаимодействия.

В то же время существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:

1) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров; 2) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны; 3) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию» [7].

Несмотря на всю сложность и многогранность жизни нам необходимо помнить, что христианство, прежде всего, призывает нас быть гражданами рая. В Евангелии мы находим следующие слова: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36). Церковь же – «тело Христово» (1Кор.12:27) – не может иметь в себе никакого зла. Поскольку государство - часть «мира сего», оно не имеет части в Царстве Божием, ибо там, где Христос нет места принуждению, нет места противопоставлению человеческого и Божия.

 

Список источников и литературы

 

1. Библия [Электронный ресурс] // «Азбука веры» – ведущий религиозный интернет-портал. - Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/ -Дата доступа: 22.11.2020.

2. Максимович, К. А. Церковные новеллы св. Императора Юстиниана I (527-565 гг.) в современном русском переводе: из опыта работы над проектом / К. А. Максимович // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия – 2007. – № 17. – С. 27–44.

3. Новиков М. П. (ред.) Атеистический словарь. Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1985. — 512с.

4. Официальный сайт Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://belarus21.by/ -Дата доступа: 22.11.2020.

5. Лукашенко: церкви, костелы - не для политики [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-hramy-kostely-ne-dlja-politiki-403780-2020 -Дата доступа: 22.11.2020.

6. Слово архп. Артемия о насилии в Беларуси [Электронный ресурс] // Свято-Покровский собор, Гродно - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=HxzwBttr5E0&feature=youtu.be -Дата доступа: 30.11.2020.

7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]// «Азбука веры» – ведущий религиозный интернет-портал. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/#0_3 -Дата доступа: 22.11.2020.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: