МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра Маркетинг
«Логистика»
Учебно-методическое пособие
для самостоятельного изучения дисциплины студентами заочного отделения,
Подготовил: кандидат социологических наук, доцент Старикова Л.Н.
Пермь 2016 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: освоение студентами теоретических знаний в области концепции, методов и моделей логистической организации торговых процессов, формирование компетенций, позволяющих принимать эффективные решения в профессиональной деятельности специалистов специальности «Торговое дело» в части организации товародвижения.
Задачи дисциплины:
1. выработать у студента представление о системе товародвижения как о едином технико-технологически и планово-экономически интегрированном механизме, обеспечивающем продвижение товаров от производства до потребителя;
2. обучить студентов основам логистического подхода к организации товародвижения в торговле (закупок, продаж, транспортировки и складирования торговых грузов);
3. формировать культуру коммерческой деятельности современной организацией на основе логистического подхода, развить у студентов логистическое мышление;
4. изучать опыт логистической деятельности зарубежных и отечественных организаций.
Предметом дисциплины «Коммерческая логистика» является логистическая деятельность, обеспечивающая принятие практических решений в области оптимизации товародвижения в торговле.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- сущность, цели и задачи логистики, объект и предмет логистики, основные понятия, которыми оперирует логистика;
- концепции, методы и функции логистики;
- основные задачи логистики в области закупок, транспортировки, складирования и реализации, а также методы их решения;
- контроль и управление в логистике, особенности логистики в торговле
- интеграцию информационных технологий логистической, деятельности;
Уметь:
- выбирать логистические цепи и схемы;
- управлять логистическими процессами компании;
- применять методы сбора, хранения, обработки и анализа информации для организации и управления логистической деятельностью;
- принимать решения по выбору оптимальных логистических каналов;
- формулировать требования к транспорту, а также к системам хранения и складской обработки грузов с целью оптимизации логистических процессов;
- формулировать требования к информационным системам, обеспечивающим товародвижение;
Владеть:
- методами и средствами управления логистическими процессами;
- навыками документационного и информационного обеспечения логистической деятельности организации;
- осуществлять выбор каналов распределения, поставщиков и
торговых посредников, заключать договоры и контролировать их исполнение;
- принципами построения информационных систем в логистике, а также логистическими технологиями управления информационными потоками.
- методами оптимизации логистических систем в торговле,
- методами выбора логистических каналов, логистических цепей и схем,
- методами оценки показателей логистики организации;
- методами выбора логистических посредников
Перечень вопросов для подготовки к экзамену.
1. Основные подходы к определению логистики и её особенности.
2. Логистики как наука, её объект, предмет, основные понятия.
3. Понятие логистики и её основные проблемы. Функциональные области логистики.
4. Коммерческая логистика её основные задачи и функции.
5. Основные факторы развития логистики.
6. Эволюция концептуальных подходов к логистике.
7. Снабжение и закупочная логистика: понятия, задачи и аспекты.
8. Закупочная логистика, содержание закупочной деятельности.
9. Определение потребности предприятия и фирмы в конкретных поставках. Определение транспортных расходов.
10. Определение метода закупок и способа поставок закупаемого товара
11. Выбор поставщика. Основные критерии выбора поставщиков.
12. Методы выбора поставщиков.
13. Получение и оценка предложений поставщиков.
14. Распределительная логистика: основные понятия, проблемы и тенденции.
15. Распределительная логистика: основные понятия, участники и функции.
16. Каналы распределения, их выгода и важнейшие функции.
17. Каналы распределения и их классификация.
18. Посредники в дистрибъюции и их классификация.
19. Краткая характеристика дистрибьюторов и дилеров.
20. Склад его назначение и экономические выгоды.
21. Склад его назначение и сервисные выгоды.
22. Функции и задачи склада.
23. Основные проблемы складской логистики. Процедура формирования складской сети.
24. Логистический процесс на складе.
25. Система складирования. Порядок выбора рациональной системы складирования.
26. Причины и факторы создания запасов, и его негативные последствия.
27. Система управления запасами с фиксированным размером заказа.
28. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между запасами.
29. Транспортная логистика и её место в логистической системе
30. Выбор транспорта. Характеристика основных видов транспорта.
31. Основные способы транспортировки.
32. Понятие логистического сервиса, его классификация, принципы и задачи
33. Формирование системы логистического сервис, параметры и критерии его качества.
Варианты контрольных работ
Вариант №1
1. Понятие, цель, предмет, объект и задачи современной логистики.
2. Информационные системы в логистике. Виды информационных логистических систем и принципы их построения.
3. Определение потребности предприятия в конкретных поставках и транспортных расходов.
4. Определить фактический уровень логистического сервиса J, если фирмой в процессе поставки товаров могут быть оказаны следующие услуги (чел./час.)
№ услуги | ||||||||||
Время, необходимое для оказания услуги (чел./час.) | 0.3 | 1.5 | 0.5 | 0.6 | 0.8 | 1.2 | 2.0 | 3.5 | 0.9 | 1.0 |
Фактически фирма оказывает услуги: №2, №4, №7, №10.
5. Определить координаты точки на местности для размещения распределительного склада, если известно, что на территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственным товаром. Грузооборот складов (т)
№ скл. | ||||||||
Грузооб. |
Координаты магазинов в прямоугольной системе координат (км)
№/корд. | ||||||||
Х | ||||||||
У |
Вариант №2
1. Концепция и принципы логистики.
2. Автоматизированные методы организация логистических процессов на складе.
3. Какие основные факторы влияют на логистические решения и структуру логистических каналов в дистрибьюции.
4. Определить уровень логистического сервиса на основе следующих данных. Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров, а также время, необходимое для оказания каждой отдельной услуги (чел./час.)
№ услуги | ||||||||||
Время, необходимое для оказания услуги (чел./час.) | 6.8 | 0.5 |
Фактически фирма оказывает услуги: №1, №4, №7, №9,№10.
5. Определить координаты точки на местности для размещения распределительного склада, если известно, что на территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственным товаром. Грузооборот складов (т)
№ скл. | ||||||||
Грузооб. |
Координаты магазинов в прямоугольной системе координат (км)
№/корд. | ||||||||
Х | ||||||||
У |
Вариант№3
1. Этапы развития и современное состояние логистики.
2. Автоматизированные методы распределения в коммерческой логистике.
3. Алгоритм формирования складской сети.
4. На территории района имеется 6 магазинов. Необходимо определить место расположения распределительного склада и нанести его на чертеж. Исходные данные: координаты магазинов:
№ магазина | ||||||
координаты по Х | ||||||
координаты по У |
Грузооборот магазинов (тонн/мес):1-10; 2-35; 3-25; 4-40; 5-45; 6-60.
5. Определить уровень логистического сервиса на основе следующих данных. Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров,а также время, необходимое для оказания каждой отдельной услуги(чел./час.)
№ услуги | ||||||||||
Время, необходимое для оказания услуги (чел./час.) | 1.5 | 2.3 | 1.4 | 0.8 | 4.0 | 3.8 | 0.9 | 1.2 | 1.6 | 0.5 |
Фактически фирма оказывает услуги: №3, №5, №6, №8,№9,№10.
Вариант№4
1. Предпосылки использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения
2. Понятие и сущность маркетинговой логистики. Маркетинговая логистика как фактор эффективного предпринимательства.
3. Какова формула определения оптимального размера заказа и её модификации
4. Определить уровень логистического сервиса на основе следующих данных. Общий список услуг,которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров,а также время,необходимое для оказания каждой отдельной услуги(чел./час.)
№ услуги | ||||||||||
Время, необходимое для оказания услуги (чел./час.) | 1.5 | 3.3 | 4.4 | 8.8 | 4.4 | 3.5 | 9.9 | 1.2 | 4.6 | 1.5 |
Фактически фирма оказывает услуги: №1, №3, №5, №7,№8.
5. Определить координаты точки на местности для размещения распределительного склада, если известно, что на территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственным товаром. Грузооборот складов (км)
№ скл. | ||||||||
Грузооб. |
Координаты магазинов в прямоугольной системе координат (км)
№/корд. | ||||||||
Х | ||||||||
У |
Вариант № 5
1. Материальные потоки в логистике: понятие, единицы измерения, классификация
2. Автоматизированные методы проектирования и оптимизации логистических каналов распределения.
3. Определение метода закупок и способа поставок закупаемого материала
4. Определить уровень логистического сервиса на основе следующих данных. Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров,а также время,необходимое для оказания каждой отдельной услуги(чел./час.)
№ услуги | ||||||||||
Время, необходимое для оказания услуги (чел./час.) |
Фактически фирма оказывает услуги: №3, №5, №7, №9,№10.
5. Определить координаты точки на местности для размещения распределительного склада, если известно, что на территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственным товаром. Грузооборот складов (т)
№ скл. | ||||||||
Грузооб. |
Координаты магазинов в прямоугольной системе координат (км)
№/корд. | ||||||||
Х | ||||||||
У |
Вариант №6
1. Информационные потоки в логистике: понятие, единицы измерения, классификация.
2. Классификация финансовых логистических потоков. Финансовый механизм обслуживания материальных потоков.
3. Какие типы посредников функционируют в дистрибьюции и какие функции они выполняют сервиса на основе следующих данных.
4. Определить уровень логистического сервиса на основе следующих данных
Общий список услуг,которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров,а также время,необходимое для оказания каждой отдельной услуги(чел./час.)
№ услуги | ||||||||||
Время, необходимое для оказания услуги (чел./час.) | 1.0 | 3.0 | 0.4 | 0.8 | 0.4 | 5.5 | 1.9 | 1.1 | 5.6 | 1.7 |
Фактически фирма оказывает услуги: №3, №5, №7,№9, №10.
1. Определить координаты точки на местности для размещения распределительного склада, если известно, что на территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственным товаром. Грузооборот складов (т)
№ скл. | ||||||||
Грузооб. |
Координаты магазинов в прямоугольной системе координат (км)
№/корд. | ||||||||
Х | ||||||||
У |
Вариант №7
1. Понятие логистической системы. Виды логистических систем.
2. Критерии качества логистического обслуживания. Определение времени доставки товара в системе логистического сервиса.
3. Каковы методы решения задачи оптимальной дислокации складов.
4. Определить уровень логистического сервиса на основе следующих данных. Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров, а также время, необходимое для оказания каждой отдельной услуги (чел./час.)
№ услуги | ||||||||||
Время, необходимое для оказания слуги (чел./час.) | 0.5 | 5.5 | 6.4 | 7.5 | 7.9 |
Фактически фирма оказывает услуги: №1,№2, №5, №7, №9.
5. Определить координаты точки на местности для размещения распределительного склада, если известно, что на территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственным товаром. Грузооборот складов (т)
№ скл. | ||||||||
Грузооб. |
Координаты магазинов в прямоугольной системе координат (км)
№/корд. | ||||||||
Х | ||||||||
У |
Вариант №8
1. Служба логистики на предприятии: место в организационной структуре управления, основные функции, взаимосвязь с другими службами.
1. Понятие и сущность транспортно-складской логистики, ее экономическое содержание. Автоматизированные методы расчета параметров складского хозяйства.
2. Что такое система управления запасами с фиксированным размером заказа.
3. Сравнить уровень логистического сервиса фирм на основе следующих данных. Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмами в процессе поставки товаров, а также время, необходимое для оказания каждой отдельной услуги (чел./час.)
№ услуги | ||||||||||
Время, необходимое для оказания услуги (чел./час.) | 1.0 | 3.0 | 0.4 | 0.8 | 0.4 | 5.5 | 1.9 | 1.1 | 5.6 | 1.7 |
Фактически фирма №1 оказывает услуги: №2, №3, №7,№8, №9.
Фактически фирма №2 оказывает услуги: №2, №4, №5,№9, №10.
Фактически фирма №3 оказывает услуги: №1, №6,№9.
4. Определить координаты точки на местности для размещения распределительного склада, если известно, что на территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственным товаром. Грузооборот складов (т)
№ скл. | ||||||||
Грузооб. |
Координаты магазинов в прямоугольной системе координат (км)
№/корд. | ||||||||
Х | ||||||||
У |
Вариант №9
1. Посредничество в логистике.
2. Риск, надежность и страхование в логистических системах.
3. Методы и критерии выбора поставщиков
4. Определить уровень логистического сервиса на основе следующих данных. Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров,а также время,необходимое для оказания каждой отдельной услуги(чел./час.)
№ услуги | ||||||||||
Время, необходимое для оказания услуги (чел./час.) |
Фактически фирма оказывает услуги: №3, №5, №7, №9,№10.
5. Определить координаты точки на местности для размещения распределительного склада, если известно, что на территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственным товаром.
Грузооборот складов (т)
№ скл. | ||||||||
Грузооб. |
Координаты магазинов в прямоугольной системе координат (км)
№/корд. | ||||||||
Х | ||||||||
У |
Вариант № 10
1. Эффективность логистического менеджмента
2. Автоматизированные методы оптимизации материальных запасов на основе АВС- и ХYZ- анализа.
3. Что такое «золотые правила» и каковы задачи логистического менеджмента в дистрибьюции.
4. Сравнить уровень логистического сервиса фирм на основе следующих данных. Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмами в процессе поставки товаров, а также время, необходимое для оказания каждой отдельной услуги (чел./час.)
№ услуги | ||||||||||
Время, необходимое для оказания услуги (чел./час.) | 1.0 | 3.0 | 0.4 | 0.8 | 0.4 | 5.5 | 1.9 | 1.1 | 5.6 | 1.7 |
Фактически фирма №1 оказывает услуги: №1, №4, №5,№7, №9.
Фактически фирма №2 оказывает услуги: №2, №3, №4,№6.
Фактически фирма №3 оказывает услуги: №1, №6,№9.
5. Определить координаты точки на местности для размещения распределительного склада, если известно, что на территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственным товаром. Грузооборот складаов (т)
№ скл. | ||||||||
Грузооб. |
Координаты магазинов в прямоугольной системе координат (км)
№/корд. | ||||||||
Х | ||||||||
У |
Распределение темвопросов контрольных работ между студентами происходит по списку в журнале, причем вариант №10 у студентов, чей номер заканчивается на 0.