Верую во едннАго БОГА ОТЦА, вседержителя,




ТворцА неку и земли, видимым же всем н невидимым. И во единдго ГОСПОДА Иисуса Христд,

СЫНА Божия, бдннородндго, Иже от Отцд рожденнАго прежде всех Б6К! СВЕТА ОТ Оветд, БОГА

ИСТИННА от БОГА ИСТИННА, рождений, несотворен-

НА, единосущна Отцу, Имже вся БЫША. НАС РАДИ человек и нашего ради спасения сшедшдго с

невес и воплотившдгося от Духа СВЯТА И Марин Девы, и вомеловемшАСя. Распятаго же ЗА НЫпри Понтийстем ПнлАте, и страдакша, н погревеннд.

И воскресшдго в третий день по Писанием. И возшедшдго нд небеса, и седящд одесную ОТЦА.

И паки грядущАго со СЛАВОЮ судити живым и мертвым, бгоже Царствию не Будет КОНЦА. И в

ДуХА Святаго, ГОСПОДА, Жнвотворящдго, Иже от

ОТЦА ИСХОДЯЩАГО, иже со Отцем и Сыном спокланяемА и ССЛАВНМА, глдголдвшдго пророки. Во

Едину Святую, Соворную и Апостольскую Цер-

ковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. ЧАЮ воскресения мертвых и жизни вудущаго векд.

Аминь.


БОГ, КАКИМ ЕГО ЗНАЮТ ХРИСТИАНЕ

ОСНОВАНИЕ, ОПОРА И КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ

На предыдущем уроке, рассматривая вопрос о существовании Бога, мы сделали несколько общих вводных замечаний. Теперь мы подошли к конкретному вопросу: кто такой Бог?

Ответ на этот вопрос многосторонне раскрыт в Евангелии и писаниях отцов Церкви. Краткий и лаконичный ответ дан в самом начале Символа веры: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого».

Итак, первый ответ на наш вопрос:

Бог является Единым, Всесильным и Творцом как видимого, так и невидимого мира.

Бог — начало и причина вселенной. Он — Тот, Кто заботится о мире и дает смысл и цель всему, что существует. Священное Писание свидетельствует, что «в начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие, 1:1), что «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Псалом, 134:6).

Однако Бог не только основатель вселенной. Он —и ее Хранитель и Промыслитель. Бог не оставил мир, который сотворил, на произвол судьбы. Он определил естественные законы, чтобы всё управлялось ими, но при этом не прекращает участвовать в судьбе Своего творения. И каждый раз, когда возникает необходимость, Он Сам вмешивается, чтобы помочь своим творениям достичь того, для чего они созданы, — полноты жизни с Богом и в Боге. Иными словами, Господь Бог — это основание, опора и цель, к которой устремлено все творение.

БОГ ЛЮБВИ

«Бог есть любовь», — пишет евангелист Иоанн (1 Иоанна, 4:16). Все творение существует в океане Его любви. Любовь — это внутренний двигатель творения, его пружина и его одухотворяющая связь. В счастье и блаженстве разумных созданий (ангелов и лю-

дей) — смысл всего мироздания.


Безгранична любовь Божия к человеку. То, что Священное Писание называет Бога Отцом, дает нам представление о природе этой любви: любовь отца к своим детям наиболее бескорыстна, наиболее благородна, наиболее богата. Все Священное Писание наполнено свидетельствами об этой Божией любви. Его человеколюбивое участие чувствуется во всей человеческой жизни и истории и, прежде всего, в сотворении мира и человека, в основании и бытии Церкви, в том, как спасает Господь людей.

Любовь Бога простирается на всех, на праведных и грешных. Как всякий добрый отец более всего заботится о своем слабом и больном ребенке, так и Бог. Он не желает смерти грешника, но всегда ожидает его покаяния и делает все для его спасения. Именно об этом говорят притчи Христа о пропавшей овце и о блудном сыне (Лука, 15:4-32).

Самым большим проявлением беспредельной любви Бога к человеку является то, что Он «отдал Сына Своего Единородного, дабьгвсякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн, 3:16).

ОДИН И ТРОИЦА

Бог — Един. Он Един по Своей сущности, по Своей природе*.

Однако Единый в Своей природе Бог существует в трех ипостасях**, в трех Лицах: Отце, Сыне и Святом Духе.

Речь идет об одной из главнейших истин нашей веры, которую нам открыл Сам Бог. Истину о троичности Бога невозможно исследовать рационально. Эта истина запечатлена в Священном Писании. В Ветхом Завете — в недвусмысленных прообразах, а в Новом Завете — совершенно явно, например:

• в Крещении Христа, где появляется Святой Дух в образе го-лубя и слышится голос Отца (Матфей 3:16— 17);

• в прощальной беседе с учениками, где Иисус Христос гово-рит: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне...» (Иоанн, 15:26);

* Термины «сущность» и «природа» означают одно и то же, то, чем в равной степени обладают Лица Святой Троицы и что отличает Бога от всего остального. ** Термин «ипостась» (от греч. глагола «существую») означает самостоятельное существование, конкретное существо и равнозначен терминам «лицо» и «личность». Эти термины, совпадая по значению, в равной степени употребляются, когда речь идет о Святой Троице.


• в последней своей встрече со своими учениками, когда Он говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа...» (Матфей, 28:19).

Каждое из Лиц Святой Троицы является совершенным Богом, а не одной из Его частей. Все свойства, которыми обладает Отец как Бог, есть и у Сына, и у Святого Духа. При этом три Лица Святой Троицы не сливаются, не смешиваются между Собой. Они отличаются друг от друга тем, что Отец рождает Сына и изводит Святого Духа, Сын рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Отца.

Приложение к уроку № 5

Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать чтолибо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи.

Премудрость Соломона. 11:24—27

Корень всякого добра есть любовь; потому-то Он

[Бог — авт.] и уничтожает все, что может вредить любви, и всеми способами старается соединить нас между собою. Подлинно, совершенно никто — ни отец, ни мать, ни друг, ни другой кто-либо не любит нас столько, сколько сотворивший нас Бог.

Святой Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа XIX, §7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: