Программно-методическое обеспечение направлений




Пояснительная записка

В МБДОУ функционирует разновозрастная группа, в которой находятся 2 ребенка с церебральным параличом. Детские церебральные параличи (ДЦП) — это группа непрогрессирующих нарушений статических и двигательных функций, психического и речевого развития (нейромоторных дисфункций), возникающих вследствие поражения центральной нервной системы (ЦНС) на ранних этапах.

В группе с этими детьми осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей социальную адаптацию воспитанников.

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в разновозрастной группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) является документом для МБДОУ. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

В МБДОУ осуществляется коррекция нарушений речи в условиях разновозрастной группы для детей с ДЦП.

В настоящее время в МБДОУ содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает использование логопедической поддержки в разделе «Коррекционная и инклюзивная педагогика» в образовательной области «Речевое развитие». Детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом. Дети с ОВЗ нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Логопедическая работа в МБДОУ основана на использовании следующих программ:

- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»;

- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) Монография./ Е.Ф. Архипова.–М.: Просвещение, 1989.–80с.(5 п.л.)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей с церебральным параличом решаются следующие задачи:

· Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.

· Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

· Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

· Уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников.

· Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МБДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

· Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

· Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

· Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

· Уважительное отношение к результатам детского творчества.

· Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

 

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;

2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Содержание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей. (Инклюзивное образование).

Организация инклюзивной практики в МБДОУ строится на следующих принципах:

1. принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей;

2. принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка (индивидуализации) решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

3. принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;

4. принцип междисциплинарного подхода предполагает комплексного междисциплинарного подхода к определению методов и средств обучения;

5. принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;

6. принцип партнёрского взаимоотношения с семьёй заключается в установлении доверительных партнёрских отношений с родителями, совместных действий направленных на поддержку ребёнка;

7. принцип динамического развития предполагает изменение образовательной модели детского сада с включением новых структурных подразделений, специалистов, развивающих методов и средств.

Основная цель МБДОУ в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ДЦП, т.е. с разными образовательными потребностями в едином образовательном пространстве.

 

  Название программы   Концептуальные основы программы   Раздел программы, который требует дополнения   Чем дополняется данный раздел
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой   Образовательная область «Речевое развитие» данной программы не учитывает специфические цели и задачи коррекционно-развивающей работы для детей с ДЦП Дополняется программой Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Программа Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Коррекционная работа по этой программе ориентирована на языковое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка и обеспечивает овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность данной группы детей к обучению в общеобразовательной школе. 1. Раздел по формированию правильного физиологического и речевого дыхания в данной программе отсутствует. 2. Раздел по развитию навыков звукового и слогового анализа, и синтеза не раскрывает всех форм и средств формирования фонематических процессов. 1. Т.Н. Власова «Фонетическая ритмика в детском саду». Данная методика позволяет использовать различные приёмы, задания и упражнения во многих видах деятельности. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия». Автор раскрывает этапы формирования фонематического восприятия и в связи с ними ставит задачи и даёт задания по его развитию. Дидактический материал построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза.

 

 

Программно-методическое обеспечение направлений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: