Курс лекций для студентов специальности




С.Е.Пушкина

 

 

МИКРОЭКОНОМИКА

 

 

Курс лекций для студентов специальности

1-26 02 01 «Бизнес-администрирование», 1-2 курса заочной (полной) формы обучения

-25 01 07 "Экономика и управление на предприятии", 1-2 курса заочной (сокращенной) формы обучения

1-25 01 08"Бухгалтерский учет, анализ и аудит", 1-2 курса заочной (сокращенной) формы обучения

1-25 01 04"Финансы и кредит", 1-2 курса заочной (сокращенной) формы обучения

 

Минск 2013


Конспект лекций составлен на основе базовой программы по «Микроэкономике» рег. № ТД-Е. 283/тип. 03.01.2011

 

 

Рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании кафедры экономики и управления

Протокол №___ от ___ ________ 2013 г.

 

Заведующий кафедрой

 

______________ А. В. Коротков

 

 

Одобрен и рекомендован к утверждению Научно-методическим советом Института парламентаризма и предпринимательства

 

Протокол № ___ от ___ ________ 2013 г.

 

Председатель

 

А. В. Горелик

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 1Введение в микроэкономику 4

Тема 2Теория поведения потребителя 9

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм 18

Тема 4. Чистая монополия 27

Тема 5. Монополистическая конкуренция 35

Тема 6. Олигополия.................................. 41

Тема 7. Рынок труда..................................... 51

Тема8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль.............................................................. 59

Тема 9. Рынок земли.................................... 67

Тема 10. Общее равновесие и общественное благосостояние 71

Тема 11. Теория внешних эффектов............ 77

Тема 12. Информация, неопределенность и риск в экономике 85

Тема 13. Общественные блага.................... 89

Тема 14. Теория общественного выбора 92

 

Литература 97

 


-

1ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

План

1.1 Предмет микроэкономики

1.2. Методы микроэкономического анализа

 

1.1 Предмет микроэкономики

 

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отраслевых рынках, в результате которого формируются цены на факторы производства, произведенные товары и оказываемые услуги, осуществляются размещение ограниченных ресурсов и распределение доходов.

Микроэкономика (от греч. micros — малый) связана с дея­тельностью самых простых экономических единиц. К ним относятся производители, потребители, вкладчики капитала, землевладельцы, домашние хозяйства и др. — фактически любой индивид или хозяйствующий субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика исследует экономическое поведение отдельных экономических субъектов, объясняя, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне.

Микроэкономический анализ предполагает рассмотрение совокупности конкретных отношений между обособленными хозяйствующими субъектами, которые устанавливают и поддерживают экономические связи друг с другом. Люди, чтобы удовлетворять свои безграничные потребности, должны производить экономические блага, используя объективно ограниченные ресурсы.

Ограниченность ресурсов ставит перед экономическим субъектом проблему выбора: что производить и от чего отказаться, для кого производить и кому они будут доступны, какие ресурсы использовать для достижения поставленной цели и др.Ограниченность, или редкость, ресурсов заключается в их недостаточности в каждый данный момент времени для достижения разных целей. Применение ресурса для производства одного блага исключает возможность его использования для производства другого блага. Следовательно, в процессе хозяйственной деятельности приходится делать выбор между разными вариантами применения ресурса.

Проблема выбора в условиях редкости ресурсов связана с необходимостью определить тот вариант их использования, который в наилучшей степени позволит достичь поставленных целей.

Выбирая один из вариантов, приходится отказываться от других (альтернативных) вариантов. Поэтому выбор всегда связан с определенными жертвами, которые называются альтер­нативными издержками, представляющими собой цену выбора того или иного варианта деятельности. Следовательно, предметом микроэкономики является механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами для достижения своих целей в условиях ограниченности ресурсов, имеющих альтернативные варианты использования.

Конкретизацией проблемы выбора в экономике являются три фундаментальных вопроса (три решения), которые стоят перед любым обществом:

1)что производить — т.е. какие именно блага, какого качества и в каком количестве;

2)как производить — т.е. какие технологии и какой набор ресурсов выбрать для производства благ;

3)для кого производить — т.е. как распределять произведенные блага, кому и в каком количестве они достанутся.

Микроэкономический анализ базируется на применении принципов (допущений), которые являются основой для логических построений моделей экономического поведения.

Принцип экономического атомизма предполагает анализ поведения экономических субъектов как независимых хозяйствующих единиц, обладающих экономическим суверенитетом, т.е. свободой выбора целей и средств для их достижения. Содержание этого принципа заключается в том, что принятие решений каждым экономическим субъектом осуществляется независимо от других, а решения одного из них не влияют на решения другого.

Принцип экономического рационализма означает, что субъекты экономики всегда соизмеряют затраты и выгоды, сопряженные с достижением поставленной цели, будучи заинтересованы в извлечении максимального дохода.

Стремление к максимизации результатов всех видов экономической деятельности (для потребителя — максимизация полезности, для производителя — максимизация прибыли) в рамках определенных ограничений рассматривается микроэкономической теорией в качестве основополагающей предпосылки экономического поведения, которое в таком случае определяется как рациональное экономическое поведение. Оно характеризуется систематичностью и целенаправленностью действий, устремленных на то, чтобы результаты превышали затраты.

Различают полную, ограниченную и органическую рациональность.

Полная рациональность является теоретическим допущением ситуации, в которой человек, имея полную и достоверную информацию, принимает решение, позволяющее ему получить максимум выгоды при минимальных затратах.

Ограниченная рациональность отражает ситуацию невозможности достижения полной рациональности человеком, который, хотя и стремится к наилучшему результату, но испытывает недостаток информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, к тому же его познавательные способности ограниченны.

Органическая рациональность характеризуется тем, что взаимодействие людей рационализируется как формальными, так и неформальными (например, моральными, этическими, религиозными) правилами поведения.

На практике многие экономические субъекты действуют не всегда рационально, и тому есть объяснения:

Экономические решения принимаются с учетом многих факторов, но главенствующая роль принадлежит цене. Потребители определяют количество приобретаемых товаров и услуг исходя из своего дохода. Производители, как правило, ориентируются на потребителей и по их готовности платить ту или иную цену делают вывод о значимости соответствующих товаров. Следовательно, цены, отражая желания потребителей и производителей, способствуют рациональному распределению ограниченных ресурсов между альтернативными вариантами их использования.

Микроэкономика, будучи частью современной экономической науки, находится под воздействием двух типов методологического подхода к изучению хозяйственной деятельности экономических субъектов: позитивного и нормативного. Соответственно, различают позитивную и нормативную микроэкономику.

Позитивная микроэкономика опирается только на реальные факты, рассматривая их такими, какие они есть в действительности, и свободна от субъективных оценочных суждений. Позитивный анализ призван отвечать на вопросы: что есть и что будет в экономике, если изменятся факторы, влияющие на исследуемый экономический процесс. Позитивный анализ только формулирует представление об экономическом поведении, но не оценивает его.

Нормативная микроэкономика базируется на оценочных суждениях относительно того или иного факта и отвечает на вопрос что должно быть, а не что есть на самом деле. Оно имеет форму предписания, а не прогноза.

Между нормативным и позитивным анализом существует взаимосвязь. Во-первых, результаты позитивного анализа могут показать оптимальные пути для достижения нормативных целей, ведь ответ на нормативный вопрос может быть получен только после тщательного позитивного анализа возможных альтернативных результатов. Во-вторых, нормативное воспри­ятие людей оказывает существенное влияние на те сферы, которые являются объектом рассмотрения позитивного анализа.

Можно сделать вывод, что позитивная микроэкономика пытается сформулировать научные представления об экономическом поведении, а нормативные, оценочные суждения применяются при обосновании государственной экономической политики. В самом общем виде экономическая политика может быть определена как комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических субъектов (потребителей и производителей) или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных экономических целей.

Связь между фактами хозяйственной жизни, теорией и экономической политикой проявляется в том, что экономическая политика базируется на теориях, которые формулируются на основе систематизации и обобщения фактов. Определение микроэкономической политики на первом этапе предполагает прежде всего сбор, осмысление, классификацию, истолкование фактов, событий, процессов. На втором этапе выявляются общие принципы экономического поведения субъектов микроэкономики, которые являются основой для решения задачи третьего этапа: выработки микроэкономической политики, т.е. мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Следует отметить, что, продвигаясь от первого и второго этапов к третьему, мы переходим от позитивной микроэкономики к нормативной.

Таким образом, микроэкономика не просто объясняет природу экономического поведения хозяйствующих субъектов и принципы принятия ими решений, а устанавливает функциональную зависимость между принимаемыми решениями и возникающими в результате этого последствиями. Иными словами, она не только содействует разработке принципов рационального использования ограниченных ресурсов, но и помогает предсказывать характер и направленность изменений экономи­ческих явлений, выступая в качестве базы экономического прогнозирования

 

1.2. Методы микроэкономического анализа

Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо или способ достижения цели) представляет собой совокупность научных инструментов (способов, приемов, принципов), с помощью которых исследуются явления природы и общественной жизни. Микроэкономика использует общенаучные методы познания, которые детально изучались в курсе экономической теории. К примеру, в соответствии с диалектическим методом все явления рассматриваются в их развитии, разрешении противоречий, с выделением качественных и количественных сторон. Раскрытию закономерностей микроэкономики способствуют и другие общелогические приемы познания: научное абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, системно-структурный анализ. Микроэкономика широко применяет экономико-математические методы, экономическое моделирование.

Предельный анализ — важнейший метод исследования экономической деятельности, получивший развитие в рамках микроэкономического анализа. Предельная величина есть изменение одной экономической переменной (функции), вызванное изменением на одну единицу (точнее — предельно малым изменением) другой переменной (аргумента). Например, прирост общего дохода, полученный фирмой от увеличения производства продукции на одну единицу, называется предельным доходом (MR), а изменение общих издержек в результате производства этой дополнительной единицы продукции — предельными издержками (МС).

Экономический выбор субъектов хозяйствования определяется сопоставлением ожидаемых предельных затрат с ожидаемой предельной выгодой. Так, фирма, стремясь максимизировать конечные результаты своей деятельности (получить максимальную общую прибыль), будет расширять производство, если MR > МС, и уменьшать или прекращать вообще, — если MR < МС. При равенстве предельного дохода и предельных издержек фирма получит максимум общей прибыли или сможет минимизировать в краткосрочном периоде свои убытки.

Функциональный анализ — метод исследования закономерностей изменения одной экономической переменной в зависимости от изменения другой. Функция выступает как зависимая переменная от аргумента — независимой переменной. Например, функция спроса определяет спрос на продукцию в зависимости от влияющих на него факторов — цены данного товара, ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и др. Функциональную зависимость можно представить в виде формулы, таблицы, графика. Особенно наглядно функциональные зависимости проявляются при использовании графических построений.

В микроэкономическом анализе широко применяется принцип равновесного подхода, предполагающий анализ экономических явлений в условиях нахождения их в равновесии, когда взаимодействующие силы сбалансированны и внутренние импульсы к нарушению баланса отсутствуют. Однако кроме внутренних причин существуют внешние факторы, испытывающие состояние равновесия на прочность. Если внутренние силы компенсируют внешнее воздействие, мы говорим об устойчивом равновесии, а если явление трансформируется под внешним воздействием, можно констатировать его неустойчивость и признать факт возникновения нового равновесия.

Важным методом исследования, используемым микроэкономикой, является моделирование экономических явлений и процессов, т.е. исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно — в ходе анализа некоторых вспомогательных объектов, называемых моделями. Экономические модели создаются для выявления принципов, лежащих в основе экономической деятельности, и предсказания последствий изменения тех или иных ее элементов.

 

 

Тема 2

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

План

2.1Кардиналистский и ординалистский подходы к оценке полезности потребляемых благ.

2.2Кривые безразличия и их свойства. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения (субституции).

2.3Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя и ее построение. Наклон бюджетной линии.

2.4Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена - потребление». Построение кривой индивидуального спроса.

2.5Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход - потребление». Кривые Энгеля.

2.6Эффект дохода и эффект замещения.

 

2.1 Кардиналистский и ординалистский подходы к оценке полезности потребляемых благ.

 

Потребительское поведение - это формирование спроса потребителей на различные товары и услуги, в результате которого происходит оценка общественной полезности деятельности производителя. Производитель при этом корректирует свою деятельность, приспосабливаясь под спрос. При выборе потребительских благ потребитель (покупатель) руководствуется своими личными вкусами и предпочтениями. Свобода потребительского выбора на рынке ограничена двумя факторами: ценами и доходами. Но для того, чтобы рационально распределять свои средства на покупку различных товаров и получать при этом максимум удовлетворения, потребитель должен иметь какую-то основу для их сопоставления.

Исходной категорией теории поведения потребителя является понятие полезности, под которой понимают способность блага удовлетворять какие-либо потребности потребителя. Оценка полезности блага всегда субъективна. Одно и то же благо обладает разной полезностью для различных потребителей. В соответствии с принципом экономического рационализма, основным мотивом потребительского поведения в экономике считается максимизация полезности.

Сам термин полезность был сформулирован английским философом И. Бентамом (1748-1832 гг.). Согласно Бентаму максимизация полезности и является основным мотивом поведения потребителя в его стремлении максимизировать ожидаемое удовлетворение. Очевидно, что для того, чтобы получить наивысшее удовольствие от потребляемого блага, потребитель должен каким-то образом сравнивать, сопоставлять и соизмерять полезности различных благ и их наборов.

Экономическая наука выделяет два подхода к оценке полезности благ:

1. Количественный (кардиналистский) подход основан на измерении полезности различных благ непосредственно в условных единицах единицах полезности - ютилах (от англ. utility - полезность). В этой теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора и определить его общую полезность. Это можно записать в виде функции общей полезности:

TU*F(Qa, Qe,... Qx),

где TV - общая полезность данного набора товаров, Qa, Qe, — Qx - объемы потребления товаров А, В,... X в единицу времени

Данный подход, представленный в трудах таких ученых, как У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, является первоисходным' и не дает объективного определения этой условной единицы, поскольку полезность является понятием субъективным. Недостаток кардиналистского подхода в том, что, во-первых, один и тот же товар может приносить различную полезность разным лицам, во-вторых, потребитель физически не в состоянии оценить все возможные сочетания потребляемых благ.

Теория потребления в рамках кардиналистского подхода основана на законах, сформулированных немецким ученым Г. Г. Госсеном.

Из первого закона Госсена (закона убывающей предельной полезности) следует, что за относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы потребителей не меняются, предельная полезность каждой последующей единицы блага будет уменьшаться. На основе этого закона сформулировано правило максимизации полезности: потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы равную предельную полезность. Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу В такой ситуации потребитель не будет стремиться изменять структуру расходов и структуру потребления, ибо такое изменение лишь ухудшит его благосостояние.

 

Во втором законе Госсена утверждается, что потребитель достигает состояния равновесия, максимизирующего полезность, в том случае, когда взвешенные предельные полезности всех покупаемых им товаров равны:

= = =

 

где MU1 MU2, М U3, MUп - предельные полезности товаров;

Р1, Р2, Р3, Рп - цены товаров;

λ - коэффициент, характеризующий предельную полезность денег.

 

2 Ординалистский подход к анализу полезности основывается на менее жестких предположениях, чем кардиналистский. Здесь от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпоч­тительности».

Ординалистский подход к упорядочению потребителем товарных наборов по степени их предпочтения базируется на следующих четырех аксиомах:

1.Полной упорядоченности предпочтений (т.е. предполо-
жении о сравнимости). Считается, что потребитель способен сравнивать и классифицировать все наборы товаров и услуг в каждый конкретный момент времени. Это достигается с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать что:

а) А > В, т.е. товар А предпочтительнее товара В;

6)В>А, т.е. товар В предпочтительнее товара А;

в) А ~ В, т.е. товары А и В равноценны.

2. Аксиоме транзитивности (перехода) предпочтений.
Суть ее в следующем: если товар А > товара В, а товар

В > товара С/,то товар А > товара С.

3. Аксиоме ненасыщения.

Если набор потребляемых благ А содержит на одну единицу блага больше чем набор В, то А > В, т.е. предполагается что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров улучшает положение потребителя.

4. Аксиоме независимости потребителя, т.е. удовлетворение
потребителя зависит только от количества потребляемых им
благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.

 

2.2. Кривые безразличия потребителя. Предельная норма замещения благ

Желание приобрести товары, входящие в набор потребителя, отражают его предпочтения. Их можно исследовать с помощью так называемых кривых безразличия. Кривые безразличия, или кривые равных полезностей, показывают все комбинации (наборы) потребления товаров, которые имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность. Набор кривых безразличия на графике (рис. 1) образует карту безразличия.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кри-
вой, представляет собой более предпочтительные для данного
потребителя наборы товаров. 2. Кривые безразличия имеют нисходящий вид.

 
 

Приобретая больше товара В потребитель уменьшает покупку товара А. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид.

3.Кривые безразличия имеют вогнутую форму. Это свойство означает принцип диверсификации потребления. Комбинируя наборы товаров потребитель замещает одно благо другим. Товар-заменитель при этом называют «субститутом». Для того, чтобы определить, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В) и при этом удовлетворить потребность, используется показатель предельной нормы замещения одного блага другим. Предельной нормой замещения блага А благом В (MRSba) называют количество блага А, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количества блага В на одну единицу с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

4.Кривые безразличия никогда не пересекаются, ибо наборы товаров на более высокой кривой безразличия всегда предпочтительнее наборов кривой, лежащей ниже.

5.Через любую точку пространства товаров можно провести лишь одну кривую безразличия.

 

2.3. Бюджетные ограничения потребителя. Бюджетная линия и ее свойства. Равновесие потребителя

Бюджетные ограничения, потребительский, или личный, бюджет - это денежный доход потребителя, в пределах которого может быть предъявлен спрос на отвечающие его запросам блага и услуги.

Предположим, что потребитель, имея фиксированный доход, тратит в день 100 руб. на покупку только двух товаров -А и В. Если бы он тратил все 100 руб. на покупку товара А, то приобрел бы его в количестве 6 единиц. Если бы эти 100 руб. были израсходованы на покупку товара В, то потребитель имел бы 8 единиц этого товара. В пределах этих величин он может тратить 100 руб. на приобретение товаров А и В в любых комбинациях. Графически это представлено на рисунке 2. Линия MN показывает ограничения потребителя и называется линией возможностей потребителя или бюджетной линией.

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) - это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых доход потребителя тратится полностью. Математически бюджетное ограничение можно выразить уравнением:

1=РАхА+Рв

где /- доход потребителя; РА - цена блага А; Рв - цена блага В; А и В- нужные потребителю блага.

Из уравнения бюджетной линии следует, что бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Угол ее наклона определяется соотношением цен, а отдаленность от начала координат - величиной бюджета. Если при фиксированных ценах благ изменяется бюджет потребителя, то происходит параллельный сдвиг бюджетной линии. Наклон бюджетной линии не изменится, поскольку он определяется только соотношением цен. При увеличении дохода и неизменных ценах будет наблюдаться параллельный сдвиг бюджетной линии вверх.

Если при фиксированном бюджете и неизменной цене блага В цена блага А изменяется, то изменяется наклон бюджетной линии. Происходит поворот бюджетной линии вокруг точки пересечения бюджетной линии с вертикальной осью координат: угол наклона уменьшается при удешевлении товара и увеличивается при его подорожании. Это объясняется изменением максимального количества потребления товара А.

Наложим на график кривых безразличия бюджетную линию потребителя. На графике это будет выглядеть так (рис. 2).

Положение бюджетной линии на графике показывает, что потребитель при данном уровне своего дохода может приобрести любые наборы товаров А и В, перемещаясь по прямой MN. Очевидно, что на этой линии есть такая точка, в которой наборы товаров А и В дадут потребителю наибольшую полезность. В этой точке (точка Е) бюджетная линия MN касается кривой безразличия II. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь при данном уровне дохода.

Наборы товаров в точках пересечения бюджетной линии и кривой безразличия I потребитель отвергает, так как они обладают меньшей совокупной полезностью по сравнению с набором товаров в точке Е.

Потребителя, который ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе, называют рациональным потребителем.

2.4. Изменение цены товара и сдвиги

бюджетной линии.

Кривая «цена - потребление»

 

Снижение цены на одно благо при неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки до новой точки пересечения с осью, более удаленной от начала координат (рис. 4).

При снижении цены бюджетная линия поворачивается против часовой стрелки. Покупатель может теперь приобрести больше товара А, если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точки Е1 в точку Е2 Соединяя все подобные точки, получим линию, называемую кривой «цена - потребление». Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товаров А и В при изменении цены товара А.Таким образом, кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменении в ценах, представляет собой кривую «цена - потребление».

 
 

На основе кривой «цена - потребление» можно построить линию индивидуального спроса, взяв за основу изменение цены и количества покупаемого блага.

Кривая «цена-потребление» несет информацию о характере благ. Если с падением цены на одно благо величина спроса на другое благо растет, то это «товары - комплементы», и кривая имеет положительный наклон. При отрицательном наклоне то­вары А и В - субституты. В случае, когда величина спроса на товар В не реагирует на изменение цены на товар А, они не­зависимы и кривая «цена - потребление» горизонтальна. Если кривая «цена - потребление» имеет отрицательный наклон, а кривая спроса - положительный, то речь идет о некачественном товаре. Товар, для которого положительный наклон кривой спроса сочетается с некачественностью, называется товаром Гиффена. Однако следует заметить, что положительный на­клон кривой спроса потребителя на тот или иной товар может и не сочетаться с некачественностью данного товара.

2.5. Изменение дохода потребителя

и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход -

потребление». Кривые Энгеля

Изменение дохода потребителя вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат (при этом предполагается, что цены фиксированы). Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответ­ствующие различным величинам дохода (El, Е2, ЕЗ), получаем кривую «доход - потребление».Она показывает, как при фиксированных ценах меняется потребление индивида по мере роста его бюджета.

Изменение в цене товара соответствует движению вдоль кривой спроса. Так как каждая кривая спроса соответствует определенному уровню дохода, то любое изменение в доходе ведет к смещению самой кривой спроса. На рис. 5 увеличение дохода при

       
   
 
 

неизменных ценах заставляет потребителя изменить выбор и кривая спроса сдвигается вправо (£, к £2 и затем к Е-).

Кривая «доход - потребление» позволяет определить тип экономических благ.

К нормальным товарам относятся товары, спрос на которые изменяется в направлении изменения дохода.

К товарам низшей категории, или некачественным товарам, относятся те, спрос на которые изменяется в направлении, противоположном изменению дохода.

Нейтральные (или независимые) товары - это товары, которые не являются ни нормальными, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление которых остается неизменным при всех уровнях дохода, расходы на них занимают относительно незначительную часть бюджета потребителя.

Кривая «доход - потребление» для нормальных, некачественных и нейтральных (независимых) благ имеет различный наклон. Кривая для нормальных благ имеет положительный наклон, поскольку с увеличением дохода увеличивается потребление обоих благ А и В.

Кривая «доход - потребление» для некачественных благ имеет отрицательный наклон. После достижения определенного уровня дохода дальнейшее его увеличение приводит к сокращению потребления блага. При достижении этого уровня до­хода кривая «доход - потребление» принимает отрицательный наклон. При увеличении доходов выше определенного уровня потребители будут отказываться от потребления некачественных благ.

Кривая «доход - потребление» для нейтральных (независимых) благ вертикальна.

2.6. Эффекты дохода и замещения

Влияние изменения цены на величину спроса обусловлено двумя видами эффектов: эффектом дохода и эффектом замещения.

Эффект дохода показывает, как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате повышения или понижения реального дохода потребителя. В прямом видении, чем выше доходы потребителя, тем большими возможностями он располагает для предъявления спроса на разнообразные товары. Однако в рынке повышение доходов может иметь не только положительный, но и отрицательный эффект. Так, если весь доход тратится на покупку товара А, полезность которого очень высока, спрос на него не удовлетворяется и повышение дохода будет одновременно обеспечивать повышение спроса на него, то здесь эффект дохода положительный. Если же товар низкого качества, сравнительно дешев и потребность в нем близка к удовлетворению, то с повышением дохода потребитель переориентирует спрос на качественные, пусть и более дорогие, товары. Спрос на низкокачественный товар не только стабили­зируется, но и упадет. Здесь эффект дохода отрицательный.

Эффект замещения показывает, как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате его подорожания или удешевления относительно других благ. Понижение цены товара вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим товаром другие товары, оказавшиеся относительно более дорогими.

В микроэкономической теории возникает проблема, которая состоит в количественном разграничении этих эффектов, в определении того, насколько общее изменение величины спроса, вызванное изменением цен, обусловлено эффектом дохода и эффектом замещения.

В зависимости от определения неизменного реального дохода различают два подхода к разграничению эффектов дохода и замещения.

Согласно подходу Е.Е. Слуцкого только тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Слуцкого дает возможность количественного решения проблемы на базе статистических данных.

Согласно подходу Дж. Хикса, отвечающему основным положениям ординалистской теории, реальный доход измеряется полезностью благ, на которые расходуется денежный доход. Разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода.

Сравнив два подхода, можно увидеть, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

Эффект замещения является всегда отрицательным: понижение цены одного блага стимулирует потребителей увеличивать его потребление, уменьшая потребление другого блага; повышение цены стимулирует потребителей замещать это благо другими, относительно подешевевшими.

Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

 

Тема 3

РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ФИРМ

3.1. Конкуренция и ее основные типы

В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты (от лат. concurrere - столкновение, соперничество).

Под экономической конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода).

Разные виды конкуренции зависят от определенных параметров рынка, основными из которых являются:

- количество фирм, поставляющих товары на рынок,

- свобода или ограничения вхождения фирм на рынок и выхода из него,

-тип продукции (стандартизированный или дифференцированный),

- доступность информации,

- участие фирм в контроле над ценами. Выделяют конкуренцию:

а) по отраслевому признаку: внутриотраслевую, межотрас-
левую.

Внутриотраслевая конкуренция - это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между предприятиями различных отраслей хозяйства за более выгодное приложение капитала.

б) по состоянию рынка: совершенную (чистую), несовер-
шенную, регулируемую.

в) по способам соперничества: ценовую, неценовую.

В современной экономической науке выделяют четыре модели конкурентной борьб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: