Политическая культура. Значение политической культуры для понимания политических процессов и функционирования политической системы.




Это довольно многогранное явление. Оно фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политическое отношения. ферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления.Исходя из выше изложенного, политическая культура определяется чаще всего как система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса. Можно дать и более сжатое определение: политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей. е менее важно и выделение объекта, на который направлены ориентации и убеждения субъекта. Таким объектом может служить сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации.

 

43. Вклад Алмонда и Вербы в развитие теории политической культуры. Типология политической культуры.

В реальной политической практике, как отмечают
Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуется уже три названных типа смешанных культур.

Первый из них – патриархально-подданнический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической власти. Это было характерно, например, для Западной Европы в период становления абсолютных монархий. Члены общества отдавали предпочтение центральным институтам власти, а не местным.

Второй тип – подданнически-активистский – характеризуется тем, что значительная часть населения становится активно ориентированой на более или менее демократическую политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными по отношению к авторитарным формам и структурам правления. Например, политическая культура этого типа имела место во Франции, Германии и Италии конца XIX – начала XX вв.

Третий тип – патриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью. По мере продвижения политической системы в сторону демократии происходит адаптация патриархальной и подданнической культуры к, так называемой, партисипаторной.

Оптимальным вариантом, с точки зрения Г. Алмонда и
С. Вербы, является смешанный тип политической культуры, который они предложили назвать "культурой гражданина". Это в своей основе активистская культура, интегрирующая определенные элементы патриархальной и подданнической культур. "Культура гражданина", по их мнению, наиболее характерна для буржуазно-демократических систем, она способствует нормальному их функционированию и образует основу их стабильности. Американская и английская системы признаются авторами наиболее типичными и стабильными демократическими системами.

45. Политическая социализация

Пол.социализация –это усвоение человеком требований, культурных ценностей и ориентиров общества,формир-ие свойств и умений, позволяющих адаптироваться к пол.системе и выполнять в ней определенные функции.Человек не только усваивает те или иные ориентиры, ценности, нормы, но и утрачивает их, отказывается от них в процессе жизни. К внешним факторам, влияющим на выбор человеком определенных ценностей, относятся семья, система образования, сми и т.д.Они могут серьезно влиять на сис-му убеждений и верований чела.Вместе с тем в общ-ве возникают многообразные состязательные потоки информации, социализации. Индивид формирует свои взгляды, предпочтения на пересечении этих конкурирующих приоритетов, толкований пол-их ценностей, поведенческих стандартов.Потому возможны разнообразные типы пол.социализации:гармонический, отражающий психол-ки нормальное взаимодействие человека и власти, уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, своим обязанностям;гегемонистский, при котором человек негативно относится ко всем пол. и соц.нормам, кроме "своей" группы;плюралистический, характеризующийся тем, что человек признает принципы равноправия с другими гражданами, может менять свои политические пристрастия и признавать за другими право иметь иные убеждения;конфликтный, при котором индивид сохраняет лояльность своей группе и поддерживает ее в борьбе с политическими противниками.Пол.социализации изменяется на протяжении всей жизни человека. Принято выделять ее первичный и вторичный этапы.Первичная социализация означает усвоение пол.опыта (обычно с 3–5 лет), формирование личностного отношения к явлениям пол. жизни. Вторичная политическая социализация харак-ся тем, что человек, освоивший нормы культуры, способен противостоять групповому давлению, пересматривать идеологические позиции, переоценивать культурные нормы и традиции. Человек адаптируется, приспосабливается к сложившейся пол.системе, даже к тем переменам, смысла которых он не понимает. Вместе с тем человек стремится к значимым для него стандартам и ценностям.Процесс политической социализации включает:этап политизации, когда у детей под влиянием родителей формир-ся первые представления о мире политики;персонализация, когда восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся президент, полицейский;идеализация, когда формируются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе; институциональный этап, когда закладываются представления об институтах власти.Таким образом, пол.социализация включает многообразные компоненты. Они определяют качественную сторону политической системы, эффективность ее деятельности.

46. Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Участие приобретает качество политического, когда личность, группа, слой, класс вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящий полит. характер. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном уровне, так и в политической системе общества. Политическое участие зависит от политического режима. Так, в демократическом обществе, это участие – всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Демократическое общество допускает такие формы протеста и несогласия как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки, направление петиций. Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания и экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В диктаторско-тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками, по отношению к ним применяются репрессии. Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и т.д.. При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается. Тем не менее, представительное участие является единственно возможным в крупных политических системах. Типы политического участия. Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности. Эти и другие факторы влияют на то, становится или не становится человек частью некоего полит. целого. Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:

- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;

- участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;

- участие в деятельности политических и иных организаций;

- выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий;

- прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

Эти типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Если активность людей направлена на поддержание существующих порядков, то политическая система ее поддерживает. Если же отдельные группы требуют изменений, то правящие круги могут на них реагировать по-разному в демократических и недемократических странах, даже применяя насилие. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

К формам политического протеста относятся такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны.

49. Современные теории политического развития. Модернизация: основные концептуальные подходы.

Теория модернизации исходит из: 1) признания неравномерности общественного развития; 2) наличия стран с досовременным состоянием; 3) существования современных обществ; 4) необходимости преобразования отсталых стран в индустриальные и постиндустриальные.

Модернизация – это переход общества от традиционного аграрного состояния к современному – индустриальному, а затем и к постиндустриальному. Критерием современности, эффективности экономического и политического развития выступают западные страны, которые прошли путь модернизации еще в Новое время. Так, один из самых видных теоретиков теории модернизации Ш. Эйзенштадт полагал, что модернизация – это процесс, ведущий к созданию социальных, экономических и политических систем, сложившихся в западной Европе и Северной Америке в период ХVII и ХIХ вв. и распространившихся затем на другие страны.

50. Транзитология как сфера п. знания.Совр.общ-во транзита

С. Хантингтон выделил три волны демократии. 1 зародилась в начале ХIХ века в США и длилась до окончания Первой мировой войны. 2 волна - после Второй мировой войны. 3 волна - с 1974 года, когда в Португалии пала диктатура Салазара. Затем эта волна распростр. на Исп., Грецию, Лат. Америку. С сер. 80-х и на соц. страны Ц. и В. Европы и СССР. В результате возникло новое исследовательское направление в политологии – транзитология, которая изучает политические процессы в странах, совершающих переход от тоталитарных и авторитарных п. систем к демократии. Гл. отличие от т. модернизации в том, что, т. м.ориентируется на проблематику развиваю-щихся стран "третьего мира", а транзитология исследует переходные процессы в относительно развитых странах, в некоторых идет речь о повторной демократизации.

Гл. отличия пер.процессов в этих странах: 1. страны индустр., задача структурной перестройки экономики; 2. две фундам. задачи – создание рыночной экономики и представительной, плюралистической демократии; 3. резкое обострение нац. вопроса, формируется этнократия; 4. препятствия на пути формирования гражд. общ-ва, т. к. потерян потенциал гражд. самоуправл. и саморазв. 5. геополитические условия не благоприятствуют быстрому развитию этих государств, так как они не получают должной поддержки, подобной той, которую имела Германия, Италия и Япония после Второй мир. войны.

Сущ. проблема соотн. п. и эк. Двойной переход к рын. эк. и демократии создает комплекс проблем, кт затрудняют п. модернизацию. Возникают п. режимы с гибридной демократией, такие как "диктабланда" – опекаемая демократия и "демократура" – огран. демократия. Для дефектных демократий типична легитимация п. власти через суверенитет народа, хотя нередко основанием легитимности выступает не легальная рациональность, а "менталитет народа". Органичен доступ к п. властным позициям не только конкурентам, но демократически избранным представителям, для кт закрыты опред. п. сферы. При таких режимах возможна консервация переходного состояния на длительный период.

Транзит стран третьей волны демократизации и особенно постсоц. стран показал, что в этом процессе создаются условия для формирования дефектных демократий, кт в долгосрочной перспективе значительно затрудняют решение соц.-эк. проблем переходного периода.

51. Политическое сознание и его структура. Политическая психология как часть политического сознания.

Духовными основами политики являются политическое сознание, полит.психология, полит.идеология и полит.культура. Знание их сути – это знание о взаимообусловленности, взаимодействии, взаимопроникновении духовной и политической сфер общества. Духовный мир человека не может существовать вне духовной жизни общества, и вместе с тем выходит за её черты, влияет на другие сферы, в том числе и на политику, расширяя их своим творчеством, свободой и оригинальностью. Рацоинальная политическая деятельность невозможна без человеческого мышления, чувств, воли, то есть не опираясь на общественное сознание, духовную культуру. олит культура в ключ. в кач-ве своего неотъемлемого эл-та полит. сознание (ПС). ПС возник. с появлен. гос-ва и полит. системы общ-ва. ПС – сфера общ-ого сознания, образуемая совокупностью соц. чувств, представлений, взглядов, отражающих реальные полит. отношений и вместе с тем составл-щих их неотъемлемую сторону. Типы сознания: индивидуальное, общ-нное, коллективное, специализированное (идеологическое), массовое. Коллективные, общ-нные чувства, представления и взгляды не сущ-ют вне индивидуал. сознания. Они реализуються в индивидуальн. помыслах, видениях, полит. реальности, в фактич. деят-ти отд. граждан. Индивидуал. полит. чувства и воззрения обретают социал. звучание, если они одухотворяются общ-нно значимым смыслом, отражают интересы соц. групп. Содержание, формы и типы ПС опр-ся господствующ. полит. системами. ПС – органич. часть политич. деят-ти. Черты ПС: 1) Конкретно-историч. хар-р (напр., полит. понятие свободы – общечеловеч. достижение, а не истина какого-то одного класса). 2) Динамичность, изменчивость, что связано со спецификой полит. бытия. 3) Массовость – наиболее быстро реагирует на все возникающие в общ-ве соц.-экономич. противоречия и конфликты, связана с текущ. процессами соц.-политич. практики. Типы полит. восприятия: 1) Когнитивный – познание системы, ее правил функц-ия, проблем и противоречий. 2) Эмоциональный – отражение полит. реальности в виде положит. или отрицат. эмоций, чувств. 3) Оценочный – суждения и мнения относит. целей полит. действий, из результатов и последствий. В составе обыденного сознания сосуществ. эл-ты истины – здравого рассудка и полит. иллюзии, знания опыта и верования. Обыденное сознан. носит поверхностный хар-р. Явл-ия оцениваю по внешним признакам с т.зр. повседн. нужд и ближайших интересов. ПС каждого народа формируется и функионир. под влиянием свойственного им менталитета. Ментальность – нечто общее, глубинный, труднофиксир. источник мышления, идеологии и веры, чувств и эмоций – доидеологич. основа полит. мышления. Характеризует оттенки общ-ого мышления (религия, атеизм, нац. бюрократия и т.д.). Воспринимается от предшеств. поколений. Идеология – ценностная система, выражающая отношения к существующим об-нным порядкам, обосновывающая политич. идеалы, принципы, нормы, цели, образцы поведения (соц-ая справедливость, свобода, права ч-ка, демократия. солидарность).

Политическое сознание – это совокупность взглядов, оценок, установок, которые отражают политико-властные отношения и политические интересы субъектов. олитическое сознание отражает проблемы политической власти и её функционирования, развитие политических интересов субъектов, их отношение к политической системе, её институтам. сихология – это наука об активном отношении человека к окружающему миру во всей его деятельности, что выражается в форме чувств, интересов, проявлении воли и других феноменах психики. Политическая психология как самостоятельная отрасль науки оформилась сравнительно недавно. Она является междисциплинарной наукой, поскольку в ней сочетаются психологические и политические знания. Политическая психология, также как и политическая идеология, является составляющей частью такого понятия как политическое сознание. Высокое эмоциональное напряжение общества, которое предлагает общую психологию, делает её мотивом поведения и деятельности людей. Полит.психология изучает политическое сознание, политическое поведение, политический процесс в общем

52. Политическая идеология: сущность и функции.

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.

Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции – это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглашения.

Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражению американского политолога Р.Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: