безопасности Российской Федерации




Тема 3. Механизм обеспечения экономической

1. Понятие и основные элементы механизма

обеспечения экономической безопасности

Термин «механизм» заимствован общественными науками из точных наук. В экономико-правовой сфере механизм пред­ставляет собой некоторую систему, внутреннее устройство чего-либо, например, хозяйственный механизм, механизм государства. Применительно к экономической безопасности механизм в об­щем случае следует рассматривать как внутреннее устройство системы безопасности, передающее движение от одних элемен­тов к другим; при этом такое движение обусловлено целью сис­темы безопасности – выявить и нейтрализовать угрозы.

Совокупность органов и иных субъектов – это звенья меха­низма, его структурная (статическая) характеристика, а сово­купность мер (политических, организационных, правовых, фи­нансово-экономических, информационных, технических, воен­ных и др.) – функциональная (динамическая) характеристика механизма. Именно совокупность мер как целостная, интегриро­ванная, взаимосвязанная и внутренне непротиворечивая конст­рукция характеризует движение всех звеньев механизма на пути к поставленной цели – защититься от угроз и тем самым обеспе­чить прогрессивное и устойчивое развитие защищаемого объекта.

Поэтому механизм часто рассматривается с точки зрения принимаемых мер, которые должны быть адекватны реальным и потенциальным угрозам.

Создание действенного, эффективного механизма обеспече­ния экономической безопасности – крайне сложная задача. Для её решения необходимо:

- во-первых, определить потребности в обеспечении эконо­мической безопасности и вытекающие из них жизненно важные экономические интересы;

- во-вторых, нужно разработать стратегию действий по обеспечению экономической безопасности;

- в-третьих, следует создать уполномоченные государствен­ные органы и определить их компетенцию, для чего разработать и принять нормативные правовые акты;

- в-четвёртых, всю разноплановую деятельность субъектов необходимо увязать в единую скоординированную и упорядо­ченную систему, функционирующую на установленных принци­пах;

- в-пятых, необходимо обеспечить государство в лице его управомоченных органов достоверной информацией в оператив­ном режиме о состоянии защищаемого объекта, подверженного угрозам, в том числе информацией о том, насколько эффектив­ными оказались принимаемые меры.

Из представленной обобщённой схемы с неизбежностью следует вывод о необходимости целенаправленного управления экономической безопасностью.

Более подробно теоретическая схема механизма обеспече­ния экономической безопасности может быть представлена в виде логической цепочки – последовательности следующих семи этапов (блоков), являющихся основными элементами меха­низма.

1 этап. Определение (формирование) жизненно важных экономических интересов (далее – ЖВЭИ) личности, общества и государства.

2 этап. Разработка критериев экономической безопасности как условий защищённости ЖВЭИ.

3 этап. Определение показателей (индикаторов) экономиче­ской безопасности и их пороговых значений.

Совокупность первых трёх этапов образует подготовитель­ный (базовый) блок механизма, поскольку он закладывает фун­дамент последующих действий.

4 этап. Его можно назвать измерительным этапом, так как производится измерение индикаторов экономической безопасно­сти и сравнение полученных результатов с пороговыми значе­ниями безопасности. Превышение индикатором порогового зна­чения означает отсутствие защищённости некоторого интереса (совокупности интересов), т.е. попадание объекта экономической безопасности в опасную зону. Такое попадание есть результат действия угрозы, приведшей к наступлению ущерба.

Следующие этапы (5 – 7) представляют собой собственно механизм обеспечения экономической безопасности, так как именно здесь реализуются конкретные меры и осуществляются практические действия.

5 этап. Выявление конкретных угроз в случае, если оценка состояния защищённости оказалась неудовлетворительной.

6 этап. Принятие конкретных мер, направленных на ней­трализацию угроз экономической безопасности.

7 этап. Контроль реализации (выполнения) принятых мер и их эффективности (результативности, действенности). При этом эффективность контролируется возвратом к 4-му этапу. При не­обходимости может быть скорректирована выбранная стратегия обеспечения экономической безопасности путём уточнения со­держания первых трёх блоков подготовительного (базового) этапа механизма.

Механизм создается на определённых принципах (принци­пах обеспечения безопасности). Основными из них являются:

- законность, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина при обеспечении безопасности;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов лично­сти, общества и государства;

- взаимная ответственность личности, общества и государ­ства по обеспечению безопасности;

- системность и комплексность применения уполномочен­ными субъектами мер обеспечения безопасности;

- адекватность мер по обеспечению безопасности возник­шим угрозам;

- приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

- разграничение полномочий государственных органов в системе безопасности;

- взаимодействие государственных и негосударственных субъектов в целях обеспечения безопасности, интеграция с меж­дународными системами безопасности;

- контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безо­пасности.

Кроме того, в нормативных правовых актах, наделяющих субъектов обеспечения безопасности компетенцией в закреплён­ными за ними сферами, приводятся (помимо общих) специальные принципы их деятельности. Применительно к органам ФСБ Рос­сии такими принципами являются единство системы органов и централизация управления ими, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности и др.

2. Мониторинг факторов, определяющих

угрозы экономической безопасности

Мониторинг – это оперативная информационно-аналитиче­ская система наблюдений за динамикой показателей экономиче­ской безопасности. Организация мониторинга предусматривает предъявление требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистиче­ского наблюдения, качества и оперативности информации. Объ­ективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности РФ должен прово­диться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам лично­сти, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы. В частности, необходимо:

- разработать критерии экономической безопасности РФ на основе формулировки национальных экономических интересов;

- определить показатели экономической безопасности, среди которых утвердить перечень важнейших – индикаторов экономи­ческой безопасности, сигнализирующих о нахождении защищае­мых объектов в опасной зоне (т.е. о воздействии угроз);

- определить пороговые значения индикаторов экономиче­ской безопасности – постоянные параметры, разделяющие опас­ную зону от относительно безопасной. Выход показателей (инди­каторов) экономической безопасности за пределы пороговых зна­чений сигнализирует об угрозах экономической безопасности страны.

3. Критерии экономической безопасности РФ

 

Критерий – признак, основание, мерило оценки чего-либо. Применительно к сфере экономической безопасности под крите­риями необходимо понимать такие признаки (требования), соот­ветствие которым защищаемых объектов (в первую очередь – экономической системы и общества) позволяет сделать вывод о нейтрализации угроз и наличии безопасного состояния. Поэтому критерий – не только оценка, но и процедура (мерило) вынесения оценки защищённости объекта безопасности.

Критерии экономической безопасности РФ были разрабо­таны в середине 1990-х годов и приведены в Приложении №2 «Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, от­ветственных за разработку их количественных (пороговых) и ка­чественных параметров» к Постановлению Правительства РФ от 27.12.1996 № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Го­сударственной стратегии экономической безопасности Россий­ской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608».

Указанный перечень включает 11 критериев:

- способность экономики функционировать в режиме рас­ширенного воспроизводства;

- зависимость экономики от импорта важнейших видов про­дукции и продовольствия, производство которых на необходи­мом уровне может быть организовано в стране;

- уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения;

- обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением;

- уровень бедности, имущественной дифференциации насе­ления и безработицы, максимально допустимые с позиции соци­ально-экономической стабильности общества;

- устойчивость финансовой системы;

- рациональная структура внешней торговли;

- доступность для населения образования, культуры, меди­цинского и социального обслуживания, пассажирского транс­порта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг;

- поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функ­ционирования особо важных объектов науки;

- сохранение единого экономического пространства и меж­региональных экономических отношений, обеспечивающих со­блюдение общегосударственных интересов, исключающих раз­витие сепаратистских тенденций;

- обеспечение необходимого уровня государственного регу­лирования экономических процессов с целью формирования ус­ловий для нормального функционирования рыночной экономики.

Для того, чтобы сделать выводы о соответствии эконо­мики и общества вышеуказанным критериям, необходимо произ­вести процедуру оценки. Именно в этих целях определяются по­каза­тели (индикаторы) и пороговые значения показателей эконо­миче­ской безопасности.

4. Показатели экономической безопасности РФ

и их пороговые значения

В настоящее время в Стратегии-2020 содержится раздел VI «Основные характеристики состояния национальной безопасно­сти». Эти характеристики следует рассматривать в качестве пока­зателей национальной, в том числе экономической безопасности, предназначенных для оценки состояния безопасности. К ним от­носятся (п. 112 Стратегии-2020):

- уровень безработицы (доля от экономически активного на­селения);

- децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наи­бо­лее и 10% наименее обеспеченного населения);

- уровень роста потребительских цен;

- уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, куль­туры, образования и науки в процентном отношении от ва­лового внутреннего продукта;

- уровень ежегодного обновления вооружения, военной и спе­циальной техники;

- уровень обеспеченности военными и инженерно-техниче­скими кадрами.

При этом указывается, что перечень основных характери­стик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.

Однако пороговых значений приведенных показателей Стратегия-2020 не приводит. В то же время ещё в Стратегии ЭБ (1996 г.) было определено, что основным направлением деятель­ности государства по обеспечению экономической безопасности РФ является выявление случаев, когда фактические или прогно­зируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности (пп. 1 п. 3 раздел IV). К сожалению, до настоящего времени нормативного утверждения пороговые значения эконо­мической безопасности не получили, за исключением сферы про­довольственной безопасности.

В новом документе стратегического планирования – Док­трине продовольственной безопасности, содержится следующее положение (п. 8 раздел II «Показатели продовольственной безо­пасности Российской Федерации и критерии их оценки»), – для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохо­зяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объ­ёме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутрен­него рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

- зерна – не менее 95 процентов;

- сахара – не менее 80 процентов;

- растительного масла – не менее 80 процентов;

- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов;

- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов;

- рыбной продукции – не менее 80 процентов;

- картофеля – не менее 95 процентов;

- соли пищевой – не менее 85 процентов.

Анализ экономической литературы и официальной стати­стики позволяет привести следующие важнейшие индикаторы экономической безопасности, их текущие значения (2009 г.) и пороговые значения (табл. 1.).

 

 

Табл. 1. Индикаторы экономической безопасности РФ

и их пороговые значения (ПЗ)

№ п.п. Наименование индикатора ПЗ Значение индикатора
1. Объём ВВП, млрд. руб. 70380 (в текущих ценах) 30800(в сопостави­мых ценах 2003 г.) 39100,7 (в те­кущих ценах) 17135,8 (в со­поставимых ценах 2003 г.)
2. Валовой сбор зерна, млн. т    
3. Доля в ВВП инвестиций в основной капитал, %   16-17  
4. Доля в ВВП расходов на оборону, %   2,6
5. Доля в ВВП затрат на гражданскую науку, % 1,5 0,3  
6. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной про­дукции, %   2-10  
7. Доля машиностроения и металлооб­работки в промышленном производ­стве, %   19-22    
8. Доля во всем населении лиц с де­нежными доходами ниже прожиточ­ного минимума, %   15-20
9. Децильный коэффициент    

 

Табл. 1. Индикаторы экономической безопасности РФ

и их пороговые значения (ПЗ) (окончание)

№ п.п. Наименование индикатора ПЗ Значение индикатора
10. Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному мини­муму, разы     3,3
11. Уровень безработицы, % ЭАН в среднегодовом исчислении по мето­дологии МОТ    
12. Уровень монетизации на конец года, % ВВП    

Окончание таб. 1

№ п.п. Наименование индикатора ПЗ Значение индикатора
13. Государственный долг, % ВВП    
14. Доля расходов на обслуживание и погашение государственного долга, % от общего объема расходов феде­рального бюджета    
18. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продо­вольственных ресурсов, %    
15. Дефицит федерального бюджета, % ВВП    
16. Уровень инфляции, %    
17. Объем золотовалютных резервов, млрд. долл.    
19. Отношение прироста запасов полез­ных ископаемых к объёмам погаше­ния их в недрах, %   По большин­ству – меньше 100

 

В табл. 1 пороговое значение для ВВП установлено по ста­тистическим данным в сопоставимых ценах (с учетом инфля­ции)[1].

Это важнейшие показатели (индикаторы) экономической безопасности РФ, отражающие действие угроз по экономической и социальной сфере. Учитывая, что остались неохваченными ещё две группы угроз (см. тему 2), необходимо к 19 индикаторам до­полнительно добавить следующие:

- доля теневой экономики в ВВП (%), пороговое значение – 10-12 %, реальное значение – более 40%;

- коэффициент преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения), пороговое значение – 5000, реальное значе­ние – более 6000;

- уровень коррупции. Данных по пороговому и реальному значению не установлено, в первом приближении можно исполь­зовать международный рейтинг России;

- дифференциация субъектов РФ по величине удельного ва­лового регионального продукта (ВРП/количество населении субъекта РФ), пороговое значение – 1,5 раза, реальное значение – более 10 раз.

По большинству индикаторов экономической безопасно­сти РФ с начала 1990-х годов находится в опасной зоне, что означает необходимость разработки действенных мер по нейтра­лизации угроз. При этом необходимо учитывать важнейшее по­ложение теории безопасности – экономическая безопасность государ­ства обеспечена тогда, когда значения всех основных показа­телей (индикаторов) находятся в пределах их порого­вых зна­чений, при этом значения одних индикаторов дости­гаются не в ущерб значениям других индикаторов. В России этот прин­цип долгое время не учитывался, так как до 2008 года относи­тельно благополучная ситуация по финансовой сфере (значения индикаторов экономической безопасности, за исклю­чением уровня монетизации экономики, находились в допусти­мой зоне) сопровождалась ухудшением показателей экономиче­ской безо­пасности по реальному сектору экономики и по соци­альной сфере.

5. Меры по обеспечению экономической безопасности РФ

В соответствии со Стратегией ЭБ (раздел IV «Меры и меха­низмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности») к таким мерам следует отнести:

- мониторинг динамики показателей экономической безо­пасности на основе критериев и пороговых значений (см. выше);

- деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ.

При этом деятельность государства должна осуществляться по следующим четырём основным направлениям.

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируе­мые параметры экономического развития отклоня­ются от поро­говых значений экономической безопасности, и раз­работка ком­плексных государственных мер по выходу страны из зоны опас­ности.

2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз эконо­мической безопасности РФ. В ходе этой работы:

- Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию феде­рального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

- Правительство РФ координирует работу федеральных ор­ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов. Меры и механизмы, обеспечивающие экономи­ческую безопасность РФ, разрабатываются одновременно с госу­дарственными прогнозами её социально-экономического разви­тия, а реализуются в программе социально-экономического раз­вития РФ.

3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хо­зяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экс­пертизу на предмет экономической безопасности РФ. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент РФ.

4. Контроль за исполнением мер по устранению угроз эко­номической безопасности РФ.

Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности РФ в обобщённом виде был приведен в Приложе­ние 1 к Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государствен­ной стратегии экономической безопасности Российской Федера­ции (Основных положений), одобренной Указом Президента Рос­сийской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608». Указанный пе­речень включает 4 группы мер (по числу угроз).

1. Сокращение имущественной дифференциации насе­ления в целях обеспечения относительного баланса социальных интере­сов:

- предотвращение расслоения общества на узкий круг бога­тых и преобладающую массу бедных;

- снижение локальной (по регионам России) концентрации бедных слоев населения;

- сокращение безработицы;

- ликвидация задержек выплаты заработной платы и соци­альных пособий;

- сокращение разрыва между минимальной заработной пла­той (пенсией) и прожиточным минимумом.

2. Предотвращение дальнейшего деформирования струк­туры российской экономики, в том числе:

- снижение доли продукции низкой степени обработки;

- снижение материало- и энергоёмкости продукции;

- недопущение отставания прироста запасов полезных иско­паемых от объёмов их добычи;

- увеличение конкурентоспособности отечественной про­дукции;

- недопущение сокращения производства (в том числе в вы­сокотехнологичных отраслях промышленности);

- предотвращение дальнейшего снижения результативности и разрушения технологического единства научных исследований и разработок, сокращения научно-технического потенциала и реализуемых на практике передовых технологий;

- предотвращение завоевания иностранными и отечествен­ными юридическими и физическими лицами монопольного по­ложения на внутреннем рынке;

- снижения зависимости страны от импорта продовольствия;

- предотвращение приобретения иностранными и отечест­венными юридическими и физическими лицами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

- предотвращение роста внутреннего и внешнего государст­венного долга;

- уменьшение взаимной задолженности хозяйствующих субъектов.

3. Предотвращение возрастания неравномерности соци­ально-экономического развития регионов, в том числе:

- снижение существующих различий в социально-экономи­ческом развитии регионов Российской Федерации;

- предотвращение нарушения производственно-технологи­ческих связей между предприятиями отдельных регионов;

- уменьшение разрыва в уровне национального дохода на душу населения по субъектам Российской Федерации.

4. Выявление и устранение причин, приводящих к кри­мина­лизации общества и хозяйственной деятельности, в том числе:

- противодействие криминализации экономики и снижение доли теневой экономики в ВВП страны;

- противодействие коррупции.

Проанализировав приведенный перечень, нетрудно заме­тить, что он не содержит конкретных мер по обеспечению эко­номической безопасности. В указанном перечне присутствуют лишь намерения государства как возможные направления госу­дарственной политики в той или иной сфере, связанной с эконо­мической безопасностью (социальной, промышленной, валютно-финасовой, денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, научно-технической, инновационной, инвестиционной, внешнеторговой, таможенной, антимонопольной, региональной, уголовно-право­вой, в том числе в сфере противодействия преступности, теневой экономике и коррупции). Однако какова должна быть эта поли­тика, находящая своё выражение в нормах федеральных законов и подзаконных актах, – об этом государство умалчивает.

Таким образом, в настоящее время не существует какого-либо кодифицированного нормативного правового акта, в кото­ром меры по обеспечению экономической безопасности РФ были бы приведены максимально полно и подробно с указанием ответ­ственных государственных органов. Поэтому в учебных целях ограничимся примерами некоторых мер, предусмотренных дей­ствующим законодательством, и их характеристикой.

Введение чрезвычайного положения. Чрезвычайное поло­жение означает вводимый на всей территории РФ или в её отдель­ных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, орга­низаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без граж­данства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрез­вычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.

Меры по защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций [2]. Чрезвычайная ситуация – это обстановка на опре­делённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой челове­ческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизне­деятельности людей.

Меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключаются в их предупреждении и ликвидации.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрез­вычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, сни­жение размеров ущерба окружающей среде и материальных по­терь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спаса­тельные и другие неотложные работы, проводимые при возник­новении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализа­цию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия харак­терных для них опасных факторов.

В РФ функционирует Единая государственная система пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных ор­ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Меры по защите экономических интересов российских производителей товаров [3]. Государство, защищая свои националь­ные экономические интересы от внешних угроз, может принять предусмотренные законодательством меры, к которым относятся специальные защитные, компенсационные и антидем­пинговые меры.

Специальная защитная мера – мера по ограничению воз­росшего импорта на таможенную территорию РФ, которая при­меняется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе пред­варительной специальной пошлины.

Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздейст­вия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введе­ния компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, при­нятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортёром.

Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпин­говому импорту, которая применяется по решению Правитель­ства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобре­ния ценовых обязательств, принятых экспортёром.

Специальные экономические меры [4]. Специальные эконо­мические меры применяются в случаях возникновения совокуп­ности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должност­ных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности РФ и (или) нарушающие права и свободы её граждан, а также в соот­ветствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. К специаль­ным экономическим мерам относятся:

- запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства;

- и (или) возложение обязанности совершения указанных действий;

- иные ограничения.

Специальные экономические меры предусматривают:

- приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

- запрещение финансовых операций или установление огра­ничений на их осуществление;

- запрещение внешнеэкономических операций или установ­ление ограничений на их осуществление;

- прекращение или приостановление действия международ­ных торговых договоров и иных международных договоров РФ в области внешнеэкономических связей;

- изменение вывозных и (или) ввозных таможенных по­шлин;

- запрещение или ограничение захода в порты РФ судов и использования воздушного пространства РФ или отдельных его районов;

- установление ограничений на осуществление туристской деятельности;

- запрещение или отказ от участия в международных науч­ных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного госу­дарства.

Создание и использование государственного резерва, в том числе для стабилизации экономики и оказания регули­рующего воздействия на рынок [5].

Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназна­ченным для использования в целях и порядке, предусмотренных законом.

Состав государственного резерва:

- мобилизационный резерв – запасы материальных ценно­стей для мобилизационных нужд РФ;

- запасы стратегических материалов и товаров;

- запасы материальных ценностей для обеспечения неот­ложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных си­туаций.

Назначение государственного резерва:

- обеспечение мобилизационных нужд РФ;

- обеспечение неотложных работ при ликвидации последст­вий чрезвычайных ситуаций;

- оказание государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам РФ в целях стаби­лизации экономики при временных нарушениях снабжения важ­нейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;

- оказание гуманитарной помощи;

- оказание регулирующего воздействия на рынок.

В случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке ресурсы государственного резерва могут на основании решения Правительства РФ исполь­зоваться в соответствии с действующим законодательством для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок[6]. При необходимости Правительство РФ принимает ре­шения о закупке и закладке материальных ценностей в государ­ственный резерв сверх установленных объёмов и норм за счёт средств федерального бюджета.

Государственный материальный резерв используется в ка­честве своеобразного интервенционного фонда соответствующей продукции (товаров), поскольку в целях регулирования рынка и защиты экономических интересов общества осуществляются:

- государственные закупочные интервенции (закупка со­ответствующей продукции в государственный материальный ре­зерв);

- государственные товарные интервенции (продажа про­дукции из государственного материального резерва).

Помимо вышеуказанных мер, в распоряжении государства имеются и другие меры – денежной эмиссии, установления ставки рефинансирования, регулирования цен и тарифов, меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли товарами, налогового, антимонопольного регулиро­вания и другие меры, направленные на защиту эконо­мики и об­щества от внутренних и внешних угроз.

В настоящее время государством не выработаны единые стандарты в сфере обеспечения экономической безопасности РФ, что влечёт за собой ряд проблем, связанных с принятием эффек­тивных, скоординированных и внутренне непротиворечивых мер, контролем исполнения этих мер и оценкой их эффективности.

Контрольные вопросы

1) Раскройте содержание понятия «механизм обеспечения экономической безопасности».

2) Какими этапами характеризуется теоретическая схема механизма обеспечения экономической безопасности?

3) Назовите основные принципы обеспечения безопасности.

4) Что такое мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности?

5) Какая подготовительная работа предшествует осуществ­лению мониторинга?

6) Проанализируйте значение понятий «критерий», «показа­тель», «индикатор», «пороговое значение» применительно к эко­номической безопасности РФ.

7) Какие критерии экономической безопасности РФ были установлены в середине 1990-х годов?

8) Назовите основные индикаторы экономической безопас­ности РФ, проанализируйте их текущие и пороговые значения.

9) Какие меры по обеспечению экономической безопасности РФ предусмотрены действующим законодательством?

 


[1] См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – С. 84: в 2000 г. – реальное значение ВВП (млрд. руб.) – 7306, пороговое значение – 13 900, соотношение реального и порогового – 0,53; в 2001 г. – реальное значение ВВП (млрд. руб.) – 9039, пороговое значение – 16400, соотношение реального и порогового значения – 0,55; в 2002 г. – реальное значение ВВП (млрд. руб.) – 10863, пороговое значение – 19 100, соотношение реального и порогового значения – 0,57; в 2003 г. – реальное значение ВВП (млрд. руб.) – 13285, пороговое значение – 21800, соотношение реального и порогового значения – 0,61; в 2004 г. – реальное значение ВВП (млрд. руб.) – 14156, пороговое значение – 24160, соотношение реального и порогового значения – 0,59. Таким образом, в течение пяти лет (2000-2005) реальный ВВП составлял 53 – 61 % от порового значения. Учитывая данную тенденцию и падение российского ВВП в 2009 г. в результате мирового финансового кризиса, пороговое значение следует установить в 1,8 – 2 раза больше реального.

 

 

[2] См.: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О гражданской обороне».

 

[3] См.: Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

[4] См.: Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».

 

[5] См.: Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О государственном материальном резерве»; Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 373 (ред. от 08.08.2009) «Об ут



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: