Тема 3. Механизм обеспечения экономической
1. Понятие и основные элементы механизма
обеспечения экономической безопасности
Термин «механизм» заимствован общественными науками из точных наук. В экономико-правовой сфере механизм представляет собой некоторую систему, внутреннее устройство чего-либо, например, хозяйственный механизм, механизм государства. Применительно к экономической безопасности механизм в общем случае следует рассматривать как внутреннее устройство системы безопасности, передающее движение от одних элементов к другим; при этом такое движение обусловлено целью системы безопасности – выявить и нейтрализовать угрозы.
Совокупность органов и иных субъектов – это звенья механизма, его структурная (статическая) характеристика, а совокупность мер (политических, организационных, правовых, финансово-экономических, информационных, технических, военных и др.) – функциональная (динамическая) характеристика механизма. Именно совокупность мер как целостная, интегрированная, взаимосвязанная и внутренне непротиворечивая конструкция характеризует движение всех звеньев механизма на пути к поставленной цели – защититься от угроз и тем самым обеспечить прогрессивное и устойчивое развитие защищаемого объекта.
Поэтому механизм часто рассматривается с точки зрения принимаемых мер, которые должны быть адекватны реальным и потенциальным угрозам.
Создание действенного, эффективного механизма обеспечения экономической безопасности – крайне сложная задача. Для её решения необходимо:
- во-первых, определить потребности в обеспечении экономической безопасности и вытекающие из них жизненно важные экономические интересы;
- во-вторых, нужно разработать стратегию действий по обеспечению экономической безопасности;
- в-третьих, следует создать уполномоченные государственные органы и определить их компетенцию, для чего разработать и принять нормативные правовые акты;
- в-четвёртых, всю разноплановую деятельность субъектов необходимо увязать в единую скоординированную и упорядоченную систему, функционирующую на установленных принципах;
- в-пятых, необходимо обеспечить государство в лице его управомоченных органов достоверной информацией в оперативном режиме о состоянии защищаемого объекта, подверженного угрозам, в том числе информацией о том, насколько эффективными оказались принимаемые меры.
Из представленной обобщённой схемы с неизбежностью следует вывод о необходимости целенаправленного управления экономической безопасностью.
Более подробно теоретическая схема механизма обеспечения экономической безопасности может быть представлена в виде логической цепочки – последовательности следующих семи этапов (блоков), являющихся основными элементами механизма.
1 этап. Определение (формирование) жизненно важных экономических интересов (далее – ЖВЭИ) личности, общества и государства.
2 этап. Разработка критериев экономической безопасности как условий защищённости ЖВЭИ.
3 этап. Определение показателей (индикаторов) экономической безопасности и их пороговых значений.
Совокупность первых трёх этапов образует подготовительный (базовый) блок механизма, поскольку он закладывает фундамент последующих действий.
4 этап. Его можно назвать измерительным этапом, так как производится измерение индикаторов экономической безопасности и сравнение полученных результатов с пороговыми значениями безопасности. Превышение индикатором порогового значения означает отсутствие защищённости некоторого интереса (совокупности интересов), т.е. попадание объекта экономической безопасности в опасную зону. Такое попадание есть результат действия угрозы, приведшей к наступлению ущерба.
Следующие этапы (5 – 7) представляют собой собственно механизм обеспечения экономической безопасности, так как именно здесь реализуются конкретные меры и осуществляются практические действия.
5 этап. Выявление конкретных угроз в случае, если оценка состояния защищённости оказалась неудовлетворительной.
6 этап. Принятие конкретных мер, направленных на нейтрализацию угроз экономической безопасности.
7 этап. Контроль реализации (выполнения) принятых мер и их эффективности (результативности, действенности). При этом эффективность контролируется возвратом к 4-му этапу. При необходимости может быть скорректирована выбранная стратегия обеспечения экономической безопасности путём уточнения содержания первых трёх блоков подготовительного (базового) этапа механизма.
Механизм создается на определённых принципах (принципах обеспечения безопасности). Основными из них являются:
- законность, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина при обеспечении безопасности;
- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
- системность и комплексность применения уполномоченными субъектами мер обеспечения безопасности;
- адекватность мер по обеспечению безопасности возникшим угрозам;
- приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
- разграничение полномочий государственных органов в системе безопасности;
- взаимодействие государственных и негосударственных субъектов в целях обеспечения безопасности, интеграция с международными системами безопасности;
- контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности.
Кроме того, в нормативных правовых актах, наделяющих субъектов обеспечения безопасности компетенцией в закреплёнными за ними сферами, приводятся (помимо общих) специальные принципы их деятельности. Применительно к органам ФСБ России такими принципами являются единство системы органов и централизация управления ими, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности и др.
2. Мониторинг факторов, определяющих
угрозы экономической безопасности
Мониторинг – это оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности. Организация мониторинга предусматривает предъявление требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации. Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности РФ должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.
Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы. В частности, необходимо:
- разработать критерии экономической безопасности РФ на основе формулировки национальных экономических интересов;
- определить показатели экономической безопасности, среди которых утвердить перечень важнейших – индикаторов экономической безопасности, сигнализирующих о нахождении защищаемых объектов в опасной зоне (т.е. о воздействии угроз);
- определить пороговые значения индикаторов экономической безопасности – постоянные параметры, разделяющие опасную зону от относительно безопасной. Выход показателей (индикаторов) экономической безопасности за пределы пороговых значений сигнализирует об угрозах экономической безопасности страны.
3. Критерии экономической безопасности РФ
Критерий – признак, основание, мерило оценки чего-либо. Применительно к сфере экономической безопасности под критериями необходимо понимать такие признаки (требования), соответствие которым защищаемых объектов (в первую очередь – экономической системы и общества) позволяет сделать вывод о нейтрализации угроз и наличии безопасного состояния. Поэтому критерий – не только оценка, но и процедура (мерило) вынесения оценки защищённости объекта безопасности.
Критерии экономической безопасности РФ были разработаны в середине 1990-х годов и приведены в Приложении №2 «Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров» к Постановлению Правительства РФ от 27.12.1996 № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608».
Указанный перечень включает 11 критериев:
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
- зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;
- уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения;
- обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением;
- уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества;
- устойчивость финансовой системы;
- рациональная структура внешней торговли;
- доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг;
- поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки;
- сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций;
- обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.
Для того, чтобы сделать выводы о соответствии экономики и общества вышеуказанным критериям, необходимо произвести процедуру оценки. Именно в этих целях определяются показатели (индикаторы) и пороговые значения показателей экономической безопасности.
4. Показатели экономической безопасности РФ
и их пороговые значения
В настоящее время в Стратегии-2020 содержится раздел VI «Основные характеристики состояния национальной безопасности». Эти характеристики следует рассматривать в качестве показателей национальной, в том числе экономической безопасности, предназначенных для оценки состояния безопасности. К ним относятся (п. 112 Стратегии-2020):
- уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
- децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);
- уровень роста потребительских цен;
- уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
- уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
- уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.
При этом указывается, что перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.
Однако пороговых значений приведенных показателей Стратегия-2020 не приводит. В то же время ещё в Стратегии ЭБ (1996 г.) было определено, что основным направлением деятельности государства по обеспечению экономической безопасности РФ является выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности (пп. 1 п. 3 раздел IV). К сожалению, до настоящего времени нормативного утверждения пороговые значения экономической безопасности не получили, за исключением сферы продовольственной безопасности.
В новом документе стратегического планирования – Доктрине продовольственной безопасности, содержится следующее положение (п. 8 раздел II «Показатели продовольственной безопасности Российской Федерации и критерии их оценки»), – для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объёме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:
- зерна – не менее 95 процентов;
- сахара – не менее 80 процентов;
- растительного масла – не менее 80 процентов;
- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов;
- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов;
- рыбной продукции – не менее 80 процентов;
- картофеля – не менее 95 процентов;
- соли пищевой – не менее 85 процентов.
Анализ экономической литературы и официальной статистики позволяет привести следующие важнейшие индикаторы экономической безопасности, их текущие значения (2009 г.) и пороговые значения (табл. 1.).
Табл. 1. Индикаторы экономической безопасности РФ
и их пороговые значения (ПЗ)
№ п.п. | Наименование индикатора | ПЗ | Значение индикатора |
1. | Объём ВВП, млрд. руб. | 70380 (в текущих ценах) 30800(в сопоставимых ценах 2003 г.) | 39100,7 (в текущих ценах) 17135,8 (в сопоставимых ценах 2003 г.) |
2. | Валовой сбор зерна, млн. т | ||
3. | Доля в ВВП инвестиций в основной капитал, % | 16-17 | |
4. | Доля в ВВП расходов на оборону, % | 2,6 | |
5. | Доля в ВВП затрат на гражданскую науку, % | 1,5 | 0,3 |
6. | Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % | 2-10 | |
7. | Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % | 19-22 | |
8. | Доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % | 15-20 | |
9. | Децильный коэффициент |
Табл. 1. Индикаторы экономической безопасности РФ
и их пороговые значения (ПЗ) (окончание)
№ п.п. | Наименование индикатора | ПЗ | Значение индикатора |
10. | Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму, разы | 3,3 | |
11. | Уровень безработицы, % ЭАН в среднегодовом исчислении по методологии МОТ | ||
12. | Уровень монетизации на конец года, % ВВП |
Окончание таб. 1
№ п.п. | Наименование индикатора | ПЗ | Значение индикатора |
13. | Государственный долг, % ВВП | ||
14. | Доля расходов на обслуживание и погашение государственного долга, % от общего объема расходов федерального бюджета | ||
18. | Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, % | ||
15. | Дефицит федерального бюджета, % ВВП | ||
16. | Уровень инфляции, % | ||
17. | Объем золотовалютных резервов, млрд. долл. | ||
19. | Отношение прироста запасов полезных ископаемых к объёмам погашения их в недрах, % | По большинству – меньше 100 |
В табл. 1 пороговое значение для ВВП установлено по статистическим данным в сопоставимых ценах (с учетом инфляции)[1].
Это важнейшие показатели (индикаторы) экономической безопасности РФ, отражающие действие угроз по экономической и социальной сфере. Учитывая, что остались неохваченными ещё две группы угроз (см. тему 2), необходимо к 19 индикаторам дополнительно добавить следующие:
- доля теневой экономики в ВВП (%), пороговое значение – 10-12 %, реальное значение – более 40%;
- коэффициент преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения), пороговое значение – 5000, реальное значение – более 6000;
- уровень коррупции. Данных по пороговому и реальному значению не установлено, в первом приближении можно использовать международный рейтинг России;
- дифференциация субъектов РФ по величине удельного валового регионального продукта (ВРП/количество населении субъекта РФ), пороговое значение – 1,5 раза, реальное значение – более 10 раз.
По большинству индикаторов экономической безопасности РФ с начала 1990-х годов находится в опасной зоне, что означает необходимость разработки действенных мер по нейтрализации угроз. При этом необходимо учитывать важнейшее положение теории безопасности – экономическая безопасность государства обеспечена тогда, когда значения всех основных показателей (индикаторов) находятся в пределах их пороговых значений, при этом значения одних индикаторов достигаются не в ущерб значениям других индикаторов. В России этот принцип долгое время не учитывался, так как до 2008 года относительно благополучная ситуация по финансовой сфере (значения индикаторов экономической безопасности, за исключением уровня монетизации экономики, находились в допустимой зоне) сопровождалась ухудшением показателей экономической безопасности по реальному сектору экономики и по социальной сфере.
5. Меры по обеспечению экономической безопасности РФ
В соответствии со Стратегией ЭБ (раздел IV «Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности») к таким мерам следует отнести:
- мониторинг динамики показателей экономической безопасности на основе критериев и пороговых значений (см. выше);
- деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ.
При этом деятельность государства должна осуществляться по следующим четырём основным направлениям.
1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности РФ. В ходе этой работы:
- Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
- Правительство РФ координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность РФ, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами её социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития РФ.
3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности РФ. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент РФ.
4. Контроль за исполнением мер по устранению угроз экономической безопасности РФ.
Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности РФ в обобщённом виде был приведен в Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608». Указанный перечень включает 4 группы мер (по числу угроз).
1. Сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов:
- предотвращение расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;
- снижение локальной (по регионам России) концентрации бедных слоев населения;
- сокращение безработицы;
- ликвидация задержек выплаты заработной платы и социальных пособий;
- сокращение разрыва между минимальной заработной платой (пенсией) и прожиточным минимумом.
2. Предотвращение дальнейшего деформирования структуры российской экономики, в том числе:
- снижение доли продукции низкой степени обработки;
- снижение материало- и энергоёмкости продукции;
- недопущение отставания прироста запасов полезных ископаемых от объёмов их добычи;
- увеличение конкурентоспособности отечественной продукции;
- недопущение сокращения производства (в том числе в высокотехнологичных отраслях промышленности);
- предотвращение дальнейшего снижения результативности и разрушения технологического единства научных исследований и разработок, сокращения научно-технического потенциала и реализуемых на практике передовых технологий;
- предотвращение завоевания иностранными и отечественными юридическими и физическими лицами монопольного положения на внутреннем рынке;
- снижения зависимости страны от импорта продовольствия;
- предотвращение приобретения иностранными и отечественными юридическими и физическими лицами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
- предотвращение роста внутреннего и внешнего государственного долга;
- уменьшение взаимной задолженности хозяйствующих субъектов.
3. Предотвращение возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов, в том числе:
- снижение существующих различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации;
- предотвращение нарушения производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов;
- уменьшение разрыва в уровне национального дохода на душу населения по субъектам Российской Федерации.
4. Выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности, в том числе:
- противодействие криминализации экономики и снижение доли теневой экономики в ВВП страны;
- противодействие коррупции.
Проанализировав приведенный перечень, нетрудно заметить, что он не содержит конкретных мер по обеспечению экономической безопасности. В указанном перечне присутствуют лишь намерения государства как возможные направления государственной политики в той или иной сфере, связанной с экономической безопасностью (социальной, промышленной, валютно-финасовой, денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, научно-технической, инновационной, инвестиционной, внешнеторговой, таможенной, антимонопольной, региональной, уголовно-правовой, в том числе в сфере противодействия преступности, теневой экономике и коррупции). Однако какова должна быть эта политика, находящая своё выражение в нормах федеральных законов и подзаконных актах, – об этом государство умалчивает.
Таким образом, в настоящее время не существует какого-либо кодифицированного нормативного правового акта, в котором меры по обеспечению экономической безопасности РФ были бы приведены максимально полно и подробно с указанием ответственных государственных органов. Поэтому в учебных целях ограничимся примерами некоторых мер, предусмотренных действующим законодательством, и их характеристикой.
Введение чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории РФ или в её отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.
Меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [2]. Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключаются в их предупреждении и ликвидации.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В РФ функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Меры по защите экономических интересов российских производителей товаров [3]. Государство, защищая свои национальные экономические интересы от внешних угроз, может принять предусмотренные законодательством меры, к которым относятся специальные защитные, компенсационные и антидемпинговые меры.
Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.
Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортёром.
Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортёром.
Специальные экономические меры [4]. Специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности РФ и (или) нарушающие права и свободы её граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. К специальным экономическим мерам относятся:
- запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства;
- и (или) возложение обязанности совершения указанных действий;
- иные ограничения.
Специальные экономические меры предусматривают:
- приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;
- запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;
- запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;
- прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров РФ в области внешнеэкономических связей;
- изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;
- запрещение или ограничение захода в порты РФ судов и использования воздушного пространства РФ или отдельных его районов;
- установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
- запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Создание и использование государственного резерва, в том числе для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок [5].
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных законом.
Состав государственного резерва:
- мобилизационный резерв – запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ;
- запасы стратегических материалов и товаров;
- запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Назначение государственного резерва:
- обеспечение мобилизационных нужд РФ;
- обеспечение неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- оказание государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
- оказание гуманитарной помощи;
- оказание регулирующего воздействия на рынок.
В случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке ресурсы государственного резерва могут на основании решения Правительства РФ использоваться в соответствии с действующим законодательством для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок[6]. При необходимости Правительство РФ принимает решения о закупке и закладке материальных ценностей в государственный резерв сверх установленных объёмов и норм за счёт средств федерального бюджета.
Государственный материальный резерв используется в качестве своеобразного интервенционного фонда соответствующей продукции (товаров), поскольку в целях регулирования рынка и защиты экономических интересов общества осуществляются:
- государственные закупочные интервенции (закупка соответствующей продукции в государственный материальный резерв);
- государственные товарные интервенции (продажа продукции из государственного материального резерва).
Помимо вышеуказанных мер, в распоряжении государства имеются и другие меры – денежной эмиссии, установления ставки рефинансирования, регулирования цен и тарифов, меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли товарами, налогового, антимонопольного регулирования и другие меры, направленные на защиту экономики и общества от внутренних и внешних угроз.
В настоящее время государством не выработаны единые стандарты в сфере обеспечения экономической безопасности РФ, что влечёт за собой ряд проблем, связанных с принятием эффективных, скоординированных и внутренне непротиворечивых мер, контролем исполнения этих мер и оценкой их эффективности.
Контрольные вопросы
1) Раскройте содержание понятия «механизм обеспечения экономической безопасности».
2) Какими этапами характеризуется теоретическая схема механизма обеспечения экономической безопасности?
3) Назовите основные принципы обеспечения безопасности.
4) Что такое мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности?
5) Какая подготовительная работа предшествует осуществлению мониторинга?
6) Проанализируйте значение понятий «критерий», «показатель», «индикатор», «пороговое значение» применительно к экономической безопасности РФ.
7) Какие критерии экономической безопасности РФ были установлены в середине 1990-х годов?
8) Назовите основные индикаторы экономической безопасности РФ, проанализируйте их текущие и пороговые значения.
9) Какие меры по обеспечению экономической безопасности РФ предусмотрены действующим законодательством?
[1] См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – С. 84: в 2000 г. – реальное значение ВВП (млрд. руб.) – 7306, пороговое значение – 13 900, соотношение реального и порогового – 0,53; в 2001 г. – реальное значение ВВП (млрд. руб.) – 9039, пороговое значение – 16400, соотношение реального и порогового значения – 0,55; в 2002 г. – реальное значение ВВП (млрд. руб.) – 10863, пороговое значение – 19 100, соотношение реального и порогового значения – 0,57; в 2003 г. – реальное значение ВВП (млрд. руб.) – 13285, пороговое значение – 21800, соотношение реального и порогового значения – 0,61; в 2004 г. – реальное значение ВВП (млрд. руб.) – 14156, пороговое значение – 24160, соотношение реального и порогового значения – 0,59. Таким образом, в течение пяти лет (2000-2005) реальный ВВП составлял 53 – 61 % от порового значения. Учитывая данную тенденцию и падение российского ВВП в 2009 г. в результате мирового финансового кризиса, пороговое значение следует установить в 1,8 – 2 раза больше реального.
[2] См.: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О гражданской обороне».
[3] См.: Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
[4] См.: Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».
[5] См.: Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О государственном материальном резерве»; Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 373 (ред. от 08.08.2009) «Об ут