СОВЕСТЬ - ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ




Средство для противостояния злу было дано всем людям, не исключая и народы, не знавшие закона. У каждого нормального человека есть орган, различающий добро и зло, побуждающий нас к добру и отвращающий от зла, — наша совесть. Апостол Павел пишет: «...когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают,... они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» (Римлянам, 2:14-15).

Но ни закон, ни совесть не могли избавить человека от главного последствия грехопадения и проявления зла — поврежденности человеческой природы. Надежды людей на то, что они способны сами победить зло, избавиться от смерти и спасти себя похожи на рассказ барона Мюнхгаузена о том, как он сам себя вытаскивает за волосы из болота.

Для тех, кто старался исполнять закон и следовать голосу совести, становилось очевидным, что только вмешательство Самого Бога может спасти человека.

Приложение к уроку № 16

Оторвавшись от Бога, его [человека — авт.] природа становится неестественной, противоестественной. Внезапно опрокинутый ум человека вместо того, чтобы отражать вечность, отображает в себе бесформенную материю: первозданная иерархия в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем ее в мир, — перевернута. Дух должен был жить Богом, душа — духом, тело — душой. Но дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными, подобными той автономной [то есть находящейся вне Бога— авт.] доброте и красоте, которые змий открыл женщине, когда привлек ее внимание к древу. Душа, в свою очередь, становится паразитом тела — поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть.

Но Бог — и в этом вся тайна «кожаных риз» — вносит, во избежание полного распада под действием зла, некий порядок в самую гущу беспорядка. Его благая воля устрояет и охраняет вселенную. Его наказание воспитывает: для человека лучше смерть, то есть отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения. Сама его смертность пробудит в нем раскаяние, то есть возмож-


ность новой любви. Но сохраняемая таким образом вселенная все же не является истинным миром: порядок, в котором есть место для смерти, остается порядком катастрофическим; «земля проклята за человека», и сама красота космоса становится двусмысленной.

Цитируется по книге В. Н. Лосского: Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Гл. «Первородный грех».

М., 1991, с. 253

ВОПРОСЫ

1. В чем причина разобщенности людей друг с другом?

2. Почему никакие открытия и достижения цивилизации немогут сделать человека счастливым?

3. Что помогает человеку противостоять злу?

4. Почему нам необходимы Заповеди Божий?

5. Может ли человек спасти сам себя? Аргументируйте свой ответ.


ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Весь человеческий род происходит от Адама. И все люди несут в себе ту природу, которую получили от своего праотца.

ХРИСТОС - НОВЫЙ АДАМ

Дикая ветка сможет приносить хорошие плоды только тогда, когда она будет привита к хорошему дереву. Люди, произошедшие от древнего Адама, могли бы избавиться от падшей природы только соединившись с благодатной природой Адама Нового.

Таким Новым Адамом, родоначальником нового человечества, явился Иисус Христос — Бог, ставший человеком, объединивший в Себе человеческую природу с Божественной. Апостол Павел пишет об этом так:

«Первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек — из земли, перстный*; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут...» (1 Коринфянам, 15:45-49,22).

ЕДИНЕНИЕ С НОВЫМ АДАМОМ

Соединение каждого из нас со Христом происходит в таинствах крещения и причащения. В крещении погружение в воду, сопровождаемое словами священника: «Крестится раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа», - знаменует в нас смерть

древнего Адама и рождение для соединения с Адамом Новым -

* Перстный — т.е. из праха.


Христом. Это соединение осуществляется в таинстве причащения святых Тела и Крови Христовых, при котором священник говорит:

«Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крови Господа, и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

Все люди, крестившиеся и причащающиеся Христу, составляют Церковь.

ЦЕРКОВЬ - ТЕЛО ХРИСТОВО

Иисус Христос начал создавать Свою Церковь с момента Своего Воплощения. Избрание Им учеников — апостолов — и Тайная Вечеря, на которой они впервые причастились Телу и Крови Христовым, стали важнейшими этапами создания Церкви. Свою полноту Церковь приобрела в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов, которые получили от Христа силу и власть сообщать Дары Духа Святого всем уверовавшим в Спасителя. Поэтому этот день считается днем рождения Церкви. Церковь, в собственном смысле:

• это не здание, в котором совершаются богослужения, хотяего и можно называть так, потому что люди, собирающиеся в нем, являются Церковью;

• это не совокупность священников и епископов, которые яв-ляются лишь частью народа Божиего;

• это не организация, живущая по каким-то своим правилам.Священное Писание говорит о том, что такое Церковь, употребляя выражения буквальные и аллегорические. Буквальный смысл понятия «Церковь» раскрывается в выражении «Тело Христово». Тело, которое было и есть у Иисуса Христа, неразрывно соединено с Божеством. Всякий, кто причащается этому Телу, становится одним Телом со Христом, и в этом Теле соединен с Богом. Поэтому Церковь — все множество людей, соединившихся с

Иисусом Христом: от Матери Божией Девы Марии и апостолов до ныне живущих христиан — составляет одно Тело Христово.

ХРИСТОС И ЛЮДИ: ЛОЗА И ВЕТВИ

Сам Христос раскрывает, что такое Церковь, с помощью образа виноградной лозы. Он говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода... Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.


Я есмьлоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет...» (Иоанн, 15:1—6).

Церковь — это таинство, потому что в ней объединены беспредельный Бог и мы, ограниченные люди. И личность каждого из нас сохраняет в ней свою целостность и полноту. Блаженный Августин говорит, что Церковь — это «Христос, продлевающийся в веках». Христос в Церкви на протяжении всех веков продолжает спасать всех приходящих к Нему людей. Невозможно спасаться вне Церкви, потому что невозможно приобрести новую жизнь вне Тела Христова. Эта истина отражена в поговорке христиан, известной с III века: «Кому Церковь — не мать, тому Бог — не Отец».

Нельзя быть христианином самому по себе, потому что христианская вера и жизнь возможны только в единстве с Церковью. Христос говорит: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Матфей, 18:20).

ХРИСТИАНЕ

Членами Церкви являются все верные христиане, живые и умершие. Живые стараются жить так, как научил Христос, а точнее — жить Христом и во Христе, — ведь именно такая жизнь приводит к спасению и, в определенной степени, уже является спасением. Живые молятся об умерших, а те из умерших, которые оказались ближе всего к Богу, святые, молятся о нас и помогают нам в нашем спасении и даже в житейских делах, особенно если мы обращаемся к ним за помощью.

Здесь, на земле, во время человеческой жизни ко Христу приходят люди добрые и злые, грешные и несовершенные, сильные и слабые. И Церковь спасает всех их, если они каются и стремятся к этому спасению.

Совершив грех, христианин оказывается в трудном положении, поскольку Церковь как Тело Христово является святой, а святость — это такое состояние, которому чуждо все нечистое и греховное. Поэтому, если согрешивший христианин не прибегает к освящению, подаваемому в таинствах покаяния и причащения, он извергается из Тела Церкви либо определением священноначалия (которое произносит анафему на отступников), либо невидимым действием Святого Духа.


ДОБРЫЙ САМАРЯНИН

Спасение людей Христом и Церковью описывает притча о добром самарянине (Лука, 10:30 — 37). В ней самарянин с состраданием, любовью и бескорыстием склоняется над странником, которого изранили и бросили на дороге разбойники, перевязывает ему раны и приносит в гостиницу, где оставляет его для полного исцеления. Самарянин — это Христос, а гостиница — Церковь, которая принимает и исцеляет всех людей, приходящих в нее. Церковь, как и Христос:

• не пренебрегает грешниками, не прогоняет от себя тех, ктоизранен грехом;

• не делает между людьми различий национальных, расовых,политических или каких бы то ни было других;

• не боится, как бы и ей не попасть в сети разбойников (дья-вола);

• склоняется над каждым кающимся грешником с сострада-нием, пониманием и любовью;

• перевязывает его раны, омывая их «вином и елеем» в своихтаинствах — покаянии и причащении;

• содержит его в «гостинице», в своей общине, для его полно-го исцеления — вхождения в Царство Небесное.

Церковь совершает свое дело в мире без шумных эффектов, тихо, с уважением к свободному волеизъявлению людей. Она действует, как закваска в тесте, и благодатью Божией, незаметно, в согласии с их свободной волей, преображает людей в «хлеб добрый и совершенный».

Церковь будет существовать на земле всегда, до Второго Пришествия Христа. Никакие человеческие и дьявольские усилия не смогут ее разрушить и уничтожить. На протяжении последних двух тысяч лет такие попытки предпринимались постоянно, но успеха не принесли. Так исполняется то, что нам обещал Сам Христос:

«...создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...» (Матфей, 16:18).


Приложение к уроку № 17

Христиане не отличаются от прочих людей ни страной, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют гделибо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь ничем не отличающуюся от других. Только их учение — не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны; они не привержены к какому-либо человеческому учению, как другие. Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям их жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них любая чужая страна — отечество, и всякое отечество — чужая страна. Они женятся, как и все, рождают детей, только не бросают их. У них общая трапеза, но не ложе. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но живут на небе. Повинуются установленным законам, но своей жизнью превосходят законы. Они любят всех и всеми гонимы. Их не знают, но осуждают; умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют. Их бесчестят, но они этим прославляются; клевещут на них, и они оказываются праведны; их злословят, и они благословляют; их оскорбляют, а они чтят; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; а когда их наказывают, они радуются, как будто им даруют жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги не могут сказать, за что их ненавидят.

Словом сказать, что в теле душа, то в мире христиане.

Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа, хотя обитает в теле, но не телесна; и христиане, хотя обитают в мире, но сами они — не от мира. Душа, будучи невидима, помещается в видимом теле; и христиане, находясь в мире, видимы, но богопочитание их остается невидимым. Плоть ненавидит душу и воюет против нее, ничем не будучи обижена, потому что душа запрещает ей предаваться удовольствиям; и мир ненавидит христиан, от которых он не терпит никакой обиды, — за то, что они вооружаются против его удовольствий. Душа любит свою плоть и члены, несмотря на то, что они ненавидят ее; и христиане любят тех, которые их ненавидят. Душа заключена в теле, но сама содержит тело; и христиане, заключенные в мире как будто в темнице, сами сохраняют мир. Бессмертная душа обитает в смертном жилище; и христиане


обитают, как пришельцы, в тленном мире, ожидая нетления на небесах. Душа, претерпевая голод и жажду, становится лучше; так и христиане: хотя их наказывают, с каждым днем их становится больше. Так славно их положение, в которое Бог определил их и от которого им отказаться нельзя. Послание кДиогнету (вторая половина II в.). Гл. 5—6

ВОПРОСЫ

1. Какие образы использует Священное Писание для определения Церкви?

2. Что означают слова апостола Павла: Бог Отец поставил Иисуса Христа «главою Церкви, которая есть Тело Его...» (Ефесянам, 1:22-23)?

3. Как вы понимаете определение Церкви, которое дал Блаженный Августин?

4. Являются ли грешные люди членами Церкви?

5. Почему потерпели неудачу все попытки уничтожить Церковь?


ПРЕДАНИЕ ЦЕРКВИ

Нередко можно услышать от людей: «Мы живем только по Библии, она от Бога, а все, что в Церкви, - придумано священниками». Действительно, если в Библии содержится вся необходимая для спасения истина, то зачем нужно еще что-то кроме нее? Такое рассуждение кажется нам разумным потому, что мы не вполне представляем, что же именно оставил нам Христос.

ЧТО ОСТАВИЛ НАМ ХРИСТОС

Люди, считающие, что можно спастись, только живя по Библии, предполагают, что Христос оставил нам прежде всего Свое учение, которое и содержится в Священном Писании. Жить в согласии с этим учением кажется им достаточным для того, чтобы быть христианином.

Человек, живущий всей полнотой церковной жизни, очень хорошо знает, что Христос оставил нам не только учение. Христос дал нам особую жизнь — жизнь, полную благодати Святого Духа. Даруемая Христом благодать делает из человека бога — бога по благодати (подробнее об этом см. в следующем уроке). Никакое учение не способно дать новую жизнь. Церковь сохраняет в себе и передает из поколения в поколение ту новую жизнь, которую

дал людям Христос.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: