Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг




Тема 7. Преступления, нарушающие установленный порядок денег и ценных бумаг

Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

 

 

1. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что оно подрывает рынок ценных бумаг, причиняет крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

2. Согласно ст. 142 ГК РФ ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых.

Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: а) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением законодательно установленных формы и порядка; б) размещается выпусками; в) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения (ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1>).

 

К числу эмиссионных ценных бумаг относятся акция, облигация, опцион эмитента и российская депозитарная расписка.

 

Акция закрепляет права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации; облигация - на получение от эмитента в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента (она также может предусматривать права на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права); опцион эмитента - на покупку в предусмотренный в ней срок или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона.

 

Российская депозитарная расписка не имеет номинальной стоимости; она удостоверяет право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляет право ее владельца требовать от эмитента получения взамен данной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами.

3. Объективная сторона преступления может выражаться в четырех альтернативно указанных деяниях: а) внесении в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации; б) утверждении либо подтверждении содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта; в) утверждении или подтверждении заведомо недостоверного отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг; г) размещении ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

Первая форма деяния характеризуется внесением в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации. Исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в проспекте ценных бумаг, дан в ст. 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Заведомо недостоверная информация может относиться к сведениям: о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента и иных лицах, подписавших проспект; об объеме, сроках, порядке и условиях размещения по каждому виду, категории (типу) размещаемых эмиссионных ценных бумаг; о финансово-экономическом состоянии эмитента и его финансово-хозяйственной деятельности; об участниках (акционерах) эмитента и совершенных сделках, в совершении которых имелась заинтересованность; о бухгалтерской отчетности; о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.

Вторая форма деяния заключается в утверждении либо подтверждении проспекта ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверную информацию. Проспект хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции данного совета, а юридических лиц иных организационно-правовых форм - лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента. Подписывается он данным лицом, главным бухгалтером эмитента, аудитором, а в предусмотренных законом случаях независимым оценщиком (по усмотрению эмитента, финансовым консультантом), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей содержащейся в проспекте ценных бумаг информации.

В случае выпуска облигаций с обеспечением достоверность информации об обеспечении подтверждает лицо, предоставившее его.

Третья форма деяния выражается в утверждении или подтверждении заведомо недостоверного отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" эмитент обязан не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (ст. 25). В этом случае недостоверная информация может относиться к дате начала и окончания размещения ценных бумаг, их фактической цене, количеству, доле размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска, общему объему поступлений за размещенные ценные бумаги (в том числе объему денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг; объему денежных средств в иностранной валюте, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг и выраженных в валюте РФ по курсу Банка России на момент внесения; объему материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте РФ), к сделкам, признаваемым федеральными законами крупными, и сделкам, совершенным в процессе размещения ценных бумаг, в отношении которых имеется заинтересованность.

Эмитент вправе представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, если брокером оказывались услуги по размещению указанных бумаг путем открытой подписки, и фондовой биржей осуществлен их листинг (т.е. включение в котировальный список), в том числе при размещении дополнительного выпуска ценных бумаг, если листинг ценных бумаг соответствующего выпуска был осуществлен ранее.

Четвертая форма деяния предполагает размещение ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию. Государственная регистрация входит в процедуру эмиссии ценных бумаг, являясь одним из ее этапов. Она осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации дан в ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". К их числу, в частности, относятся: несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства; внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных либо недостоверных сведений и др.

Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска. Под размещением понимается отчуждение указанных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Надо иметь в виду, что законодательство предусматривает случаи, когда регистрация выпуска ценных бумаг не производится.

4. Состав преступления является материальным. Преступление признается оконченным с момента наступления крупного ущерба.

Крупным признается ущерб, превышающий _________________. (примечание к ст. 185 УК).

Между данным последствием и деяниями, указанными в ст. 185 УК, должна быть причинная связь.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, на это, в частности, указывает признак заведомости. Мотив и цель преступления значения не имеют, хотя, как правило, все разновидности злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг совершаются из корыстных побуждений.

6. Субъект преступления специальный, обусловлен видом преступного деяния:

а) за внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации несут ответственность подписавшие его лица, выполняющие управленческие функции в организации-эмитенте, должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих эмиссию ценных бумаг, а также иные названные выше лица, ответственные за достоверность включенной в проспект ценных бумаг информации и подписавшие этот проспект;

б) за утверждение либо подтверждение проспекта ценных бумаг или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг могут подлежать ответственности уполномоченные работники организации-эмитента, а также иные лица, утвердившие или подтвердившие содержание указанных проспекта или отчета (уведомления);

в) за размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, ответственными являются уполномоченные работники организации-эмитента.

7. В качестве квалифицирующего признака в ч. 2 ст. 185 УК названо совершение деяний, предусмотренных ч. 1 статьи, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ч. ч. 2 и 3 ст. 35).

 

Статья 185.1. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

 

 

1. Комментируемая статья содержит описание двух различных преступлений:

а) злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах;

б) предоставление заведомо неполной или ложной информации.

2. Согласно ст. 23 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам. В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации с тиражом не менее 10 тыс. экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать вышеизложенное и указать порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации тиражом не менее 1 тыс. экземпляров.

Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг. В статье 30 названного Закона указаны формы раскрытия эмитентом информации о своих ценных бумагах и о своей финансово-хозяйственной деятельности и содержание раскрываемой информации.

Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Порядок и сроки раскрытия информации регламентированы Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н <1>.

 

Формами раскрытия информации об эмитенте, его ценных бумагах и финансово-хозяйственной деятельности в случае регистрации проспекта ценных бумаг являются: ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. Он должен быть представлен в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Этот отчет также предоставляется владельцам эмиссионных ценных бумаг (инвесторам) по их требованию за плату, не превышающую затрат по изготовлению брошюры. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.

Сообщения о существенных фактах, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, в срок не более 5 дней с момента появления факта должны направляться эмитентом в регистрирующий орган, а также публиковаться в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента. В Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 10.10.2006 N 06-117/пз-н установлено, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования о нем сообщения в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством и (или) иной организацией, имеющей статус средства массовой информации (ленте новостей), - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее 3 дней; в периодическом печатном издании - не позднее 5 дней (ст. 6.3). Сообщение о существенном факте подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или иным уполномоченным лицом эмитента, а в определенных Положением случаях - также лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) главного бухгалтера (ст. 6.1.4).

3. Помимо эмитента Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон от 05.03.99 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" возлагают обязанности по раскрытию соответствующей информации и на профессиональных участников рынка ценных бумаг, каковыми являются юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют такие виды деятельности, как брокерская, дилерская, депозитарная и др., а также в определенных случаях и на владельцев обыкновенных акций.

4. Злостность уклонения от предоставления требуемой информации может определяться истечением продолжительного времени после наступления сроков для предоставления информации контролирующему органу, упорным невыполнением этой обязанности, несмотря на неоднократные и настойчивые требования инвестора или контролирующего органа, и т.п.

5. Обязательным условием для наступления уголовной ответственности является причинение деяниями, указанными в комментируемой статье, последствия в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Крупный ущерб исчисляется суммой, превышающей _______________________ (примечание к ст. 185 УК).

6. Субъект преступлений, предусмотренных в ст. 185.1, определен как лицо, обязанное обеспечить инвестора или контролирующий орган информацией, содержащей данные об эмитенте, его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами. В случаях предоставления инвестору или контролирующему органу заведомо неполной или ложной информации субъектами преступления будут лица, подписавшие документ, содержащий такую информацию (ежеквартальный отчет, сообщение о существенных фактах и др.).

Преступление совершается умышленно. Мотивы и цели преступной деятельности квалифицирующего значения не имеют.

 

Статья 185.2. Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги

 

 

Статья 185.3. Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг

 

 

Статья 185.4. Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг

 

Статья 186. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

 

1. Опасность деяний, предусмотренных ст. 186, в том, что они подрывают устойчивость отечественной валюты и затрудняют регулирование денежного обращения.

2. Предметом преступления являются прежде всего банковские билеты Центрального банка РФ и металлическая монета, как находящиеся в обращении, так и изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену. Изготовление с целью сбыта и сбыт поддельных денежных знаков и ценных бумаг, изъятых из обращения (монеты старой чеканки, советские и российские деньги, отмененные денежными реформами, и т.п.), не подлежащих обмену и имеющих лишь коллекционную ценность, не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 186, и могут при наличии к тому оснований квалифицироваться как хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием.

Другим возможным предметом преступления являются государственные ценные бумаги и иные ценные бумаги в валюте Российской Федерации.

Не могут квалифицироваться по ст. 186 подделка лотерейного билета с целью его сбыта, а равно сбыт поддельного лотерейного билета. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.04.94 N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" <1> отметил, что билет денежно-вещевой лотереи не является ценной бумагой. Поэтому его подделка с целью сбыта или незаконного получения якобы выпавшего выигрыша квалифицируется как приготовление к мошенничеству, а в случае продажи либо получения по нему выигрыша - как оконченное мошенничество (п. 8).

Предметом преступления могут быть также иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте.

 

3. Объективная сторона преступления может быть выражена любым из трех возможных действий: 1) изготовление, хранение, перевозка в целях сбыта поддельных денег или ценных бумаг; 2) хранение, перевозка указанных предметов с целью сбыта; 3) сбыт таких денег или ценных бумаг. Если субъект, изготовивший поддельные денежные знаки или ценные бумаги, сам же их сбывает, содеянное не образует совокупности, а рассматривается как единое преступление.

Состав преступления образует как частичная подделка денежных знаков или ценных бумаг (подделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии облигации и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и изготовление полностью поддельных денег и ценных бумаг (чеканка монеты, изготовление фальшивок с помощью копировальной или компьютерной техники и т.д.). Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.04.94 N 2 указал: "При решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, необходимо установить, являются ли денежные купюры, монеты или ценные бумаги поддельными и имеют ли они существенное сходство по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам с находящимися в обращении подлинными денежными знаками или ценными бумагами.

В тех случаях, когда явное несоответствие фальшивой купюры подлинной, исключающее ее участие в денежном обращении, а также иные обстоятельства дела свидетельствуют о направленности умысла виновного на грубый обман ограниченного числа лиц, такие действия могут быть квалифицированы как мошенничество" (п. 3). Судебная практика по конкретным уголовным делам руководствуется этим указанием <1>.

О содержании понятий "хранение" и "перевозка" см. п. п. 10 и 11 комментария к ст. 228 УК.

Под сбытом поддельных денег и ценных бумаг понимается их использование в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размен, дарение, дача взаймы, продажа и иные возможные действия, связанные с пуском в обращение этих подделок.

4. Для наличия состава преступления достаточно хотя бы одного факта изготовления с целью сбыта поддельного денежного знака или ценной бумаги и, соответственно, одного факта их сбыта (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.94 N 2), даже если по намерению преступников предполагалось изготовить и (или) сбыть партию фальшивок <1>. В то же время, если преступник имел конкретизированный умысел на изготовление с целью сбыта или сбыт фальшивых денежных знаков или ценных бумаг в крупном размере (ч. 2 ст. 186 УК), но по независящим от него причинам смог реализовать данный умысел лишь частично, представляется, что содеянное следует квалифицировать как покушение на изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг в крупном размере.

 

Не доведенная до конца по независящим от лица причинам работа по изготовлению фальшивых денег или ценных бумаг, неудавшееся по техническим причинам изготовление качественных фальшивок, а также неудавшийся сбыт квалифицируются как покушение на данное преступление, если, конечно, в последних случаях лицо само не изготавливало эти знаки с целью их сбыта <1>.

 

Приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта образует для приобретающей стороны приготовление к сбыту поддельных денег или ценных бумаг. Уголовной ответственности за сбыт поддельных денег, ценных бумаг и иностранной валюты подлежат и лица, ставшие обладателем фальшивок при случайных обстоятельствах, осознавшие это и тем не менее использовавшие их как подлинные, т.е. сбывшие их (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.94 N 2).

5. Преступление совершается с прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны преступления в форме изготовления, хранения и перевозки поддельных денег или ценных бумаг является наличие цели их сбыта.

6. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, совершившее преступление как на территории России, так и за ее пределами (см. комментарий к ч. 3 ст. 12).

7. Крупный размер фальшивомонетничества (ч. 2 ст. 186) исчисляется суммой, превышающей ________________________. Это размер следует определять исходя из номиналов, обозначенных на фальшивых денежных знаках и ценных бумагах.

При совершении преступления организованной группой (ч. 3 ст. 186) может происходить распределение ролей не только между изготовителями фальшивок и теми, кто их сбывает. В составе организованной группы могут находиться лица, хранящие поддельную валюту, выполняющие функции перевозчиков и т.д. При организованной преступной деятельности все ее участники привлекаются к ответственности как исполнители преступления.

8. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.04.94 N 2 указал, что незаконное приобретение чужого имущества лицом в результате проделанных им операций с фальшивыми деньгами или ценными бумагами охватывается составом фальшивомонетничества и дополнительной квалификации по соответствующим статьям, предусматривающим ответственность за хищение, не требует. Это разъяснение представляется спорным.

 

Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов

 

1. В Положении Центрального банка РФ от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" определено, что кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных карт, кредитных карт и предоплаченных карт.

· расчетная карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленной кредитной организацией-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией-эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).

· Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

· Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией-эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств (п. 1.5).

Существуют и другие виды расчетных карт: дисконтная карта, дающая владельцу право на дисконтную льготу или скидку при покупке товаров или пользовании услугами определенной фирмы; электронная телефонная карта, с помощью которой оплачиваются телефонные переговоры в пределах ранее внесенной суммы; электронная проездная карта для расчета за проезд в пределах ранее оплаченного лимита и др.

"Иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами", - это различные документы, обеспечивающие безналичную форму расчета. К ним, в частности, можно отнести платежное поручение, представляющее собой поручение клиента обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении (п. 1 ст. 865 ГК РФ). Помимо платежного поручения Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П <1>, разработанное Центральным банком РФ, допускает использование для безналичных расчетов следующие расчетные документы: чеки, аккредитивы, платежные требования и инкассовые поручения. Однако чек является ценной бумагой и поэтому предметом рассматриваемого преступления признан быть не может.

 

2. О понятии изготовления и сбыта см. комментарий к ст. 186.

3. Использование поддельных пластиковых карт для оплаты товаров и услуг, а также получение по ним денег в банкоматах не могут рассматриваться как их сбыт. В отличие от случаев мошенничества, когда поддельные деньги, использованные при оплате товаров или услуг, запускаются в оборот и могут, при условии высокого качества подделки, находиться там неопределенное время, что и позволяет признавать в этих случаях их сбыт, поддельные пластиковые карты, использованные при расчетах или в банкоматах, остаются у преступника, а поддельные иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами, - в организации, осуществившей по ним платежи. Поэтому использование поддельных пластиковых карт для расчета за товар или получения наличных денег, так же как и использование поддельных иных платежных документов для завладения денежными средствами, является покушением на хищение чужого имущества путем мошенничества или оконченным мошенничеством, если завладение фактически состоялось (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" <1>). При использовании поддельных карт для оплаты оказанной услуги возможно привлечение к ответственности по ст. 165 УК.

4. Преступление совершается с прямым умыслом. Для привлечения к ответственности за изготовление поддельных кредитных или расчетных карт или иных платежных документов необходимо установление цели сбыта, имевшейся у виновного лица уже в момент изготовления подделки.

Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие возраста 16 лет.

5. О понятии организованной группы см. комментарий к ст. 35.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: