Рынок: его сущность и виды.
Рынок – это многогранное понятие. Существует множество определений рынка. Самое упрощенное определение: рынок – это место, где осуществляется купля – продажа товара. Такое определение исходит из того, что его первый признак - место встречи продавцов и покупателей, появился еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции.
Ученые-экономисты К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Англ. экономист У. Джевонс считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.
Причины возникновения рынка:
1. Постоянно возрастающие потребности людей (стремление удовлетворить эти потребности стимулирует развитие рынка);
2. Ограниченность ресурсов производства (вызывает необходимость создания механизма рационального использования ресурсов и возмещения затрат на их производство);
3. Общественное разделение труда создало возможность возникновения товарного производства и рынка;
4. Экономическая обособленность производителей и их самостоятельность, которые выражаются, в том числе собственностью на средства производства и результаты хозяйственной деятельности.
Основные черты рынка:
1. Наличие товарной массы;
2. Наличие развитой и устойчивой денежной системы;
3. Рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, следовательно, свободу договоров и сделок;
4. Рынок подчиняется действию определенных рыночных законов, прежде всего законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
5. В основе действий продавцов и покупателей лежит личный экономический интерес;
6. Полная материальная ответственность участников рынка за результаты своей деятельности;
7. Рынок утверждает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы в жизни общества;
5. Рынок формирует определенный тип человека.
В современной экономической теории используется наиболее емкое, полно отражающее суть рынка определение:
Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли – продажи товаров и услуг. Это означает, что экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю, а купля – продажа является связующим звеном в этой системе (производства и потребления).
Рынок является механизмом, который приводится в движение экономическими интересами (потребностями) людей.
К условиям существования (функционирования) рынка относятся:
1. экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли- продажи и в распоряжении своими доходами;
2. наличие конкуренции;
3. достоверная информация о рынке;
4. право субъектов самим определять цены на свои товары и услуги;
5. определенный избыток предложения над спросом;
6. свободный вход и выход;
7. наличие посреднических фирм, а также прямой связи между производителями и потребителями товаров и услуг
Функции рынка
1. Ценообразующая - устанавливает цены в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;
2. Информационная - дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;
3. Посредническая - позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности, сводит вместе агентов рынка.
4. Регулирующая - дает ответ на вопросы: Что? Как? и Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;
5. Стимулирующая - заставляет производителей внедрять в производство достижения науки и техники, т.е. стимулирует НТП;
6. Санирующая - рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает возможность развития более предприимчивым и эффективным.
Структура и виды рынка.
Рынок как определенная система имеет соответствующую структуру.
Структура – закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка.
В экономической теории существует особая классификация рынка – по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:
– совершенной конкуренции (идеальный рынок);
– несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной степенью влияния на цену).
Рынок совершенной конкуренции (классический) существует, если соблюдаются следующие условия:
1. Отсутствие производителей монополистов;
2. Цена устанавливается в результате действия спроса и предложения;
3. Свободная и адекватная экономическая информация, которую могут получить хозяйствующие субъекты посредством рыночных показателей;
4. Свободный вход и выход на рынок;
Если какое-то условие не выполняется, то имеем рынок несовершенной конкуренции.
Классификация рынка.
1. По объектам: товаров и услуг, рабочей силы, информационный, финансовый, жилья и т.д.
2. По субъектам: покупателей, продавцов, госзаказов, посредников
3. По уровню насыщенности: избыточный, равновесный, дефицитный
4. По степени зрелости: неразвитый, деформированный, формирующийся,
развитый
5. По характеру продаж: оптовый, розничный
6. По соответствию закону: легальный, нелегальный
7. По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления; рынки продовольственных товаров; рынки факторов производства.
8. По степени ограничения конкуренции:
• монопольные;
• олигапольные;
• свободные;
• смешанные;
9. По отраслям: автомобилестроения, нефтяной, судостроительный,
компьютерный и т.п.
Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т. е. совокупности учреждений государственного и предпринимательского сектора, обеспечивающих его эффективное функционирование.
Рыночная инфраструктура.
1. Государственное управление:
a) Центробанк и казначейство,
b) налоговая служба,
c) таможня,
d) биржа труда,
e) статистико-информационные центры,
f) торговая палата.
2. Учреждения коммерческого сектора:
a) коммерческие банки и кредитные организации,
b) страховые компании,
c) товарная и фондовая биржа,
d) аудиторские компании,
e) ассоциации предпринимателей,
f) информационные сети и коммуникации,
g) агенства по подбору персонала,
Функции рыночной инфраструктуры:
- организационное оформление рыночных отношений;
- содействие государственному и общественному регулированию деловой активности;
- повышение эффективности продвижения товаров и услуг от продавцов к покупателям.
Наличие рынка предполагает необходимость существования экономических субъектов рынка. Их принято делить на 3 группы.
1. Домохозяйства (семьи)- это экономические единицы, потребляющие товары и услуги.
Для них характерны:
• самостоятельное принятие тех или иных решений по поводу приобретения товаров и услуг, а также распоряжения теми факторами производства, собственниками которых они являются;
• обеспечение воспроизводства человеческого капитала (забота о воспитании, здоровье, образовании);
• стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей.
2. Бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукцию, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли.
Для фирмы (предприятия) характерны:
• использование факторов производства с целью создания товаров и услуг;
• стремление к максимизации прибыли;
• самостоятельное принятие решений.
2. Правительство (государство) - представлено государственными учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления регулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты устанавливает размеры налогов, осуществляет антимонопольное регулирование и т.д.
В процессе рыночных отношений, домохозяйства, фирмы и государство вступают в экономические отношения (производственные, социальные и организационные), которые складываются по поводу купли и продажи, владения и использования объектов рынка.
Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития – от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР. Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда.
Основными достоинствами рынка являются:
- обеспечение свободы выбора деятельности и предпринимательства и ответственность за её результаты,
- эффективное распределение ресурсов на основе рационального ведения хозяйства,
- гарантирует гибкость и приспособленность к изменяющимся условиям хозяйствования,
- позволяет реализовать достижения НТП,
- создает систему побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности.
Основные недостатки:
- Нестабильная система, подверженная спадам и подъемам,
- Не гарантирует право на труд и доход и порождает экономическое и социальное неравенство,
- Не обеспечивает защиты окружающей среды вследствие хищнического использования природных ресурсов,
- Ориентация на денежный доход, не способствует решению социальных задач.