Рыночная инфраструктура.




Рынок: его сущность и виды.

Рынок – это многогранное понятие. Существует множество определений рынка. Самое упрощенное определение: рынок – это место, где осуществляется купля – продажа товара. Такое определение исходит из того, что его первый признак - место встречи продавцов и покупателей, появился еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции.

Ученые-экономисты К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Англ. экономист У. Джевонс считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Причины возникновения рынка:

1. Постоянно возрастающие потребности людей (стремление удовлетворить эти потребности стимулирует развитие рынка);

2. Ограниченность ресурсов производства (вызывает необходимость создания механизма рационального использования ресурсов и возмещения затрат на их производство);

3. Общественное разделение труда создало возможность возникновения товарного производства и рынка;

4. Экономическая обособленность производителей и их самостоятельность, которые выражаются, в том числе собственностью на средства производства и результаты хозяйственной деятельности.

Основные черты рынка:

1. Наличие товарной массы;

2. Наличие развитой и устойчивой денежной системы;

3. Рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, следовательно, свободу договоров и сделок;

4. Рынок подчиняется действию определенных рыночных законов, прежде всего законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;

5. В основе действий продавцов и покупателей лежит личный экономический интерес;

6. Полная материальная ответственность участников рынка за результаты своей деятельности;

7. Рынок утверждает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы в жизни общества;

5. Рынок формирует определенный тип человека.

В современной экономической теории используется наиболее емкое, полно отражающее суть рынка определение:

Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли – продажи товаров и услуг. Это означает, что экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю, а купля – продажа является связующим звеном в этой системе (производства и потребления).

Рынок является механизмом, который приводится в движение экономическими интересами (потребностями) людей.

К условиям существования (функционирования) рынка относятся:

1. экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли- продажи и в распоряжении своими доходами;

2. наличие конкуренции;

3. достоверная информация о рынке;

4. право субъектов самим определять цены на свои товары и услуги;

5. определенный избыток предложения над спросом;

6. свободный вход и выход;

7. наличие посреднических фирм, а также прямой связи между производителями и потребителями товаров и услуг

Функции рынка

1. Ценообразующая - устанавливает цены в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;

2. Информационная - дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;

3. Посредническая - позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности, сводит вместе агентов рынка.

4. Регулирующая - дает ответ на вопросы: Что? Как? и Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;

5. Стимулирующая - заставляет производителей внедрять в производство достижения науки и техники, т.е. стимулирует НТП;

6. Санирующая - рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает возможность развития более предприимчивым и эффективным.

Структура и виды рынка.

 

Рынок как определенная система имеет соответствующую структуру.

Структура – закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка.

В экономической теории существует особая классификация рынка – по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:

– совершенной конкуренции (идеальный рынок);

– несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной степенью влияния на цену).

Рынок совершенной конкуренции (классический) существует, если соблюдаются следующие условия:

1. Отсутствие производителей монополистов;

2. Цена устанавливается в результате действия спроса и предложения;

3. Свободная и адекватная экономическая информация, которую могут получить хозяйствующие субъекты посредством рыночных показателей;

4. Свободный вход и выход на рынок;

Если какое-то условие не выполняется, то имеем рынок несовершенной конкуренции.

Классификация рынка.

1. По объектам: товаров и услуг, рабочей силы, информационный, финансовый, жилья и т.д.

2. По субъектам: покупателей, продавцов, госзаказов, посредников

3. По уровню насыщенности: избыточный, равновесный, дефицитный

4. По степени зрелости: неразвитый, деформированный, формирующийся,

развитый

5. По характеру продаж: оптовый, розничный

6. По соответствию закону: легальный, нелегальный

7. По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления; рынки продовольственных товаров; рынки факторов производства.

8. По степени ограничения конкуренции:

• монопольные;

• олигапольные;

• свободные;

• смешанные;

9. По отраслям: автомобилестроения, нефтяной, судостроительный,

компьютерный и т.п.

Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т. е. совокупности учреждений государственного и предпринимательского сектора, обеспечивающих его эффективное функционирование.

Рыночная инфраструктура.

1. Государственное управление:

a) Центробанк и казначейство,

b) налоговая служба,

c) таможня,

d) биржа труда,

e) статистико-информационные центры,

f) торговая палата.

2. Учреждения коммерческого сектора:

a) коммерческие банки и кредитные организации,

b) страховые компании,

c) товарная и фондовая биржа,

d) аудиторские компании,

e) ассоциации предпринимателей,

f) информационные сети и коммуникации,

g) агенства по подбору персонала,

 

Функции рыночной инфраструктуры:

- организационное оформление рыночных отношений;

- содействие государственному и общественному регулированию деловой активности;

- повышение эффективности продвижения товаров и услуг от продавцов к покупателям.

Наличие рынка предполагает необходимость существования экономических субъектов рынка. Их принято делить на 3 группы.

1. Домохозяйства (семьи)- это экономические единицы, потребляющие товары и услуги.

Для них характерны:

• самостоятельное принятие тех или иных решений по поводу приобретения товаров и услуг, а также распоряжения теми факторами производства, собственниками которых они являются;

• обеспечение воспроизводства человеческого капитала (забота о воспитании, здоровье, образовании);

• стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей.

2. Бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукцию, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли.

Для фирмы (предприятия) характерны:

• использование факторов производства с целью создания товаров и услуг;

• стремление к максимизации прибыли;

• самостоятельное принятие решений.

2. Правительство (государство) - представлено государственными учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления регулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты устанавливает размеры налогов, осуществляет антимонопольное регулирование и т.д.

В процессе рыночных отношений, домохозяйства, фирмы и государство вступают в экономические отношения (производственные, социальные и организационные), которые складываются по поводу купли и продажи, владения и использования объектов рынка.

Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития – от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР. Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда.

Основными достоинствами рынка являются:

- обеспечение свободы выбора деятельности и предпринимательства и ответственность за её результаты,

- эффективное распределение ресурсов на основе рационального ведения хозяйства,
- гарантирует гибкость и приспособленность к изменяющимся условиям хозяйствования,

- позволяет реализовать достижения НТП,
- создает систему побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности.

Основные недостатки:

- Нестабильная система, подверженная спадам и подъемам,

- Не гарантирует право на труд и доход и порождает экономическое и социальное неравенство,

- Не обеспечивает защиты окружающей среды вследствие хищнического использования природных ресурсов,

- Ориентация на денежный доход, не способствует решению социальных задач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: