Мученическая Кончина Апостола




Проповедь апостола Варфоломея и последовавшие за ней обращения не остались незамеченными. Вскоре после начала деятельности апостола на территории Кавказской Албании он был схвачен по приказу царя Санатрука, в житии названного Астиагом, родственником Полимия.
Называя причину ареста апостола Варфоломея, житие и различные исследования едины – происки языческих жрецов (зороастрийских магов), жаловавшихся на то, что апостол отвлекает народ от местной религии, нанося этим ущерб языческим храмам. Апостол был доставлен в город Альбан (Альбанополь), расположенный на территории современного Баку. В то время Албанополь являлся религиозным центром Албании, культовым городом, населенным жрецами-магами.
Для того чтобы расправиться над чудотворцем и проповедником нового учения, жрецы и привезли апостола Варфоломея в свой религиозный центр, где на ступенях языческого капища Арта (священного огня) распяли святого страдальца вниз головой, заживо содрали кожу и обезглавили. Это произошло около 71 года по Рождестве Христовом. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли.

Мощи И Почитание

Долгое время мощи апостола Варфоломея пребывали на месте его страдания. Примерно около 410 года епископ Маруфа перенес их в Мартирополь. Затем в 507–508 годах по приказу византийского императора Анастасия они были перенесены в Месопотамию, в город Дары.
Относительно того, что произошло с мощами апостола Варфоломея в дальнейшем, существует несколько версий. Согласно одной из них, когда в 574 году городом завладели персы, местные христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Согласно другой версии, именно персы, захватив Дару, решили избавиться от христианской святыни – они бросили раку с мощами апостола в море. Но в любом случае силой Божией рака чудесно приплыла к острову Липари, расположенному между Италией и Сицилией. Местный епископ Агафон, получив во сне откровение, вышел с клиром и со всем народом на берег моря. Взяв раку со святыми мощами, они перенесли ее в свою церковь.
В середине VIII века часть мощей апостола Варфоломея была перенесена из Липари в Константинополь. Распространение в Византии почитания апостола Варфоломея связано с агиографической и гимнографической деятельностью преподобного Иосифа Песнописца. Однажды, будучи в Фессалии, преподобный Иосиф получил от одного известного ему добродетельного мужа часть мощей святого апостола Варфоломея. Принеся ее в свою обитель, находившуюся близ Константинополя, и построив там особую церковь во имя святого апостола Варфоломея, Иосиф положил в ней часть святых мощей его. Преподобный усердно молил Бога и апостола Божия даровать ему премудрость свыше, желая украсить праздник святого апостола хвалебными песнопениями. С постом и слезами молился преподобный Иосиф сорок дней, и когда приблизился день памяти апостола, в навечерие празднества увидел он, что в алтаре явился святой Варфоломей, облеченный в белые ризы, и открыл алтарную завесу, призывая его к себе. Когда же преподобный Иосиф подошел ближе, святой апостол взял с престола святое Евангелие и положил его на грудь Иосифу со словами: «Да благословит тебя Десница всесильного Бога и да изольются на язык твой воды небесной премудрости; сердце твое да будет храмом Духа Святого и песнопения твои да усладят вселенную».
В IX веке, около 838 года, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент. С Х века часть мощей апостола находится в Риме, в церкви святого Варфоломея, на острове Тиберина.
Апостол Варфоломей особо почитается Армянской Апостольской Церковью, основывающей свое апостольское преемство деятельностью на территории Армении этого апостола от двенадцати.
С именем апостола Варфоломея связан ряд апокрифических произведений. Есть «Евангелие апостола Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея»). Оригинал написан по-гречески и датируется III веком по Рождестве Христовом. В 1-й части апостол Варфоломей задает воскресшему Христу вопросы об искуплении. 2-я часть содержит вопросы к Богородице о воплощении Сына Божия. В 3-й части апостол Варфоломей беседует с дьяволом об аде, падших ангелах, грехопадении Адама и Евы, необходимости искупительной жертвы Христа за род человеческий и сошествии Спасителя во ад.
Известны и «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на коптском, арабском, эфиопском и греческом языках. По мнению исследователей, сочинение возникло в Египте; является вторичным по отношению к «Деяниям апостолов Андрея и Матфия в стране антропофагов».
«Деяния апостола Варфоломея» – коптский памятник, повествующий о миссионерской деятельности апостола Варфоломея в египетском оазисе и о путешествии Вафоломея в сопровождении апостола Андрея в Парфию, где он принял мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и бросили в море). Полный текст сохранился в арабской и эфиопской версиях. Автор, по всей вероятности, использовал более древние «Деяния апостола Фомы».
«Мученичество апостола Варфоломея» – сохранились латинские и армянские памятники с этим названием. Латинское «Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию. В нем описана миссионерская деятельность апостола Варфоломея в Индии и его казнь по приказу царя Астиага. Армянские «Мученичества» основаны на местных преданиях.

Иконография

Обычно апостол Варфоломей изображался в античных одеждах, со свитком в руках; черные короткие волосы, небольшая, иногда раздвоенная борода подчеркивали средний возраст. Изображения апостола Варфоломея известны в композициях, представляющих апостолов по обе стороны Христа как учеников.
Изображение мученичества апостола Варфоломея получило распространение в позднесредневековом искусстве православных стран.
На Западе использовали разные изводы иконографии апостола Варфоломея, как правило, отличные от принятых в православном мире, например, изображение со снятой кожей, накинутой на плечи, и ножом, орудием мученичества, в руке на картине «Апостол Варфоломей» Маттео ди Джованни.

Апостол Иаков Алфеев

Апостол Иаков Алфеев

О жизни апосто ла Иакова Алф еева, как до призвания его Господом Иису сом, так и после, известно крайне мало. В Новом Завете он упоминается во всех списках 12 апостолов, причем, всегда на девятом месте.
Согласно Преданию, он был сыном Алфея и братом апостола и евангелиста Матфея (Левия Алфеева). Они происходили из колена Манассии. Святитель Кирилл Александрийский называет родиной апостола Иакова Капернаум.
Согласно предположениям исследователей, ко Христу апостола Иакова Алфеева привел его брат Матфей – бывший мытарь. Вместе с другими апостолами Иаков Алфеев еще во время земной жизни Господа Иисуса Христа вышел на проповедь – это единственное, что известно об апостоле Иакове в первый период его деятельности.
Затем, уже по Вознесении Господнем, апостол Иаков Алфеев вместе со своими собратьями по апостольству находился в Иерусалиме. И во время празднования Пятидесятницы принял с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках.
Сведения о дальнейшей судьбе апостола Иакова Алфеева в церковной письменности крайне скудны. Согласно Преданию, поначалу он, как и другие апостолы, проповедовал в Иудее. Затем вместе с апостолом Андреем Первозванным проповедовал Евангелие в Эдессе на Евфрате. Оттуда он отправился в Газу, Тир и Элевтерополь – города, расположенные на побережье Средиземного моря в Палестине, где также проповедовал.
Из приморских городов Палестины апостол Иаков Алфеев отправился в Египет. Там в городе Острацине он за проповедь христианства был распят на кресте. Точная дата мученической кончины апостола Иакова Алфеева неизвестна.

Мощи

Глава апостола Иакова Алфеева хранится в соборе апостола Марка в Венеции, частица мощей – в базилике святителя Николая Чудотворца в Бари.
В России также есть частица мощей апостола Иакова Алфеева. Она находится в церкви Ризоположения на Донской улице в Москве. Лобовая кость апостола Иакова Алфеева вставлена в икону апостола Иакова. Эта икона поступила в храм в 1857 году от нежинского грека К. А. Буба по благословению святителя Филарета, митрополита Московского.

Иконография

Сраннехристианского времени апостол Иаков Алфеев изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики апостола могли меняться. Это мог быть человек средних лет с короткой темной бородой или безбородый юноша.
В западной иконографии апостол Иаков Алфеев всегда изображается как апостол в античном хитоне и гиматии с Евангелием, позднее – с атрибутами мученичества.
В Древней Руси центром особого почитания апостола Иакова Алфеева был Великий Новгород. На новгородских иконах встречаются его изображения, связанные с патрональной темой. Образ апостола Иакова Алфеева присутствует в новгородских рукописях «Хроники» Космы Индикоплова в составе композиции со святыми, в медальонах по сторонам Креста Господня. Иаков Алфеев изображен в медальоне по пояс (с подписью: «о агиос Иаковъ Алфеевъ») в нижнем ярусе и составляет пару со святителем Сильвестром, папой Римским. Здесь апостол Иаков Алфеев зрелый муж, в античных хитоне и гиматии, с короткими волосами и бородой, на плечах его – омофор, на покровенной левой руке – книга. В подобном варианте очевидно смешение с иконографией апостола Иакова, брата Господня, также почитавшегося в Великом Новгороде. В храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Ильине улице в 1615 году, согласно росписи новгородских монастырей и церквей, существовал придел во имя апостола Иакова Алфеева, где, несомненно, была его храмовая икона.

Апостол Иаков Заведеев

До Призвания

Как известно из Евангелия, апостол Иаков Заведеев был старшим братом апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Их отца звали Заведей – он происходил из колена Завулонова, а мать – Саломией; согласно Преданию, она была дочерью святого Иосифа Обручника. Семья Заведея и Саломии была зажиточной – как известно, у Заведея были работники, помогавшие ему в рыбной ловле. Своих сыновей, Иакова и Иоанна, Заведей также приобщал к семейному промыслу. Можно предположить, что Иаков, как старший сын, был первым помощником и опорой отца.
В целом все семейство Заведея отличалось набожностью и благочестием. Как известно, братья Иаков и Иоанн со всем пылом молодых душ откликнулись на проповедь Предтечи. Но неизвестно был ли Иаков Заведеев, подобно своему брату Иоанну, учеником Иоанна Крестителя, или же он вместе с другими будущими апостолами лишь изредка совершал паломничество в пустыню – послушать проповедь.
В любом случае, до призвания его Христом будущий апостол жил обычной жизнью – по будням помогал отцу в рыбной ловле, а по праздникам посещал Иерусалим.

Призвание

Согласно Преданию, сыновья Заведеевы – внуки Иосифа Обручника были знакомы с Господом Иисусом и до выхода Его на общественное служение. Но тогда они еще не видели в Нем Мессию. После свидетельства Иоанна Крестителя и выхода Господа на общественное служение, Он для братьев Заведеевых – Тот, о Ком писали пророки.
Вскоре апостол Иаков, в числе других ближайших учеников, становится свидетелем великих чудес – чуда претворения воды в вино в Кане Галилейской, чудесного улова рыбы, упомянутого в Евангелии от Луки. Поэтому, когда Господь Иисус призвал его, Иаков Заведеев не колеблясь последовал за Ним.
О призвании же апостола Иакова в Евангелии говорится так: Он [Христос – А. М.] увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним (Мк. 1, 19–20).
С этого времени оба брата уже не отлучались от Господа Иисуса.

Следование За Христом

Вместе со своим братом Иоанном и с Петром апостол Иаков Заведеев входил в число ближайших учеников, особо выделяемых Спасителем. Благодаря этому он становится свидетелем великих чудес, первым из которых было воскрешение дочери Иаира.
Это событие произошло между второй и третьей Пасхой общественного служения Господа Иисуса Христа. Вероятнее всего Господь совершил это чудо, вторично посетив страну Гадаринскую, находящуюся на противоположном от Капернаума берегу Генисаретского озера. Вот как говорится об этом в Евангелии от Марка: И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его… приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть (Мк. 5, 22–43).
Так апостол Иаков Заведеев становится одним из немногочисленных свидетелей великого чуда. И хотя мы не можем дать точного ответа, почему именно эти три апостола были избраны стать свидетелями воскрешения дочери Иаира, можно предположить, что все они сочетали пламенную веру со сдержанностью в том, что касалось личности их Учителя.
Вторым чудом, свидетелем которого Иаков Заведеев стал в числе избранных учеников, было Преображение Господне. Это событие произошло вскоре после исповедания Петра у Кесарии Филипповой, когда апостол Петр от лица всех учеников засвидетельствовал о том, что для них Господь Иисус – Христос, Сын Божий.
И вот, взяв трех избранных учеников, Спаситель восходит на гору, дабы помолиться. Но ученики – Петр, Иаков и Иоанн – во время молитвы вздремнули, так что для них стало полной неожиданностью когда: вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9, 29–31). Еще более испугало их явление облака, покрывшего гору: явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте (Лк. 9, 34–35). Спустившись с горы, апостолы и по воле Господа и по собственному разумению сохранили все случившееся в тайне. Из этого можно заключить, что хотя апостол Иаков и не принимал столь деятельного участия в евангельских событиях, как его брат Иоанн или апостол Петр, но он также недаром был удостоен доверия Спасителя.
В следующий раз Евангелие упоминает апостола Иакова в связи с путешествием Господа Иисуса Христа в Иерусалим на праздник Кущей. Прямой, ближайший путь лежал через Самарию. Однако, самаряне, спорившие с иудеями относительно правильного места богопочитания, не любили паломников, направлявшихся в Иерусалим. Поэтому они отказались принять Господа Иисуса и Его учеников у себя. Тогда: ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 54–56). Действительно, в то время Иаков Заведеев еще не понимал смысла служения Христа, представляя Его земным властителем, обладающим мистическим могуществом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: