Любовные аддикции и аддикции избегания. Часть 1




По материалам книги Б.Р. Мандель "Психология зависимостей (аддиктология)".

Для начала немного о таком явлении, как аддикция.

" Аддиктивное (зависимое) поведениесвязанно с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. [...]
Уход из реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Посадив человека на "эмоциональный крючок", им очень легко управлять.Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата, а от эмоций. И, как не парадоксально, в первую очередь важна не модальность эмоции (положительная или отрицательная), а ее интенсивность. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость. * [...]

Эмоциональная зависимость выражается в азартном поведении, при котором, в отличие от обычных навязчивостей, побуждение к деятельности является или становится витальным, как сильный голод или жажда, и овладевает человеком полностью.[...]

Созависимым необходимы так называемые токсичные эмоции: тревога за зависимого, жалость к нему, периодическое появление чувства стыда, вины, обиды, ненависти. При удовлетворении этих патологических эмоциональных потребностей у аддикта возникает чувство удовольствия и облегчения. **[...]

Сегодня ученые выделяют пять этапов развития аддикции:
- открытие способа, с помощью которого можно сравнительно легко менять свое психическое состояние;
- привычное использование этого способа в трудные моменты;
- такое поведение (аддиктивное) становиться частью личности и не подлежит критике;
- аддиктивная часть личности начинает полностью определять жизнь аддикта;***
- разрушается психика и биологические процессы в организме.
Аддикт живет вне реального времени и пространства, он живет моментом иллюзорного наполнения. Он живет от одного момента к другому, но не может удовлетвориться ни в одном из них. Он то заполняет пустоту настоящего с помощью наслаждения, опьянения, выигрыша, успеха и т.д., то оказывается одержим нереальностью своего переживания в форме неудовлетворенности и похмелья, непреодолимо вынуждающих к немедленному повторению аддиктивных действий.

Аддикты страдают синдромом дефицита удовольствия, который проявляется в постоянном ощущении скуки. Жизнь представляется аддикту серой и однообразной, он нуждается в дополнительной стимуляции и направляет вс свою энергию на ее поиск. Он сосредотачивается на той сфере, которая позволяет ему на какое-то время вырваться из состояния бесчувственности и апатии. К остальным сферам жизни аддикт интереса не проявляет, все больше уходя от участия в них.****
Исследователи выделяют четыре формы аддиктивного поведения как бегства от реальности:
1) бегство в тело - фиическое или психическое "усовершенствование" себя;
2) бегство в работу - концентрация на служебных делах (учебе);
3) бегство в контакты или одиночество - постоянное (утрированное) стремление к общению или, наоборот, к уединению.
4) бегство в фантазии - жизнь в мире иллюзий и фантазий.
Эта типология перекликается с мнением о существовании у человека шести видов голода: голод по впечатлениям, по признанию, по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, голод по структурированию времени, по событиям.
У аддиктивных личностей в следствии плохой переносимости ими трудностей повседневной жизни, постоянных упреков и самоупреков формируется комплекс неполноценности. Тревожный аддикт может компенсировать свое чувство неполноценности гиперсоциальностью, например трудоголизмом. Защитой от чувства неполноценности у аддиктов часто служит гиперкомпенсация в виде завышенной самооценки с демонстрацией своего превосходства над окружающими. Аддикт противопоставляет толпе обывателей свою романтическую жизнь, свободную от обязательств, а значит и от обвинений. Некоторые аддикты посвящают свою жизнь карьере, борьбе за власть, обогащению.
Нам известны основные мотивации аддиктивных расстройств:
- противотревожная;
- субмиссионная (подчинение влиянию других);
- гедонистическая (эйфоризирующая);
- активирующая (часто для сексуальной гиперстимуляции);
- псевдокультурная (демонстрирующая принадлежность к данной культуре, компенсирующая комплекс неполноценности). [...]

Американский психиатр Р. Браун (1993) сформулировал шесть компонентов, универсальных для всех вариантов аддикций:
- salience (особенность, "сверхценность");
- euphoria (эйфория);
- tolerance (рост толерантности);
- withdrawal symptoms (симптом отмены);
- conflict (конфликт с окружающими и самим собой);
- relapse (рецидив).[...]

У большинства складывается впечатление о возможности решения этой проблемы посредством использования "простых" способов: запретов, наказаний, пропагандистских кампаний, принудительного лечения и др.[...]

Уход от реальности путем изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего в данный момент. Иногда необходимо избавиться от угнетенности, "сбросить" с себя психическую усталость, отвлечься от неприятных размышлений, заставив себя по иному посмотреть на событие, создать у себя необходимую мотивацию, почувствовать смысл какого-то явления. Для реализации этой цели человек вырабатывает индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Иными словами, элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикции начинается, как мы уже сказали, тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, о и останавливается в своем духовном развитии. Этому процессу могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния.
Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции.
К психологическим факторам относят личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных (прежде всего, в детском) периодах жизни.
Социальные факторы включают как семейные, так и внесемейные взаимодействия.
Существуют типы воспитания, которые создают более высокий риск возникновения аддиктивного поведения. Влияние семьи на психологическое состояние ребенка проявляется уже в самом раннем периоде его жизни. "


**************************************************************************************
Мои комментарии к этому тексту для тех, кто пережил психологическую травму насилия (абьюз) и/или находится в травмирующей ситуации.

*Любая ситуация насилия, как физического, так и психологического, сопровождается сильными эмоциями, что приводит к образованию зависимости от агрессора. Человек привыкает испытывать негативные эмоции, это становится стилем жизни. Выход из абьюза подобен ломке наркомана. И, практически все, кто пережил травму насилия, говорят о том странном, зовущем обратно в деструктивные отношения, чувстве. Не смотря на полное осознание токсичности отношений, наполненных насилием, человек снова и снова пытается в них вернуться, или найти подобные. Здесь срабатывает не только бессознательное желание отыграть травму (доказать именно агрессору, что его можно любить), но и привычка к токсичным переживаниям (эмоциям). Если травма насилия произошла в детстве, то у человека стиль жизни, наполненной эмоциональной болью, "въелся в мозг". Длительные же отношения насилия с партнером приводят к глубинным изменениям личности и биохимии организма, человек научается чувствовать свою жизнь наполненной и осмысленной только при наличии в ней такой составляющей, как эмоциональная боль.
Тем, кто попал в подобную ситуации придется приложить всю свою волю, весь свой ум, для того чтобы снова и снова отказываться проживать токсичные эмоции - разорвать сформированную рефлекторную дугу.
Зависимость от абьюзера, которую часто называют мороком, приворожил, присушил и т.д. имеет вполне научное объяснение - это привычка к сильным эмоциям. По сути, задача выхода из абьюза - заменить источник эмоций, а так же снизить, со временем, градус необходимых человеку эмоций.

**Патологическая потребность в токсичных эмоциях не есть природное состояние человека. Это искусственна сформированная агрессором потребность. Инструменты формирования такой потребности в негативных чувствах аналогичны инструментам рекламы товаров: у пострадавшего от насилия сформирована и в уме, и в психике высокая ценность такого стиля жизни. Задача человека, выходящего из абьюза сместить доминанту на более здоровые источники (таких источников эмоций должно быть несколько).

*** Если говорить об отношениях абьюза: агрессор всеми правдами и неправдами добивается того, чтобы отношения с ним стали доминантой, замещающей все сферы жизни у его жертвы. Это один из основных звоночков, что человек попал в абьюзивные отношения - утрачивается любая деятельность вне отношений с абьюзером.
Задача в период выхода из абьюза - восстановить(или найти новые) сферы деятельности, которые были до ситуации абьюза. На начальном этапе это придется делать через силу. Человеку, пережившему травму насилия, необходимо заставлять себя совершать действия по восстановлению своей деятельности. Безусловно, необходимо время на горевание, и есть период полной энергетической истощенности, но нет иного рецепта, чем начать и продолжать утверждать свою жизнь через деятельность. Иначе человек подвергается риску не встать (уход в психосоматику и распад личности). Утверждать свою жизнь надо только через себя самого, а не через другого человека (людей). И кому-то тому придется учится этому процессу впервые. Другого рецепта нет. Ни одна статья, или терапия, или книга, или верный друг не спасут вас от самих себя. Статья, книга, терапевт, друг могут лишь дать точку опоры в момент, когда весь ваш мир зашатался.

****Мир тех, кто пережил травму насилия, теряет точки опоры, потому что сформировался синдром дефицита удовольствия. человек разучился радоваться простым вещам - чашке свежезаваренного кофе, солнечному утру, улыбке ребенка и т.д. Это связанно с тем, что негативные эмоции обладают очень большой силой, вытесняя из опыта жизни навык радоваться. Пострадавшим от абьюза придется снова учится навыку получать радость. И получатся будет не сразу. И вы обязательно этому научитесь!

Любовные аддикции

"Существует три вида аддикций отношений - любовные, сексуальные и избегания, которые соприкасаются друг с другом. У них общие предпосылки возникновения: проблемы с самооценкой, неспособность любить себя, трудности в установлении функциональных границ между собой и другими. Поскольку такие лица не могут установить границы своего Я, то у них отсутствует способность к реальной оценке окружающих. (1) Для этих людей существуют и проблемы контроля - они позволяют контролировать себя или пытаются контролировать других. (2) Кроме того, характерны навязчивость в поведении, в эмоциях, тревожность, неуверенность в себе, импульсивность действий и поступков, проблемы с духовностью, трудность в выражении интимных чувств.[...]
Любовная аддикция - это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке. (3) Такие отношения, как правило, возникают между двумя аддиктами; они даже получили название соаддиктивных или созависимых. Наиболее характерные соаддиктивные отношения развиваются у любовного аддикта с аддиктом избегания. При таких отношениях на первый план выступает интенсивность эмоций и их экстремальность, как в положительном, так и в отрицательном отношении. (4) В принципе, созависимые отношения могут возникнуть между родителем и ребенком, муже и и женой, друзьями, профессионалом и клиентом и т.д. Идея о том, что любовные отношения могут носить аддиктивный характер, была высказанна в 1980-е гг. Термин " любовная аддикция" может быть применим к лицам, которые навязчиводобиваются восстановления прежнего, доставляющего удовольствие уровня отношений с бывшим объектом любви. Дисфункциональные эмоциональные состояния, такие как недоверие, чувство отклонения, потеря себя, укоренившийся гнев, чувства неудачи, потери и масса других отрицательны эмоций и саморазрушающих моделей поведения возникают в эмоционально ранненом любовном аддикте. (5)

Признаки любовных аддикций, описанные российскими учеными, заключаются в следующем:
1. Непропорционально много времени и внимания уделяется человеку, на которого направленна аддикция. Мысли о "любимом" доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей. Процесс носит в себе черты навязчивости, сочетаясь с насильственностью, от которой трудно освободиться. (6)
2. Аддикт находиться во власти переживаний нереальных ожиданий в отношении другого человека, находящегося в системе этих отношений, без критики к своему состоянию. (7)
3. Любовный аддикт забывает о себе, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений Это распространяется на отношения к родным и близким. У аддикта имеются серьезные эмоциональные проблемы, в центре которых стоит страх, который он старается подавить. Страх часто находится на уровне подсознания. Страх, который присутствует на уровне сознания, - это страх быть покинутым. Своим поведением аддикт стремиться избежать покинутости. Но на подсознательном уровне представлен страх интимности. Из-за этого аддикт не в состоянии перенести "здоровую" близость. Он боится оказаться в ситуации, где придется быть самим собой. Это приводит к тому, что подсознание ведет аддикта в ловушку, в которой он подсознательно выбирает себе партнера, который не может быть интимным. По-видимому, это связанно с тем, что в детстве аддикт потерпел неудачу, пережил психическую травму при проявлении интимности к родителям.(8)
Итак, любовная зависимость - это аддикция, сформированная на базе межличностных отношений. Термин аддикция, конечно, на первый взгляд, более применим к алкоголю, наркотикам, азартным играм, однако любовная зависимость принадлежит к тем же универсальным процессам развития зависимостей, и является в итоге саморазрушающим поведением, а в отличие от алкоголя и наркотиков, еще и поведением разрушающим партнера (9), в случае же взаимной зависимости - обоюдно разрушающим поведением. В этом случае, то, что зависимый человек называет любовь - бесплодные, застывшие и зависимые отношения с другим человеком, выполняющего роль объекта обеспечения потребности в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви - вторична. Здесь любовь - это всегда удовлетворение неизбежного желания самоутвердиться. То есть любовь, главным образом, посвящена самому любящему, а не предмету любви, что бы он при этом не декларировал. Человек идеализирует свою личность сливаясь с другим человеком (10), пытясь найти свое второе "Я", так как собственное "Я" сликом слабое и травмированное. Крайняя недостаточность интереса любовников друг к другу опровергает романтическое представление об аддиктивной любви как о некой сильной страсти. Иненсивность чувства исходит из отчаяния, а не из желания лучше узнать друг друга. Два человека срастаются до такой степени, что ни один из них не чувствует себя целым человеком, будучи один. Они не могут расстаться, даже если контакт перерастает в конфликт. Любовный партнер должен быть здесь, чтобы удовлетворять глубокую, болезненную потребность в нем, иначе аддикт начинает чувствовать боль отнятия. Его эмоциональная безопасность настолько зависит от другого, вокруг которого он организовал всю свою жизнь, что быть лишенным лишенным партнера - невыносимый удар для системы его существования. (11) Аддиктивная природа этих отношений становиться очевидной, когда они заканчиваются внезапным и полным разрывом. Поскольку отношения были единственным существенным контактом с жизнью, их удаление неизбежно ввергает его в состояние мучительной дезориентации.Из-за тотальности предшествующего влечения, его окончание должно быть бурным. Таким образом, для двух людей, которые были самыми близкими в жизни, становиться возможным вдруг переключиться и возненавидеть друг друга. Эксплуатация, пропитывающая все их отношения, просто становится более открытой, когда происходит разрыв. В этом случае двое бывших любовников меняют свое эмоциональное отношение настолько, что, возможно, будут стараться повредить друг другу. Другой характерной особенностью любовной зависимости является ненасытная потребность в любви. Основными формами ее выражения является ревность и требование абсолютной и безусловной любви. Невротическая ревность, в отличии от ревности здорового человека, которая может быть адекватной реакцией на опасность потери чье-то любви, совершенно несоизмерима опасности. Она диктуется постоянным страхом утратить обладание этим человеком - вследствие этого любой другой интерес, который может быть у данного человека, представляет опасность.

Несоразмерная поводу ревность часто рассматривается, как результат детских приступов ревности, когда имело место соперничество между детьми или особое расположение к сиблингу одного или обоих родителей. Другой вариацией может быть ощущение ребенка себя третьим лишним, исключенным из родительской пары. Также велик фактор наличия в детстве отстраненного или неэмоционального отца (матери) в противовес слишком близкого другого родителя. Такой печальный опыт также бессознательно воспроизводится во вхрослых отношениях.

Уще одна вариация любовной зависимости заключается в следующем. Так как любовь другого человека - жизненно важный фактор, отсюда следует, что зависимый человек будет платить за нее любую цену, большей частью не осознавая этого. Наиболее частой платой за любовь является позиция покорности и эмоциональной зависимости. Покорность может выражаться в том, что человек не будет осмеливаться высказывать несогласие с взглядами и действиями другого человека или критиковать его, демонстрируя только полнейшую преданность, восхищение и послушание. (12) Подчинение может доходить до того, что человек уже вытеснять не только агрессивные побуждения, но также все тенденции к самоутверждению, будет позволять издеваться над собой и приносить любую жертву, какой пагубной она бы не была. [...]

Любовная зависимость тормозит личностный рост, а зачастую заставляет деградировать и самого зависимого, и партнера.
Установив, что же является аддикцией в любовных отношениях, можно очертить противоположный идеал в любви. Любовные отношения утверждаются на основе психологической целостности и чувстве безопасности вступающих в них людей. Партнеров может страстно влечь друг к другу, но они понимают, что существуют аспекты, когда попытки оказать давление или чрезмерная интенсивность вредят тому, чего они желают, принимают потребность другого в уединении, разность точек зрения и вкусов. Они понимают, что принуждение к определенным решениям или декларациям неразумно и крайне саморазрушительно. Побуждение к исследованию - жизненный инстинкт таких людей: они были "растущими существами" до своей встречи и приступают к объединению в качестве позитивного выбора продолжения роста вместе с другим (но не исключительно) человеком. Любовники подходят к самим отношениям как к возможности для роста. Каждый из партнеров хочет и сам стать лучшим человеком, и чтобы другой стал лучше. Это чувство уверенности в себе и в своих отношениях трудно достижимо и может встретиться в редких случаях, и легче, как это ни грустно, найти примеры аддикции, чем самоосуществления в любви.

***************************************************************************************
Мои мысли к этому тексту.
1.Ситуация абьюза всегда связанна с низкой самооценкой и агрессора, и его жертвы. Даже если до отношений насилия самооценка жертвы была нормальной, то этот уровень самоценности утрачивается в абьюзе. Считаю, что люди, попавшие в длительный абьюз (более года) никогда не имели достаточного уровня самоценности - нормальной самооценки. Самооценка складывается из: ощущений (мнений, убежедений) человека о самом себе, обратной связи (отражения человека) от значимых для него людей, результатов его жизни (поступки, достижения). Человек имеет полное моральное право уволить с должности "значимый близкий" того, кто регулярно возвращает негативную оценку вас несмотря на ваше хорошее отношение, поступки и поведение. Как бы вы не прощали такого человека, как бы хорошо не относились к нему, какие бы объяснения не находили его дурному отношению и поступкам в отношении вас - это не изменит ситуацию, потому что на том конце провода ничтожно низкая самооценка, которую пытаются поправить за ваш счет. Человек оценивает других людей по самому себе. Реалистичность оценки другого человека зависит от того насколько хорошо мы знаем самого себя - свои сильные и слабые стороны, свои возможности и свои ограничения. Неадекватная самооценка в независимости от модальности (завышенная или заниженная) приводит к тому, что человек неадекватно оценивает других людей.
Задача человека, пережившего абьюз, придти к адекватной самооценке себя исходя из своих реальных поступков и поведения, учета своих сильных и слабых сторон и принятия как своих человеческих возможностей, так и своих ограничений.

2. Когда человек не обладает самоценностью, он разрешает другому управлять своей жизнью (самоутверждаться за ваш счет) или сам самоутверждается за счет другого, контролируя его.

3. Аюбьз становится возможен лишь тогда, когда один человек фиксируется на другом. Фиксированию женщины на мужчине способствует гендерная социализация женщины и патриархальный уклад нашего общества. Сложно быть не фиксированной имея экономическую зависимость от мужчины. Экономическая независимость женщины сегодня доступна немногим - это реалии нашей жизни. Если есть возможность стать независимой - надо становиться, если такой возможности нет, то надо адаптироваться. Способом адаптации могут быть и выбор адекватного партнера (схожая, близкая система ценностей) и управление (включенное внимание) отношениями - попытки неадекватного поведения мужчины необходимо пресекать сразу и жестко, не боясь его потерять, потому что иначе есть риск потерять себя саму на дне ямы насилия.

4. Любые слишком интенсивные эмоции в отношениях - это маркер абьюза. Если такие эмоции есть в наличии вначале отношений, то такие отношения следует покинуть, так как уплаченная за них цена будет слишком высока. Даже длительные отношения с подобным градусом эмоций следует покидать - это банальное правило безопасности, которое необходимо рассказывать на уроках ОБЖ.

5. Наличие хронических отрицательных эмоций в отношениях говорит о регулярной травматизации, это маркер абьюза, а не маркер того, что с вами что-то не так. Рецепт один - покинуть такие отношения.

6. Освобождение из абьюза сопровождается длительным периодом плохого эмоционального (а порой и физического) самочувствия. И это нормально. Так как за период абьюза было утрачено свое Я, сформировалась привычка качаться на эмоциональных качелях, изменилась биохимия организма (адаптация к хроническому стрессу). Этот период необходимо пройти с принятием (ничто не способно его отменить) и терпеливым, бережным отношением к себе. При необходимости, использовать лекарственную терапию симптомов.

7. Маркером абьюза является постоянное пребывание в фантазиях и мечтах, как все наладится. Хроническое ощущение себя несчастливым человеком; человеком с которым что-то не так. Любая обеспокоенность близких людей вашим состоянием воспринимается, как критика. Для переживших травму насилия критика (любая, включая конструктивную) становится абсолютно непереносимой. Это связанно с хрупкостью Я: психологически цельный человек выслушивает критику и не травмируется об нее. Если она справедлива и есть ресурс что-то изменить - то человек это изменит, в остальных случаях просто живет так, как считает нужным для себя, не доказывая критикующему, что его стиль жизни имеет право на существование, не требуя одобрения и признания своего стиля жизни, как единственно верного. Маркером выздоровления после травмы насилия становится способность справляться с критикой здоровым способом.

8. Неизлеченные психологические травмы детства (и взрослого периода жизни) - это практически гарантийный билет в токсичные отношения. И здесь ничего не зависит от воли человека, уровня его интеллекта или ума. Выбор токсичного партнера сделает бессознательное. Других возможных партнеров человек просто не будет замечать (скучные, не искрит на него и т.д.) Моя рекомендация - санировать и исцелять психологические травмы, помня, что психологические травмы обладают аккумулятивным эффектом (накапливаются, связываясь с предыдущими)

9. Не согласна здесь с автором - наркотики и алкоголь разрушают всех участников отношений.

10. Абьюз - это вообще не про любовь. Это симбиоз жертвы и агрессора. С точки зрения жизни не важно, кто первый начал, важно, кто первый сможет выйти. Как только человек идентифицировал насилие в отношениях, ответственность за выход из них лежит на нем, как сильно бы он не был разрушен, как бы сильно не работала идентификация с агрессором и СС.

11. В абьюзе агрессор искусственно внушает жертве, что эмоциональная и экономическая безопасность целиком зависит от агрессора. По поводу экономической безопасности, я частично (!) согласна, а эмоциональная безопасность всегда зависит от самого человека. В первую очередь для эмоциональной безопасности требуются минимальные знания по психологии межличностных отношений. К сожалению, эти знания не преподают в школе. Ответственность каждого родителя - дать такие знания своим детям. Если вы пережили травму насилия, скрывать от детей, "прикрываясь" заботой о наивном детстве ребенка, информацию о наличии в мире токсичных людей, токсичных отношений - преступный оптимизм и инфантильная позиция.

12. Выход из травмы насилия требует периода одиночества (отсутствия отношений м/ж) для того, чтобы разобраться в себе по каким причинам моя потребность в любви настолько высока, что я готов (а) была платить за нее любую цену. И эти причины очень разные. Их обязательно стоит найти, чтобы не уйти в другой полюс любовной зависимости - зависимости избегания. О ней чуть позже.

Комментарии

*Пережить период после абьюза очень сложно. Обо мне недавно сказали, что я смотрю на мир глазами испуганного котенка. И ведь абсолютно посторонний человек, который о моем печальном опыте ничего не знает. В подкорке это все застревает.и избавиться очень сложно.

 

*" Мир тех, кто пережил травму насилия, теряет точки опоры, потому что сформировался синдром дефицита удовольствия. человек разучился радоваться простым вещам. Это связанно с тем, что негативные эмоции обладают очень большой силой, вытесняя из опыта жизни навык радоваться."
Все так. Формируются сильные нейронные связи - негативные паттерны мышления, эдакий порочный круг. Для того, чтобы разорвать этот круг надо создать новые нейронные связи и усиливать их (с течением времени и постоянной практикой негативные паттерны начнут слабеть). Хорошая рекомендация - техника осознанной медитации. Рекомендую книгу "Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире" авторы: Марк Уильямс, Денни Пенман. В книге дана пошаговая 8 недельная инструкция, упражнения по избавлению от привычек, техники медитации, разобраны многие вопросы. Что больше всего понравилось - книга написана с позиции научного взгляда на медитацию (много ссылок на эксперименты) без какой-либо религиозности. Не зря ее рекомендует британское Министерство Здравоохранения. Это не волшебная таблетка, но это действенный способ сформировать здоровые привычки мышления/отношения/сострадания к себе, если сделать практику осознанной медитации повседневной частью жизни.
И лично от себя - это может быть хорошим ресурсом, точкой опоры на себя (медитация вообще хорошо заземляет, особенно в ситуациях страха, стресса, паники) и наравне с психотерапией помочь справляться с травмами.

*Я заметила в поведении двух людей которых я в своей жизни воспринимала как агрессоров, что они или (в первом случае) открыто запрещали мне получать удовольствия от того что приносит мне удовольствие + высмеивали мои привычки и называли их неадекватными и ненормальными (например: это же ненормально гулять по парку, рассматривать деревья и получать от этого удовольствие, ты не от мира сего, никто другой так не делает, ты "особенная" хаха); или же (во втором случае) узнав что что-то приносит мне удовольствие старались тут же этот "источник удовольствия" как-то разрушить. Привязать к нему какой-то новый маркер, поменять эмоциональную раскраску с "приятной" на "болезненную" и ассоциированную с агрессором. Для себя я это называю "залезть в самое чистое и светлое грязными сапогами, наследить и растоптать". Хотя сейчас подумала что и второй человек на самом деле тоже не только "топтал и пачкал" всё самое приятное в моей жизни, но и если не мог сам "залезть и разрушить" - всячески высмеивал всё что мне приносило удольствие.

* Это очень верное наблюдение. Это эмоциональный механизм абьюза. Чем характеризуется в эмоциональном плане характеризуется абьюз? Абюз всегда крайне сильно эмоционально заряжен. Как правило, агрессор имеет уплощенную способность к эмоциям. Я считаю, что эти люди не способны проживать чувства радости, интереса, удивления, горя и вины. Доступный им спектр глубоких эмоций - это зависть, гнев, ненависть, презрение, страх, стыд, отвращение, скука. Считаю, что на уровне эмоций механизм абьюза выглядит следующим образом: неспособность агрессора проживать эмоции положительной модальности приводят к зависти к тому, что партнер способен радоваться и удивляться жизни; и тогда агрессор прикладывает все усилия, чтобы обесценить партнера, потому что страдания другого человека позволяют абьюзеру, через механизм проекции своей ущербности в другого, прекратить чувствовать эту свою ущербность. Потребность в интимности у агрессора не может быть удовлетворенна - это разрушит его Эго. Т.е. один партнер проживает весь спектр эмоций, тогда как другой является эмоционально недоступным и неуязвимым. У первого партнера такое положение вещей формирует привычку (стиль жизни) идти по жизни на максимальных эмоциональных оборотах. А второму партнеру достается иллюзия полного контроля эмоций, как своих, так и партнерских.

 

*Про зависть - тоже очень верно. Человек завидует чужой радости, и считает свою зависть настолько оправданной и правомерной что еще имеет наглость высказывать претензии, например: "вот ты, глупая, радуешься, но на самом деле ты просто ничего не смыслишь в жизни, я за тебя переживаю как же ты такая бестолковая без меня прожила бы" или "как так, ты смеешь жить в свое удовольствие и радоваться когда мне тоскливо/скучно/я в стрессе (иногда прозрачно намекая "ты радуешься за мой счет")". Причем даже нет каких-то определенных эпизодов которые вызывают такой негатив, просто человека бесит что у меня хорошее настроение и я счастлива, что мне хорошо, что я довольна жизнью.

* Мне кажется, что дело не только в зависти, но и в недоверии. В ответ на проявление мной ярких эмоций мой нарцисс мог сказать, что я "кривляюсь". Т.е. якобы я изображаю эмоции, которых на самом деле не испытываю, - сейчас я понимаю, что это проекция. Т.е. по сути это было не обесценивание (т.е. признание факта переживания эмоций и принижение их значимости), а отрицание!

 

Любовные аддикции и аддикции избегания. Чаcть 2
По материалам книги Б.Р. Мандель "Психология зависимостей (аддиктология)"

"А теперь - признаки аддикции избегания.

1. Уход от интенсивности в отношениях со значимым для себя человеком (любовным аддиктом). Аддикт избегания проводит время в другой компании, на работе, в общении с другими людьми. Он стремиться придать отношениям с любовным аддиктам "тлеющий" характер. Налицо амбивалентность отношений с любовным аддиктом - они важны, но он их избегает, не раскрывает себя в этих отношениях. (1)

2. Стремление к избеганию интимного контакта с использованием техник психологического дистанцирования. (2) На уровне сознания у аддикта избегания находится страх интимности. Аддикт избегания боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу, окажется под контролем. На подсознательном уровне - это страх покинутости. Он приводит к желанию восстановить отношения, но держать на дистантном уровне. (3)

Процесс аддикции здесь позволяет выделить в нем несколько этапов.
1. Период, при котором интенсивные эмоциональные переживания будет иметь положительный знак. Этап знакомства аддиктов: аддикт избегания производит впечатление на любовного аддикта. (4)
2. Развитие фантазирования. Происходит связь ранее имевшихся фантазий с реальным объектом, что несет радость и чувство освобождения от неприятных ощущений жизни как неитересной и серой. Любовный аддикт на пике фантазирования проявляет все большую требовательность к партнеру, что способствует уходу аддикта избегания от этих отношений. (5)
3. Развитие осознания того, что в отношениях не все в порядке. На каком-то этапе любовному аддикту приходится признать, что его покидают. Появляются явления отнятия, для которых характерны депрессия, дистимия (хроническая субдепрессия) и безразличие. Начинается анализ произошедшего с целью вернуть все назад. (6) Отношения разрушаются, но в будущем могут быть восстановлены либо с прежним, либо с другим партнером.

В отношениях аддиктов отсутствуют здоровые разграничения, без которых невозможны интимность между партнерами, признание права на собственную жизнь. Это приводит к тому, что они обвиняют друг друга в нечестности, используют сарказм, преувеличения и оскорбления. Вместе с тем любовный аддикт и аддикт избегания тянуться друг к другу вследствие "знакомых" психологических черт. Несмотря на то, что черты, привлекающие у другого, могут быть неприятными, вызывающими эмоциональную боль, они привычны с детства и напоминают ситуацию переживания детства. Возникает влечение к знакомому. Оба вида аддиктов обычно не увлекаются неаддиктами. (7) Они кажутся им скучными, непривлекательными - они не знают, как себя с ними вести.

Существуют факторы, способствующие влечению любовных аддиктов к аддиктам избегания:
- привлекательность того, что знакомо;
- привлекательность ситуации, содержащей в себе надежду на то, что "раны детства" могут быть излечены на новом уровне;
- привлекательность возможности реализации фантазий, созданных в детстве. (8)

****************************************************************************************

Понимание мотивов поведения агрессора убирает магический ореол у мучителя, снижает риски возврата токсичного человека в вашу жизнь и врачует душу.
Надеюсь мой язык будет прост и понятен. Я буду благодарна за комментарии к этой статье.

Пишу в терминологии он - абьюзер, она - жертва, но вкладываю смысл, что на местах агрессора и жертвы могут быть и мужчины, и женщины.

1. Утрата отношений со значимыми людьми приносит большое количество душевной боли. Утрата отношений может происходить не только во внешнем мире. Бывает ситуации, когда фактически отношения продолжаются, но утрачены во внутрипсихическом пространстве. К значимым людям прежде всего относятся родные - наши родители, партнеры, дети. И если смерть способна прекратить все, то абьюз и его разрыв - очень многое начинает. Годами могут



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: