Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Кандидат пед. наук, доцент

Гарипова Инга Олеговна

Студент группы ДП-61

Либега Валерия Сергеевна

 

 

Магадан 2011


Содержание

семейный оздоровительный досуг ребенок

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к определению значения оздоровительного семейного досуга в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи

Основные положения организации свободного времени

Функции, задачи, виды оздоровительного семейного досуга

Глава 2. Содержание оздоровительного семейного досуга.

Организация семейных туристических походов и прогулок

Использование различных видов игр в условиях семьи с целью укрепления здоровья детей

Организация семейных праздников с элементами физкультуры и спорта

Глава 3. Опытно - экспериментальные исследования

Констатирующий эксперимент

Формирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Актуальность. Одной из сфер жизнедеятельности, где наиболее плодотворно могут решаться задачи сохранения здоровья населения, является досуг. Именно здесь может быть обеспечена активизация социальных механизмов охраны здоровья и пробуждение личностной инициативы индивида в самосохранении на основе выбора благоприятствующего образа жизни и разнообразных форм досуга. При содержательном досуге (развлечения, общение, игра, активный отдых, спорт и т. п.) человек восстанавливает физические силы и психическую энергию, которые ежедневно поглощаются трудом и другими неотложными занятиями. Более возвышенная деятельность в сфере свободного времени непосредственно связана с совершенствованием личности, раскрытием и развитием способностей и дарований, которыми обладает каждый человек. К ней относят такие виды занятий, как учёба, самообразование, общественная деятельность, техническое и художественное творчество, чтение и т. п. Следовательно, если каждый человек будет разумно использовать своё свободное время, то оно превратится в подлинное богатство, поможет ему стать высокообразованной, высококультурной и физически совершенной личностью.

Досуг в семье - это вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.

При этом хотелось бы отметить, что значительное количество молодых людей понятия не имеют как правильно с пользой для себя и интересом провести свободное время, а ведь это так важно для формирования физически и психически здоровой, высоконравственной, интеллектуально развитой личности, готовой к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется "образ семьи", который он проносит через свою жизнь, и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.

Характер организации семейного досуга, который является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

Сегодня важно у современных родителей формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребёнка. В силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье ещё не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека.

Таким образом, досуговая деятельность с ребёнком в семье является неотъемлемой частью семейного воспитания, т.к. во время совместных игр, развлечений взрослые наиболее контактируют с ребёнком, а это положительно сказывается на эмоциях ребёнка, что в свою очередь отражается и на здоровье.

Объектом исследования является физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье.

Предмет исследования - организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в анализе способов организации досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье.

Задачи дипломного исследования:

изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;

определить основные формы организации досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье;

выявить умения родителей по организации досуговой деятельности с детьми в семье;

разработать рекомендации для родителей для проведения семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Предполагаем, что семейный досуг может носить оздоровительный характер при соблюдении следующих условий:

систематическом использовании в практике семейного воспитания средств оздоровления детей;

применении различных форм организации оздоровительного семейного досуга таких как прогулки, походы, посещение спортивных зрелищ, чтение специальной художественной литературы;

учете возрастных индивидуальных особенностей психофизического развития детей, их запросов и интересов в области физкультуры и спорта.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что полученные данные могут помочь ДОУ и семье в организации оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста.

Структура данной работы заключается в ведении, трех главах (двух теоретических и одной практической), заключении, списке литературы и приложениях.

В ведении мы описали суть данной исследовательской работы, краткое содержание которой заключается в актуализации. Выделены объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и практическую значимость дипломного исследования.

В первой главе мы попытались дать общую характеристику семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи, его оздоровительного, влияющего на сплочение всей семьи значения. Дали характеристику функциям, задачам, видам оздоровительного семейного досуга.

Вторая глава посвящена содержанию оздоровительного семейного досуга. Рассматриваются такие аспекты как семейные туристические походы и прогулки, использования различных игр в условиях семьи, особенности проведения семейных праздников с элементами физкультуры и спорта.

Третья глава - проведение эксперимента, с целью изучения особенностей организации семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе проведения экспериментальной работы проанализировали педагогическую документацию ДОУ, провели анкетирование родителей и детей, провели анализ полученных данных, сформулировали выводы.

В заключении мы подвели итоги проведенной нами работы, сделали выводы, касающиеся организации семейных оздоровительных досугов.

Список литературы состоит из 51 источника.

Приложений - 11.

 


Глава 1. Теоретические подходы к определению значения оздоровительного семейного досуга в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи

 

Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и телевидению, проводят социологические опросы. И чем больше говорят и пишут, тем жарче становятся споры о том, что такое свободное время и что значит разумно его использовать. Причина подобного интереса состоит в том, что у нас заметно возрос объём свободного времени и мы в известной мере оказались застигнутыми врасплох, так как не были достаточно подготовлены к наиболее разумному его использованию.

С позиции современных исследователей (А.Б.Антонова, Т.С.Комарова, А.В.Даринского, М.Б.Зацепина, М.В.Созинова и др.) досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей.

Досуг - синоним словосочетания «свободное время». В современных справочниках и энциклопедических словарях даются сходные определения досуга. Их анализ позволяет сформулировать обобщенное определение. Итак, досуг- это часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей (время на дорогу на работу и домой, сон, прием пищи, занятия домашним хозяйством и т.п.).

Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать досуг - показатель низкой культуры человека. С другой стороны, интересный досуг- средство всестороннего развития личности человека.К.Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность». Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Совершенствовать процесс семейного воспитания помогает обогащение содержания семейных традиций, которое так же способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между её членами, особенно между родителями и детьми.

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, посещение мест памятных для предков и т.д.) Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, национальные игры, спортивные развлечения и другое.

Семья выполняет определенные функции:

Воспитательная - социализация молодого поколения;

Хозяйственно - бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

Экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

Социального контроля - ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе;

Духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;

Социально-статусная - семья занимает определенное социальное положение в обществе;

Эмоциональная осуществление психологической защиты каждого члена семьи.

Досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. В организации семейного досуга, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Одной из сфер жизнедеятельности, где наиболее плодотворно могут решаться задачи сохранения здоровья населения, является досуг.

Досуг - важнейшая составляющая семейной жизни для создания хороших внутрисемейных отношений. В семье необходим глубокий эмоциональный и духовный контакт с каждым членом семьи. Для создания дружеского, доверительного общения между всеми членами семьи важно создать атмосферу, в которой наиболее полно могли бы удовлетворяться разнообразные духовные запросы и потребности взрослых и детей. Здоровая и интересная организация свободного времени взрослых и детей укрепит и сплотит семью. Досуговые формы работы в семье научат ребенка интересоваться всем происходящим вокруг, самостоятельно мыслить, творить.

Досуг - немаловажное психотерапевтическое средство при разрешении семейных проблем. Выбранные интересные формы проведения свободного времени помогают снять напряжение, исправить плохое настроение, ликвидировать конфликт в семье. Досуговые формы способствуют родителям в передаче сыновьям и дочерям накопленных знаний, нравственных и культурных ценностей, важнейших норм и образцов поведения, традиций семьи.

Именно здесь может быть обеспечена активизация социальных механизмов охраны здоровья и пробуждение личностной инициативы индивида в самосохранении на основе выбора благоприятствующего образа жизни и разнообразных форм досуга. В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация её свободного времени, которая включает в себя семейный досуг.

Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно разнообразен. В основном он связан с проведением семейных торжеств, запланированных и неожиданных событий (победа в соревнованиях, выпуск из детского сада и т.д.). Кроме того, потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни.

Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребёнка в семье.

Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых. К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребёнку нормального развития и испытывают трудности. [43, 224с.].

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

В последние годы наравне с термином «рациональное использование свободного времени» всё чаще употребляется понятие «культура свободного времени». Каждый человек должен обладать хотя бы элементарной культурой свободного времени. Это значит, что свободное время необходимо заполнять разнообразными занятиями, которые приносят максимальную пользу как конкретному человеку, так и обществу.

На современном этапе проблемы семьи приобретают особую значимость. Статистика разводов, стрессовых состояний взрослого населения, вызванных конфликтными ситуациями в семье, рост детской преступности, наркомании, бродяжничества свидетельствуют о кризисном положении современной российской семьи, о наличии в ней дисфункциональных нарушений, снижающих уровень ее адаптивности, то есть способности противостоять нежелательным воздействиям окружающей среды.

Одним из действенных средств укрепления взаимоотношений в семье следует рассматривать совместную физкультурную деятельность. Занятия физическими упражнениями, как известно, снимают умственную и физическую усталость человека, восстанавливают его психологическое равновесие (Я.Л. Коломинский, 1976; И.В. Муравов, 1985; В.И. Зациорский, 1987; В.К. Бальсевич, 1988; Э. Ладингтон, 1999 и др.), что является необходимым условием для оптимизации процесса внутрисемейного общения. Помимо этого, семейные физкультурные занятия - это один из видов совместной деятельности, основным элементом которой является взаимное познание и влияние друг на друга (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 2002). Познать же другого члена семьи и через это познание исправить искаженное представление о нем - важнейший шаг к достижению взаимопонимания, которое всегда рассматривалось в качестве основы семейного счастья и благополучия (А.С. Макаренко; Н.Н. Обозов, 1979; К. Витек, 1988; И.И. Гуртовая, 1996; В.М. Дружинин, 1996; B.C. Торохтий, 1998 и др.).

Несмотря на большое количество исследований в области физической культуры и спорта, проблемы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с семьями требуют своего дальнейшего рассмотрения. В частности, практически неосвещенными остаются вопросы методики укрепления семейных взаимоотношений средствами физической культуры.

Между тем кризисное положение современной российской семьи и характерное для настоящего времени пассивное отношение большинства населения к физкультурным занятиям (Е.П. Кокорина, 2000; Л. Голубева, 2001) диктуют необходимость поиска новых способов внедрения физической культуры в повседневную жизнь семьи, нахождения таких форм и методов педагогического воздействия, которые смогли бы обеспечить полное использование гуманистического потенциала физической культуры, способного оказать существенную помощь в решении одной из центральных проблем современного общества - проблемы укрепления семейных взаимоотношений.

Результаты исследований и жизненная практика показывают, что значительное количество людей, особенно молодых, не знает, как с наибольшей пользой и интересом для себя и окружающих проводить своё свободное время. Оно не планируется, а намечаются лишь отдельные мероприятия, проведение отпуска. В целом в структуре его преобладают досуговые занятия развлекательного, восстановительного характера. Содержательно проводить свободное время, развивать способности личности помогает досуговая квалификация. Это значит, что каждый должен хорошо овладеть навыками различных занятий, выполняемых только в свободное время (например, фото делом, игрой на музыкальном инструменте, коллекционированием, занятием каким-либо видом физкультуры и спорта и т. п.). В рационально организованном свободном времени не может быть места пустому времяпровождению, то есть тем видам занятий, которые не развивают личность, а лишь препятствую её развитию (азартные игры, домино, ничегонеделание и т. п.)

 

Основные положения организации свободного времени

 

Организуя своё свободное время, следует руководствоваться тремя основными положениями.

Во-первых, должна быть направленность в освоении свободного времени. Каждый человек в определённые периоды своей жизни на первый план выдвигает те или иные устремления и желания, которые являются жизненными целями. Они должны служить основой для наиболее разумного использования свободного времени. Во-вторых, нужно стремиться к наибольшей эффективности свободного времени (коэффициент полезного действия, который получает человек от различных занятий). Сами затраты времени на ту или иную деятельность ещё не свидетельствуют, что время расходуется наиболее рационально. Любая досуговая, как и более возвышенная, деятельность должна выполняться с максимальной отдачей. В-третьих, должно присутствовать отношение человека к свободному времени как своему богатству. Не следует постоянно предпочитать книге её экранизацию или ограничивать своё «участие» в спорте посещением спортивных зрелищ. Некоторые полагают, что развлечения - это лишь когда развлекают. Преобладание такого стиля организации свободного времени в повседневной жизни угрожает росту культуры, формирует утилитарное, потребительское отношение к жизни, обедняет интеллект.

В организации свободного времени семьи есть своя специфика. Однако общие принципы здесь устойчиво сохраняются. Организуя семейный досуг, нужно прежде всего учитывать интересы всех членов семьи. Хорошо, если интересы и потребности супругов совпадают, а если нет? В таком случае нужно всё равно проводить свободное время вместе. Это будет расширять кругозор каждого и, если к этому стремиться, то со временем вырабатываются общие совместные привязанности, которые вовсе не исключают своих любимых зынятий. Лучше всего заранее продумать организацию свободного времени в будний или выходной день. Планирование здесь - хорошее подспорье. Но при этом следует учитывать, что в первые годы совместной жизни традиции семьи ещё только формируются, в дальнейшем они способны укрепить семейный очаг. Поэтому нужно пересмотреть свои прошлые привычки, стараться формировать новые, которые будут нести здоровье, бодрость обоим супругам. Очень важно, чтобы любая досуговая деятельность была пронизана общением. Общение делает совместный отдых ярким и надолго запоминающимся. Организуя семейный досуг, не забывайте о чувстве меры. Не следует на один выходной планировать слишком много занятий и мероприятий. Это приведёт к суетности, которая способна утомить больше, чем физический труд. Многие считают, что семейный досуг - это когда семья отдыхает дома (в квартире, на даче). Однако чрезмерное «одомашнивание» досуга лишь вредит членам семьи. Отдыхать можно на природе и спортивной площадке, в кинозале и в музее, в гостях у друзей и на концерте, на празднике улицы и в кафе. Но где бы вы ни отдыхали, нужно быть предельно внимательными друг к другу и заботливыми ко всему окружающему.

Организовывая своё свободное время, нельзя забывать о детях. С детьми целесообразно не только вместе отдыхать и развлекаться, но и привлекать их к таким видам использования свободного времени, как оказание помощи родителям в домашних делах, работа на приусадебном участке, совместное участие в субботниках и воскресниках и т. п. Используя часы досуга для игр, чтения, труда, занятий спортом, технического и художественного творчества, ребёнок развивается нравственно, умственно и физически. Активный, разумный досуг - важное средство сохранения и повышения работоспособности. Праздность способствует приобретению детьми дурных, привычек. К. Д. Ушинский писал, что у человека, не знающего, чем занять часы досуга, портятся и голова; и сердце, и нравственность.

В той семье, где о досуге ребёнка не думают, считают, что достаточно отправить детей на улицу, чтобы они там играли, дети могут стать плохими членами общества. Особенно важны в часы досуга серьёзные и сердечные беседы, в результате которых устанавливается дружеская связь между родителями и ребёнком, развивается общение. Дети любят проводить досуг в компании своих друзей. Некоторые родители, желая избежать шумаг не разрешают им играть дома, запрещают приводить в дом своих товарищей. Подобное поведение родителей безрассудно, так как ребёнку предоставляется опасная свобода времяпровождения. Вместе с тем нужно прививать ребёнку умение интересно и разумно проводить время одному. Это способствует развитию его индивидуальности. В часы досуга ребенок должен играть, читать, заниматься спортом, искусством, техникой.

В семье, где дети еще совсем маленькие и процесс формирования традиций семейного отдыха только начинается, хорошо, если молодые родители уже «с пеленок» вовлекают своих детей в те формы досуговой деятельности, которые привлекательны для них. Так, развиваются интересы и у детей. например, малыш, которого уже с года папа и мама берут с собой в рюкзаке в многодневный поход, как правило, вырастает заядлым туристом. Если двухлетнего берут с собой на занятия в спортивный или тренажерный зал, то, вырастая, он не останется равнодушным к спорту. В доме, где доброй традицией является подготовка семейных концертов к каждому празднику, обычно растет ребенок, чуткий к музыке, поэзии.

Ребенок любит проводить время дома в кругу друзей. Родители помогают им интересно использовать время для отдыха и развития. Дети все талантливы, и их способности можно и нужно развивать. Существует значительное количество центров досуга, домов творчества, клубов, студий. Техническое творчество доступно всем. Рукоделие привлекает даже мальчиков. Школы искусств, музыкальные школы, театральные студии, школы бальных танцев, спортивные секции, кружки иностранных языков и многое другое ждет ребят. На правительственном уровне подняты вопросы о спорте, который должен быть досуговым на всех этапах жизни детей и взрослых. [48]

Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребёнок развивается, воспитываясь в двух институтах - семье и дошкольном учреждении. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, хотя это совсем не правильно.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдаётся телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм. Одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и по составу движений. А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.

Работа по созданию целостной системы физического воспитания начинается с работы с родителями, которая включает следующее:

дни открытых дверей (родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдать организацию питания).

домашние задания (позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, помочь организовать содержательное общение родителей с детьми:

показ кинофильмов;

встречи с родителями, конференции.

совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы.

Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребёнку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребёнка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь. Любой праздник - всегда радостное событие, его ждут, к нему долго готовятся, он надолго запоминается, тем более, если в нём участвуют самые близкие люди - папа и мама.

Сочетание руководства взрослых с инициативой и самостоятельностью детей - условие разумного, полноценного досуга. Мелочная регламентация свободного времени детей может вызвать у них замкнутость и скрытность. Взрослые должны постепенно прививать детям навык к рациональной организации своего отдыха. Сформированная с детства привычка разумно использовать время поможет на разных этапах жизни интересно и содержательно проводить свой досуг.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. А как показывают научные исследования: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится всё меньше, что связано с неумением родителей правильно организовать свободную деятельность своего ребёнка, оказывающую непосредственное влияние на развитие движений у детей.

Таким образом, семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень. Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего в добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь, и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

 

Функции, задача и виды оздоровительного семейного досуга

 

В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие:

. воспитание интереса к физической культуре и спорту. При решении данной задачи значимую роль играет стремление ребенка к личным достижениям в области физического совершенствования. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает проявлять интерес не только в процессу занятия физическими упражнениями, но и к своим достижениям. У него появляется стремление к самосовершенствованию. Если такое желание стимулируется взрослым, то оно превращается в потребность ежедневно заниматься физкультурой.

. Формирование системы знаний о видах спорта, спортивных событиях в России и мире. Систематичное совместное с родителями посещение спортивных зрелищ, просмотр телетрансляций спортивных состязаний, знакомство с литературой о развитии олимпийского движения способствуют созданию у ребенка системы представлений о становлении и структуре физической культуры.

. Воспитание интереса к народным традициям. Празднование Нового года, Рождества, Масленицы в каждой семье имеет свое специфическое содержание. При использовании элементов фольклора, народных игр, забав, хороводных плясок, песен при организации праздника появляется возможность знакомства ребенка с историей и культурой своего народа.

. Приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья. Системное включение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики, физических упражнений в повседневную жизнь семьи формирует у ребенка потребность в их использовании, закрепляет полезные привычки.

. Формирование интереса и воспитание уважения к семейным традициям вообще и к семейным традициям физического воспитания в частности. В каждой семье существует свой набор традиционных видов деятельности, реализуемых в различных областях жизни: досуговой, производственной, профессиональной, оздоровительной. При стихийном воздействии традиций на ребенка возможно прерывание преемственности опыта поколений, тогда как при стремлении к осознанному восприятию их значимости, вероятность их продолжения в будущей самостоятельной семейной жизни ребенка значительно возрастает.

. Содействие сохранению и укреплению здоровья. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости.

Нами были определены следующие задачи совместных физкультурных занятий родителей и детей:

содействие вербальному и невербальному общению родителя с ребенком;

содействие формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;

обогащение двигательного опыта детей и развитие психофизических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы;

развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;

формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка;

повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей.

К видам оздоровительного семейного досуга относятся:

туризм, пешие прогулки;

чтение сказок и рассказов о пользе физических упражнений и спорте и последующая беседа о прочитанном;

посещение спортивных зрелищ;

семейные праздники с элементами физкультуры и спорта.

Туризм и пешие прогулки являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Они способствуют развитию настойчивости, выносливости, профилактики сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Кроме того, семейный походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывая бережное отношение к ней. Они расширяют кругозор ребенка, формируют представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят.

Прогулка с дошкольниками требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.

С детьми 5 - 6 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 30- 40 минут. При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км. Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких объединениях было не менее 2 - 3 детей, сходных по возрасту. На первых порах не следует отправляться в далекий от дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы, выносливость.

Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2 - 3 дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению. Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками.

На опушке леса, полянке можно предложить интересные игры, соревнования на полосе препятствий с тем, чтобы поддержать у детей хорошие настроение на оставшийся путь.

Чтение специально разработанных сказок и рассказов позволили создать у детей целостное представление о последствиях малоподвижности, несоблюдения гигиенических норм, вредных привычек.

После прочтения детям предлагалось высказать мнение о поведении персонажей, проанализировать причины их поступков и предложить свой вариант решения возникшей проблемы. Во избежание педагогических ошибок родителям предлагался ряд рекомендаций по использованию такой формы работы:

· Чтение должно проходить при участии всех членов семьи;

· Выбор темы произведений должен основываться на общих семейных задачах или существующих проблемах (частые простудные заболевания кого-то из членов семьи, плохой аппетит, отсутствие кутьтурно-гигиенических навыков, нарушения режима дня, длительный просмотр телепередач и видеофильмов, продолжительные компьютерные игры и т.д.);

·



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: