а) точка зрения
б) кредо
в) мировоззрение
г) знание
д) философия
75. Согласно Канту метафизика должна основываться на:
а) апостериорных аналитических суждениях
б) априорных синтетических суждениях
в) априорных аналитических суждениях
г) апостериорных синтетических суждениях
76. Социум и социальные вопросы:
а) онтология
б) гносеология
в) социальная философия
г) философия истории
77. Существуют ли ответы на философские вопросы:
а) да
б) нет
в) на некоторые да, на некоторые – нет
78. Философская рефлексия осуществляется с позиции:
а) опыта
б) знания
в) разума
г) чувства
д) веры
79. Философский спор, понятый как диалог, есть:
а) Синтез
б) дедукция
в) вопрос
г) диалектика
80. Цель философии, по Эпикуру, это:
а) мудрость
б) истина
в) счастье
г) знание
81.Чем уподобляет систему знаний Декарт:
а) лесу
б) горам
в) дороге
г) дереву
д) реке
82. Что в переводе с греческого языка обозначает «философия»:
а) любовь к размышлениям
б) любовь к мудрости
в) любовь к истине
г) любовь к гармонии
83. Что является доминирующим, исходным в мировоззрении:
а) Человек
б) мир
в) общество
г) каждый индивид решает этот вопрос для себя
84. Вечными и совершенными началами космоса, согласно учению Платона, являются:
а) идея и Логос; в) ум-демиург, идея и материя;
б) материя и ум-демиург; г) материя и форма.
85. Определите философские школы эпохи эллинизма:
а) кинизм; д)рационализм;
б) неоплатонизм; е) эпикуреизм;
в) эмпиризм; ж)аверроизм.
г) стоицизм;
86. Укажите особенности древнегреческого философского мышления:
а) субъективизм; в) иррационализм;
б) космологизм; г) онтологизм.
87. Креационизм как принцип средневекового философского мышления означает:
а) признание человека венцом творения;
б) признание сотворения Богом мира из ничего как основной посылки средневековых учений о природе;
в) отрицание целесообразности в природе;
г) понимание человека как равного Богу по своим творческим возможностям.
88. Выберите из списка характерные особенности схоластики – религиозной философии европейского средневековья:
а) философское знание считает подчиненным примату теологии;
б) отстаивает свободу разума и критикует церковную обрядность с позиций рационального знания;
в) проявляет устойчивый интерес к формально-логической проблематике;
г) стремится вывести из священных текстов полноту их логических следствий при помощи правильно построенной цепи умозаключений;
д) в учении о природе опирается на принцип материального единства мира.
89. Назовите представителей средневековой схоластики:
а) Ориген; д) Августин Блаженный;
б) Абеляр; е) Псевдо-Дионисий Ареопагит;
в) Фома Аквинский; ж)Росцеллин.
г) Альберт Великий;
90. Укажите основные принципы средневекового философского мышления:
а) космологизм; е) провиденциализм;
б) теоцентризм; ж) креационизм;
в) антропоцентризм; з) агностицизм;
г) эсхатологизм; и) дуализм;
д) символизм; к) рационализм.
91. Назовите основные этапы развития средневековой философии:
а) патристика; г) схоластика;
б) экзегетика; д) перипатетика.
в) апологетика;
92. Назовите итальянских гуманистов эпохи Возрождения:
а)Ф.Петрарка; г) Л.Бруни;
б) Дж. Вико; д) Л.Альберти;
в) Эразм Роттердамский; е) Николай Кузанский.
93.Определите характерные черты философии эпохи Возрождения:
а) антропоцентризм; д) натурфилософский пантеизм;
б) онтологизм; е) антиклерикализм;
в) социоцентризм; ж) атеизм.
г) гуманизм;
94. Закончите определение: «Гуманизм – это…», выбрав из списка правильные характеристики:
а) система воззрений, признающая право человека на свободу, счастье и развитие своих способностей;
б) идеология, исповедующая принципы равенства, справедливости и человечности;
в) культурное движение эпохи Возрождения;
г) идеология, отстаивающая всевластие государства и возможность пренебрежения правами личности;
д) любовь человека к Богу;
е) совокупность идей и представлений, признающих ценность человека как личности, уважающих его достоинство;
ж) культ творческих способностей человека.
95. Выделите основное утверждение эмпиризма:
а) мир в принципе непознаваем;
б) все знание человека основывается на вере;
в) разум играет определяющую роль в познании;
г) познание действительности должно опираться на опыт;
д) источником истинного знания является мистическое озарение.
96. Учение о природе в новоевропейской философии XVI-XVII вв. опиралось на принцип:
а) эволюционизма; в) символизма;
б) механицизма; г) релятивизма.
97. Назовите, кто из нижеперечисленных европейских мыслителей является представителем философии Просвещения:
а) И. Ньютон; д) Ж.-Ж. Руссо;
б) Ф. Вольтер; е) Э. Кондильяк;
в) Фома Аквинский; ж) Ш. Монтескьё.
г) Ф. Бэкон;
98. Назовите представителей немецкой классической философии:
а) Г. Гегель; е) Д. Юм;
б) Ф. Бэкон; ж) Фома Аквинский;
в) Л. Фейербах; з) И. Фихте;
г) К. Маркс; и) И. Кант;
д) Р. Декарт; к) Ф. Шеллинг.
99. Выберите из списка понятия и категории древнеиндийской философской традиции:
а) Атман; ж)эйдос;
б) атом; з)мокша;
в) дхарма; и)докса;
г) Дао; к)нирвана;
д) сансара; л)нус;
е) Брахман; м)карма.
100. В древнеиндийской философии освобождение от круговорота рождений и смертей называется:
а) сансара; г) дхьяна;
б) атараксия; д) анима.
в) мокша;
101. Назовите школы древнеиндийской философии, относящиеся к неортодоксальному направлению:
а) веданта; е) джайнизм;
б) локаята; ж) экзистенциализм;
в) санкхья; з) буддизм;
г) зороастризм; и) адживика;
д) миманса; к)йога.
102. Определите философскую школу древнего Китая, в которой сформировалось понятие «цзюнь-цзы» («благородный муж»):
а) легизм; г)конфуцианство;
б) даосизм; д)чань-буддизм.
в) моизм;
103. Укажите, что означает конфуцианское понятие «ли»:
а) обычай, ритуал;
б) сущность каждой вещи;
в) этическую норму, регулирующую человеческое поведение;
г) первую причину бытия;
д) основу гуманности;
е) разновидность боевого искусства; ж) социальный регулятив.
104. Креационизм как принцип средневекового философского мышления означает:
а) признание человека венцом творения;
б) признание сотворения Богом мира из ничего как основной посылки средневековых учений о природе;
в) отрицание целесообразности в природе;
г) понимание человека как равного Богу по своим творческим возможностям.