РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

педагогики и педагогической психологии

 

 

_________И.Ф. Бережная

__.__.20__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.5 Педагогическое проектирование в образовании

1.Шифр и наименование направления подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование

2.Магистерская программа:

«Педагогический менеджмент и инновации в образовании»

3.Квалификация (степень) выпускника:

Магистр

4.Форма обучения:

Очно-заочная

5.Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:

Педагогики и педагогической психологии

6.Составители программы:

Кривотулова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент

7.Рекомендована:

НМС факультета философии и____ психологии, от __.__.20__, протокол № 1400-__

8. Учебный год: 2017/2018 Семестр(ы): 1

 

 

9. Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель изучения учебной дисциплины − формирование теоретических знаний и умений по проектированию в образовании.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

- развитие способности к абстрактному мышлению, анализу и синтезу на основе современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности;

− усвоение форм и методов анализа и оценки педагогических проектов, процессов и результатов их реализации;

− овладение методами формирования навыков самостоятельной работы, развития профессионального мышления и творческих способностей студентов;

− информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

 

10.Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в образовании» относится к дисциплинам ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистр) и входит в базовую часть.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей педагогике (в частности, таким ее разделам, как общее представление о методах педагогического исследования, общая характеристика системы образования), которая ведется в процессе подготовки бакалавра, знать методологические основы и категориальный аппарат психолого-педагогических исследований. Кроме того, студенты должны иметь знания по организации образовательного процесса.

Учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в образовании» является предшествующей для следующих дисциплин: «Практикум по педагогическому проектированию», «Практикум по инновационным педагогическим технологиям», «Педагогическая инноватика», «Инновационные образовательные технологии».

 

11. Планируемые результаты обучения по дисциплине/модулю (знания, умения, навыки), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников):

Компетенция Планируемые результаты обучения
Код Название
     
ОК-2 Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения ЗНАТЬ: знания о нестандартных ситуациях, социальной и профессионально-этической ответственности (З I.2)
ПК-2 способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики ЗНАТЬ: Теоретические основы формирования образовательной среды, имеет профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (З I.2)   УМЕТЬ Умеет формировать образовательную среду и применять профессиональные знания о реализации задач инновационной образовательной политики (У I.2)
ПК-4 готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ВЛАДЕТЬ: Опытом рефлексивного владения способами осмысления и критического анализа существующих разработок и принципов реализации методик, технологий и приемов обучения с учетом перспективных линий творческого
ПК-7 способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии УМЕТЬ: проектировать, варианты образовательного пространства в зависимости от поставленной педагогической цели при проектировании образовательного процесса (У II.7) ВЛАДЕТЬ: креативными способами проектирования образовательного пространства при проектировании образовательного пространства (В II.7)
ПК-8 готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (нет в уч.пл. по дис…)  
ПК-9 способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта  
ПК-10 готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения  
ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность  
ПК-12 готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области  
     
     

ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7

2. Объем дисциплины в зачетных единицах/час. — 3 зет/108 часов.

Форма промежуточной аттестации - экзамен.

Виды учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость
  Всего По семестрам
  № семестра   № семестра   …
Аудиторные занятия        
в том числе: лекции        
практические        
лабораторные - -    
Самостоятельная работа        
Форма промежуточной аттестации (зачет – 0 час. / экзамен – 36 час.)        
Итого:        

Содержание дисциплины

п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
1. Лекции
1.1 Представление о понятии «образование» Образовательная система. Образовательная среда. (ведение в понятия). Образование как система. Модели образования. Основные компоненты образовательной системы. Понятие образовательного процесса. Методологическая модель образовательного процесса
1.2   Опережающее образование как вектор развития современной системы образования. Главные задачи системы образования ХХI века.Проблема опережающего образования. Проблема современной системы образования. Качественное отличие опережающего образования. Сфера опережающего образования. Центральное понятие проективного образования- проект. Различие проектного обучения и проективного образования Условия применения проективного образования
  Проектирование в образовании Концептуальные основы педагогического проектирования. Основоположники педагогического проектирования. Педагогическое проектирование как явление, как факт, как феномен отечественной образовательной практики. Педагогическое проектирование как сущность педагогической деятельности. Смысловое содержание понятия «проект» в педагогическом проектировании. Цели в педагогическом проектировании. Три формы педагогического проектирования: концепция, мечта, план. Результат педагогического проектирования. Принципы педагогического проектирования.
    Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование и наука, и искусство. Артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога. Виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное. Роль мотивационной сферы участников педагогического проектирования.
    Классификация проектов в педагогическом проектировании Тип проекта (технический, организационный, экономический, социальный, педагогический, смешанный); класс проекта (монопроект, мультипроект, мегапроект); масштаб проекта (мелкие, средние, крупные, очень крупные или более конкретно, международные, национальные, региональные, межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, ведомственные); длительность проекта (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); сложность проекта (простые, сложные, очень сложные); вид проекта (инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, инвестиционный, смешанный. Три типа педагогического проектирования: социально-педагогическое, педагогическое проектирование, управленческое проектирование. Виды педагогических проектов.
    Логика организации проектной деятельности. Этапы проектирования. Планирование хода проекта
    Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта. Анализ объекта проектирования. Выбор формы проектирования. Теоретическое обеспечение проектирования. Методическое обеспечение проектирования. Пространственно-временное обеспечение проектирования. Материально–техническое обеспечение. Правовое обеспечение проектирования. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов. Составление документа. Мысленное экспериментирование. Экспертная оценка проекта. Корректировка проекта. Принятие решения об использовании проекта. Порядок и характеристика действий по проектированию педагогического объекта: содержательная и динамическая.
3.1 Экспертиза в образовании Психодиагностика и экспертиза образовательных систем Характеристика понятий психодиагностика и экспертиза. Требования к проведению психолого-педагогической экспертизы. Определение объекта и предмета экспертизы. Этапы экспертизы: сбор фоновой информации, применение структурированных методик, экспертное заключение. Основные критерии качества экспертизы
    Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования. Параметры экспертизы образовательной среды. Метод моделирования образовательной среды. Методика векторного моделирования образовательной среды.
2. Практические занятия
  Образование. Особенности современной системы образования. Образование, опережающее образование, образовательная среда, образование как система, модели образования, основные компоненты образовательной системы, понятие образовательного процесса Концепция развития образования. Появление, развитие и трансформация образовательных парадигм. Целостное развитие личности как цель современного образования. Концепция-2020 (2030): развитие образования. Форсайд-проект «Образование -2030».
  Основные понятия педагогического проектирования Ключевые понятия: педагогическое проектирование, понятия «проект», цели и формы педагогического проектирования, концепция, мечта, план и результат педагогического проектирования.
  Теоретические основы педагогического проектирования Ключевые понятия: функции проектной деятельности, виды педагогического проектирования, уровни педагогического проектирования, принципы проектной деятельности, субъекты проектной деятельности, объекты проектирования.
  Логика организации проектной деятельности Ключевые понятия: этапы проектирования, планирование хода проекта, анализ объекта проектирования, выбор формы проектирования, методическое обеспечение проектирования, пространственно-временное обеспечение проектирования, материально–техническое обеспечение, правовое обеспечение проектирования, выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов, составление документа, мысленное экспериментирование, экспертная оценка проекта, корректировка проекта, принятие решения об использовании проекта.
  . Основные объекты педагогического проектирования   Ключевые понятия: проектирование содержания образования, образовательной программы, учебных планов, образовательных систем, педагогических технологий, контекста педагогической деятельности.
  Результаты и оценка проектной деятельности   Ключевые понятия: результаты проектной деятельности, оценка проектной деятельности, опасности и риски проектной деятельности
  Экспертиза в образовании. Специфика и основные функции.     Ключевые понятия: экспертиза; основные дефиниции экспертной деятельности: экспертиза, экспертное оценивание, экспертные оценки, эксперт; формы и методы экспертного оценивания; технологические этапы экспертного оценивания; экспертные карты
     
3. Лабораторные работы
3.1    
3.2    
     


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: