Результат самообразования




Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.

 

Тема, над которой работает педагог

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Выбор методической темы и составление плана работы должна осуществляется педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х до 3-х лет. Темы фиксируются в индивидуальных планах педагога. Возможных вариантов тем огромное количество.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются:

· название темы

· цель

· задачи

· предполагаемый результат

· этапы работы

· сроки выполнения каждого этапа

· действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

· способ демонстрации результата проделанной работы

· форма отчета по проделанной работе

В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях методического объединения, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования должен оформляться документально.

Источники самообразования

Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

· Интернет- ресурсы

· Видео, аудио информация на различных носителях

· Повышение квалификации

· Дистанционные формы обучения, чаты, форумы

· Семинары и конференции

· Мастер-классы

· Мероприятия по обмену опытом

· Телевидение

· Газеты, журналы.

 

Этапы самообразования

1. Интерес (Чего хочу?)

- определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

2. План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

3. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

5. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

· повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),

· разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,

· разработка новых форм, методов и приемов обучения,

· доклады, выступления, рефераты, статьи,

· разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,

· выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,

· разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,

· создание комплектов педагогических разработок,

· разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)

· создание главы или страницы электронного учебника.

· разработка комплекта тематических воспитательных часов, родительских собраний или внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

· и др.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернет.

Работа над индивидуальной методической, педагогической темой будет построена, если вы ответите на следующие вопросы.

Вопросник.

1. Как называется тема, над которой работаете?

2. Чем вызвана постановка темы?

3. Когда начали работу над темой?

4. Что сделано?

5. Каков план работы по теме в этом году?

6. Какой результат прогнозируете?

7. В какой форме и где будет представлен отчёт?

8. В чём испытываете трудности?

9. Какая помощь и от кого нужна?

10. Какой срок работы по теме?

Рекомендации:

1. Работа над темой не должна превышать более 4-5 лет

2. Руководителям МО координировать работу по самообразованию, ежегодно анализировать результаты деятельности педагогов.

3. Педагогам пересмотреть свои темы самообразования.

4. Продолжить работу по обобщению опыта педагогов.

 

Заключение

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: