Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Воспользовавшись книгами по истории, подобрать факты, характеризующие тот ил иной тип государства.
2. Дать содержательное отличие между такими категориями, как «государство» и «государственность».
3. Выделить те признаки государства, которые подвергаются на современном этапе трансформации, проанализировать причины этих изменений.
Задание 2.
Выполните тестовое задание (тест №3)
Тема 4. Функции государства 2 час.
Цель семинарского занятия -
Усвоение понятия функции государства, соотношения его с целями и задачами государства, с функциями отдельных государственных органов; формирование представления о классификациях функций государства, характеристике основных внутренних и внешних функций современного Российского государства; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий).
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие функций государства и их содержание.
2. Классификация функций государства.
3. Формы реализации функций государства: правовые и организационные.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Произведите сравнение и установите соотношение между внешними и внутренними функциями государства с постоянными и временными функциями государства. Результаты оформите в виде следующей таблицы:
Функции государства | Постоянные функции | Временные функции |
Внутренние функции | ||
Внешние функции |
Задание 2.
Определите, какие из функций государства могут быть реализованы каждой из ветвей государства. Ответ оформите в виде таблицы.
Органы государства | Вид функции государства | Суть реализации функции государства |
Законодательные | ||
Исполнительные | ||
Судебные |
Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства. Ответ оформить в виде письменного конспекта.
Задание 4. Выполните тестовое задание (тест №4)
Тема 5. Форма государства 6 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение категории форма государства и ее элементов – форма правления, форма государственного устройства, политический режим; формирование представления об особенностях формы государства современной России; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий); рубежного контроля: контрольный срез №2- тестирование, диктант по терминам.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Форма государства: понятие и ее структурные элементы.
2. Форма государственного правления: понятие и виды.
3. Монархия: понятие и виды.
4. Республика: понятие и виды.
5. Форма государственного устройства: понятие и виды.
6. Унитарное государство
7. Федерация и конфедерация.
8. Форма политического режима: демократическое и антидемократическое государство.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Произведите сравнение и установите соотношение между видами монархии. Результаты оформите в виде следующей таблицы:
Вопросы для сравнения | Виды монархии | ||
Абсолютная | Дуалистическая | Парламентарная | |
Принадлежность законодательной власти | |||
Осуществление исполнительной власти | |||
Современные страны |
Задание 2.
Сравните президентскую, парламентскую и смешанную формы республик. Ответ оформите в виде таблицы.
Вопросы для сравнения | Виды республик | ||
президентская | смешанная | парламентская | |
Порядок избрания президента | |||
Порядок образования правительства | |||
Ответственность правительства | |||
Наличие поста премьер-министра | |||
Объем полномочий президента | |||
Современные государства |
Задание 3. Сравните унитарное, федеративное государства и конфедерацию. Ответ оформите в виде таблицы.
Вопросы для сравнения | Формы государственного устройства | ||
унитарное государство | федерация | конфедерация | |
Территория | |||
Статус административно-территориальных единиц | |||
Государственный аппарат | |||
Гражданство | |||
Правовая система | |||
Судебная система | |||
Налоговая система | |||
Современные государства |
Задание 4.
Задание выполняется повариантно.
Вариант № 1. Какой признак влияет на классификацию государств по формам государственного правления? Кто или что может ограничивать власть монарха?Какой признак влияет на классификацию республик на президентскую и парламентскую? Что характерно для того или иного вида республик?
Вариант №4. Что отличает демократию от антидемократического государственного режима? Какие виды демократического и антидемократического государственного режима можно выделить?
Задание 5.
Выполните тестовое задание (тест №5)
Тема 6. Механизм государства 6 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение категории механизм государства и его элементов; формирование представления об особенностях государственного развития России; усвоение основных идей теории разделения властей в государстве; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам)
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие механизма государства и его отличительные черты.
2. Государственные органы: понятие, признаки и классификация.
3. Разделение властей: теория и практика.