Тема 16 Избирательное право




1. Понятие избирательного права и избирательной системы

Выборы являются непременным условием демократического режима. Конституция России называет выборы одной из форм народовластия. Существуют 2 понятия избирательного права.

В объективном смысле избирательное право – совокупность правовых норм регулирующих выборы. В субъективном смысле избирательное право гражданина избирать и быть избранным. Право избирать называют активным избирательным право, а право быть избранным пассивным избирательным правом.

Избирательное право реализуется через избирательный системы. Значит избирательные системы – процедура осуществления избирательного права. Избирательные системы представляют собой совокупность юридических и фактических отношений возникающих в процессе выборов.

Существует несколько видов избирательных систем. Мажоритарная избирательная избирательная система предполагает избрание одного кандидата получившего наиболее число голосов. Если для избрания требуется получит более половины голосов избирателей принявших участие в голосовании это мажоритарная система абсолютного большинства. Она применяется на выборах президента России и на выборах губернатора.

Если для избрания достаточно любого большинства голосов по сравнению с иными кандидатами это мажоритарная система относительного большинства. Например, она применятся на выборах депутатов муниципальных представительных органов.

Если при использовании мажоритарной системе абсолютного большинства ни один из кандидатов не получит более половины голосов проводят повторное голосование (второй тур) по 2 кандидатам набравшим наибольшее число голосов. Пример являются выборы президента 1996г. Ельцин – Зюганов.

Недостатком мажоритарной системы является то, что голоса поданные за других кандидатов уже не учитываются. Эти избиратели становятся не представленными.

Другим видом избирательной системы является пропорциональная избирательная система. Ее суть заключается в том, что мандаты распределяются между списками кандидатов. Пропорционально количеству полученных голосов.

По этой системе с 2007г. избиралось государственная Дума, а также половина депутатов Кемеровского областного совета народных депутатов.

Существуют пропорциональна избирательная система с закрытым списком кандидатов и с открытым списком кандидатов. Закрытый список – включение в избирательный бюллетень только нескольких кандидатов лидеров, остальные кандидаты не упоминаются. Это систем используется в России. Открытый список предполагает включение в бюллетень всех кандидатов и возможность избирателя голосовать за любого из них. В России не применяется.

Смешанные избирательные системы – такие, которые сочетают использование мажоритарной и пропорциональной системы. По смешанной системы избирается Кемеровский областной совет народных депутатов с 2016г. будет избирается ГД.

2. Принципы избирательного права

В конституции России принципы избирательного права закреплены только применительно к выборам президента. Сказано что он избирается на всеобщих, равных, прямых выборах при тайном голосовании.

В России с 2002г. действует закон об основах гарантии избирательных прав и право граждан на участие в референдуме. В нем регламентированы принципы избирательного права. Они являются общими и для выборов и для референдума.

1) Участие граждан в выборах и в референдуме является свободным и добровольном – нельзя принуждать к участию в голосовании или препятствовать такому участию, участие в выборах не является обязанностью, значит нет ответственности за неучастие. Свобода участия в выборах приводит к явлению называемому абсентеизм отказу от голосованию. Преодолеет абсентеизм в РФ не удается поэтому в избирательных законах не установлено требование к минимальной явке избирателей для признание выборов состоявшимся

2) всеобщие выборы означает что гражданин России достигший 18 лет имеет право избирать, по достижении возрастного возраста быть избранным конституция и названный закон что избирательных прав нет у лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда а также у недееспособных лиц признанных таковыми судом. Не имеют пассивного избирательного прав ряд категории граждан: А) осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления; если судимость не погашена и не прошло 10 лет после погашения судимости; Б) лица совершившие особые тяжкие преступления; если не погашена судимость после погашения не прошло 15 лет; В) лица имеющие гражданство иностранного государства или иной документ дающий право на постоянное проживание в иностранном государстве. Закон не позволяет устанавливать цензы оседлости, т. е. вводит требования к продолжительности проживания на данной территории. Это может делать только конституция. Закон не позволяет устанавливать максимальный возраст кандидата. Иностранные граждане постоянно проживающие в России могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления если это предусмотрено международным договором в России. Существует требование несовместимости депутатского мандата с занятием ряда должностей. Например, судьи, прокуроры, уполномоченный по правам человека, в случае избрания депутатом должны свои полномочия.

3) Равные выборы. Равенство выборов предполагает наличие у избирателей одинакового количества голосов равный «вес» голоса и равноправие кандидатов. Равный «вес» голоса обеспечивается примерным одинаковым в избирательных округах. Это количество может отличаться не более чем на 10%, а труднодоступных местностях на 30%. Равенство кандидатов обеспечивается целым рядом гарантий, включая доступ к СМИ, наличие одинакового количества доверенных лиц, равные требования к регистрации и т.д.

4) Прямые выборы. Граждане голосуют непосредственно за кандидатов или против кандидатов. Между кандидатами и избирателей нет посредников в лице выборщиков.

5) Тайное голосование. Он обеспечивает свободу воли изъявления. Исключает контроль за выбором избирателя.

3. Гарантии избирательных прав граждан

В России законы о гарантиях избирательных прав принимались 1994г. 1997г. 2002г. В них беспрестанно вносились изменения. Это говорить о том, что в России идет поиск оптимальных, эффективных, демократичных способов проведения выборов.

Гарантии избирательных прав:

1. Обязательное проведение выборов. В России установлен единый день голосования второе воскресенье сентября. Если уполномоченный орган не назначит выборы, то их проводит соответствующее избирательная комиссия.

В 1996г. был принят закон об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в ОМС. Он позволил судам субъектов Федерации назначать муниципальные выборы в ряде случаев:

- если нет органа уполномоченного назначит выборы

- если в муниципальным образовании не принят устав

- если муниципальное образование ликвидировано или реорганизовано с нарушением закона и т.д.

2. обязательное включение избирателей в списки избирателей – регистрация избирателей. В списков включается гражданин имеющие активное избирательное право, если его место жительства или временного проживания находиться в данном избирательном округе. Если гражданин не обнаружит себя в списке избирателей он может подать заявление в участковую комиссию она обязана рассмотреть заявление 24 часа в день голосования в течении 2 часов. Отказ удовлетворить заявление можно обжаловать в вышестоящую комиссия или в суд. Суд рассматривает дело немедленно судебное решение вступает в силу с момента внесения.

3. паритетный (равный) характер формирования избирательных комиссий. Например, 5 членов ЦИК назначает президент 5 ГД, и 5 СФ.

4. властность и открытость в деятельности избирательных комиссий (журналисты, кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, члены вышестоящих комиссий и т. д.).

5. равенство кандидатов. Кандидаты находящиеся на государственной или муниципальной службе не может использовать преимущества служебного положения. После регистрации они должны взят отпуск оплачиваемый из бюджета.

6. недопустимость злоупотребления правом на предвыборную агитацию. Нельзя призывать насильственного изменению конституционного строя, к разжиганию расовой, национальной, религиозной розни, осуществлять подкуп избирателей, оказывать им бесплатные услуги или услугу по сниженным ценам и т. д.

7. возможность проголосовать на территории другого избирательного участка (открепительное удостоверение). Такое удостоверение выдается избирателям, которые в день голосования не будут находиться на территории избирательного участка. Они вправе проголосовать на другом участке избирательного округа.

8. если закон не предусматривает выдачу открепительного удостоверения граждане вправе проголосовать досрочно (норма действует с 2014г.). прежде досрочно голосовать можно было только в труднодоступных местностях, на полярных станциях, и на судах которые в день голосования буду в плавании.

9. голосование вне помещения избирательного участка. Если гражданин по состоянию здоровья не может прибыть в помещения для голосования он или иные лица обращаются с заявлением в участковую комиссию, ему организуют голосование дома.

10. недопустимость использования источников финансирования запрещенных законом. Нельзя использовать средства иностранных государств, органов государственных власти и местного самоуправления, апатридов, воинских частей.

11. Гарантированность достоверности итогов голосования. Выборы признаются недействительными:

- по решению суда

- если допущенные при голосовании нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления граждан.

- если результату голосования будут признаны недействительными на избирательных участках включающих четверть избирательного округа.

4. Выборы депутатов государственной думы

В настоящее время действует закон 2005г. «О выборах депутатов государственной думы». Но 2014г. был принят новый закон, он вступит в силу, когда истекут полномочия действующей государственной думы.

Закон полностью воспроизводить ограничения пассивного избирательного права, которые закреплены в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав».

Выборы назначает президент РФ. Право выдвигать кандидатов имеют политические партии, а также граждане в порядке самовыдвижения.

Граждане, партии и общественные объединения имеют право проводить предвыборную агитацию.

Для обеспечении законности выборов предусматривается назначение наблюдателей. Их назначает партия, выдвинувшая кандидатов. Зарегистрированные кандидаты, а также допускаются международные наблюдатели.

Список кандидатов выдвигается на съезде партий. Он должен включать не менее 200 и не более 400. Допускается выдвижение беспартийных но не более 50%. Список кандидатов может делится на общефедеральную и региональную части. В общефедеральной части можно назвать до 10 кандидатов. Список должен включать не менее 35 региональных групп кандидатов, охватывающих всю Россию.

Кандидат зарегистрированный в одномандатном округе может быть включен и в список кандидатов. Самовыдвиженец обязан собрать для регистрации не менее 3% подписей избирателей данного округа.

Список кандидатов выдвинутой политической партией должен быть поддержан подписями 200 тыс. избирателями, причем в одном субъекте федерации не менее 7 тыс.

От Сбора подписей освобождаются партии, которые представлены в гос. думе или на последних выборах в гос. думу получили не менее 3% голосов. А также партии имеющие депутатов в законодательном органе хотя бы одного субъекта федерации.

Партия собравшая подписи в поддержку списка освобождается от их сбора в поддержку кандидата в одномандатных округах.

Каждая партия зарегистрировавшая список кандидатов и кандидат одномандатник обязаны создать избирательный фонд. У одномандатника предел 15 млн., а у партии 700млн.

В эту сумму не входят средства региональных партийных организаций. У них собственный избирательные фонды.

Биллютень не предусматривает графу против всех, зато предусмотрено открепительной удостоверение.

Досрочное голосование возможно только в труднодоступных местностях и на судах, которые в день голосования будут в плавании.

Победителем в одномандатном округе становится кандидат набравший больше голосов по сравнению каждый из конкурентов.

Если количество голосов будет равным избранным является кандидат зарегистрированный раньше.

По спискам кандидатов мандаты распределяются между списками, получившими 5% и более голосов.

Таких списков, допущенных к распределяю мандатов к не менее 2 и в совокупности они должны получить более 50% голосов избирательный принявших участие.

5. Референдум РФ

Конституция называет референдум формой народовластия. В 2004г принять ФКЗ «О референдуме РФ». Референдум – все народное голосование граждан обладающих данным правом по вопросам государственного значения. Принципы референдума аналогичны принципам избирательного права.

На референдум может вноситься проект новой конституции, во-первых, по инициативе конституционного собрания, во-вторых, любой вопрос в соответствии с международным договором России, в-третьих, любой вопрос отнесенный к ведению России и к совместному ведению России и ее субъектов.

По ряду вопросов референдум проводить запрещаются:

1 об изменении статуса субъекта РФ

2 о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента и депутатов гос. думы

3 о персональном составе федеральных органов власти

4 о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности граждан и т. д.

Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы исключалась множественность толкования, и можно было дать на него однозначный ответ.

Закон предусматривает обстоятельства, при которых референдум не проводится:

- если в России или хотя бы в одном субъекте федерации введено чрезвычайное или военное положение, а также в течении 3 месяцев со дня их отмены.

- в последний день полномочия президента и гос. думы

- в сроки, когда проводятся обще федеральные выборы

Инициаторами референдума могут быть:

1. 2 млн. граждан при условии, что на территории одного субъекта федерации за референдум не более 50тыс. граждан

2. Конституционное собрание по вопросу принятия новой конституции

3. Федеральные органы власти для исполнения международного договора России

В 2 последних случаях сбор подписей не осуществляется.

Что граждане стали инициаторами референдума создается инициативная группа и региональные подгруппы в большинстве субъектов РФ.

Сначала регистрируются региональные подгруппы в избирательных комиссиях субъектов федерации. На это отводиться 2 месяца. Затем ЦИК регистрирует федеральную инициативную группу. За этим начинается сбор подписей.

На это отводится 45 дней. Собранные подписи проверяет ЦИК. Если они достоверны ЦИК направляет информацию президентом. Он запрашивает заключение конституционного суда о соответствии вопросов выносимых на референдум конституции 2 данному закону.

При положительном заключении президент назначает день голосования. Референдум считается состоявшимся если в голосовании принимает участие более половины избирателей.

Решение считается принятым если более половины проголосовавших даст однозначный ответ.

Решение референдума не нуждается в утруждении. Если для его исполнения нужно принят нормативный акт то уполномоченный на принятии этого акта орган обязан его принят 3 месяцев.

Повторный референдум по аналогичному вопросу допускается не ранее чем через 2 года.

07.10.15г.

Тема 17 Президент РФ

1. Положение президента в системе органов гос. власти

Статусу президента посвящена глава 4 конституции. Он провозглашается главой государства. Это новая характеристика отличающиеся от прежней конституции.

Прежде президент назывался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти.

Конституция не называет президента в перечне государственных органов осуществляющих государственную власть. Это приводит ряд ученых к выводу, что существует особая президентская власть.

Другие авторы полагают, что президент в равной мере заинтересован в функционировании всех ветвей власти и стоит над ними.

Как глава государства президент:

- олицетворяет России внутри страны и международных отношения

- определяет основные направления внутренней и внешней политики

- назначает парламентские выборы

-обладает законодательной инициативой и правом отлагательного вето, т. е. правом не подписывать принят закон

- является верховным главнокомандующим

- осуществляет награждение и помилование

- эти полномочия присущи любому главе государства

Ст. 80 конституции называет президента гаранта конституции и гарантом прав и свобод.

Эту функцию президент выполняет обращаясь в конституционный суд запросом конституционности законом и иных нормативных актов принимает указы о правах и свободах. При нем действует комиссия по правам человека.

Ст. 85 конституции дает президенту права использовать согласительные процедуры для разрешении споров между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, а также между органами власти субъектов федерации.

Если согласительные процедуры не дали положительного результата президент может обратиться в суд.

Ст. 91 конституции наделяет президента неприкосновенностью. Эта неприкосновенность носит абсолютный характер, т. е. президент несет политическую ответственность в виде отрешения от должности. К уголовной ответственности его моно привлечь только после отрешения от должности, или прекращения полномочий.

2. Выборы президента России

Конституция содержит самый общие начала президентских выборов. Сказано, что президент избирается сроком на 6 лет на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом может стать гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Остальные вопросы разрешает о выборах президента 2003г. Это 4 закон по данному вопросу.

Кандидаты по закону могут выдвигаться политическими партиями и в порядке самовыдвижения. Самовыдвиженец обязан сформировать инициативную группу в количестве 500 граждан. Им предстоит собрать 300 тыс. подписей (прежде было 2 млн.); причем в одном субъекте федерации не менее 7тыс.500 подписей.

Если кандидата выдвигает партия ее нужно собрать 100 тыс. подписей. Причем в одном субъекте федерации не более 2500 тыс.

От сбора подписей освобождается партии, представленные в ГД, а также имеющие своих депутатов в законодательных органах не менее 1/3 субъектов федерации.

Закон воспроизводит все ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные законом «Об основных гарантиях избирательных прав».

Альтернативность на выборах является обязательной.

Кандидат обязан создать свой избирательный фонд в пределах 400 млн. руб. А если он участвует в повтором голосовании, то 500 млн. руб.

Закон предусматривает открепительное удостоверение, следовательно повторное голосование только в труднодоступных удаленных местностях и на судах, которые в день голосования будут в плавании.

Избранным считается кандидат получивший более половины голосов от числа принявших участие в голосовании.

Если такое большинство не получено проводится повторное голосование по 2 кандидатурам.

Если кандидат откажется участвовать в повторном голосовании его заменяет кандидат занявший 3 место. Если и он откажется голосование проводят по единственной кандидатуре.

Для избрания необходимо получить не менее половины принявших голосовании

Закон не предусматривает обязательной минимальной явке и графу против всех.

3. Полномочия президента

Все полномочия президента можно разделить по направлениям деятельности. Во взаимоотношениях с ФС президент:

1. Назначает выборы в ГД

2. Распускает ГД в случаях предусмотренные конституцией

3. Вносит законопроекты в ГД

4. Подписывает и обнародует законы

5. Обращается с посланием к ФС

6. Незамедлительно сообщает палатам ФС о введении военного или чрезвычайного положения

7. Согласует с ГД кандидатуры председателя правительства и ЦБ РФ

8. Представляет СФ кандидатуры судей, Конституционного и Верховного суда

9. Вносит в СФ кандидатуру генерального прокурора и его заместителей, а также представление об освобождение от должности генерального прокурора. СФ обязан удовлетворить это представление – так решил конституционный суд.

10. Проводит консультации с комитетами палат парламента по кандидатурам дипломатических предстателей

Полномочия в отношениях с правительством:

1. Назначает председателя правительства

2. Вправе председательствовать на заседаниях правительства

3. По представлению председательства правительства назначает и освобождает от должности его заместителей и федеральных министров; отправляет правительство в отставку

Полномочия во взаимоотношениях с субъектами федерации:

1. Предлагает кандидатуру руководителя субъекта федерации если его избрание осуществляет законодательный органа

2. Приостанавливает действие актов исполнительного органа власти субъекта федерации если они носят противоправный характер

3. Отрешает от должности руководителя субъекта федерации и распускает законодательный орган в случае, предусмотренном законом

Военные полномочия:

1. Утверждает военную доктрину России

2. Назначает и освобождает выше командование вооруженных сил

3. Формирует и возглавляет совет безопасности

4. В случае агрессии против России вводит военное положение

Помимо названного у президента есть полномочия в сфере прав и свобод внешней политики, судебной власти и т. д.

Наметилась тенденция расширений полномочий президента. Так в 2014г. в конституцию внесли поправки по которым президент назначает прокуроров субъектов федерации, назначает и освобождает представителей России в СФ.

Для осуществления полномочии президент принимает указы и распоряжения. Правовая природа названных актов президента своеобразна:

1. Они обязанные носит подзаконный характер

2. Эти акты исходят от главы государства они могут воспонят пробелы в праве, т. е. играть роль законов

4. Прекращение полномочий президента

Ст. 92 КРФ устанавливает что полномочия начинаются с момента принесения присяги и заканчиваются принесением присяги нового президента.

Конституция называет случаи досрочного прекращения полномочий:

1. Добровольная отставка (1999 Ельцин)

2. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия

3. Осуществлять полномочия (нет юридического механизма осуществления этой нормы), отрешение о должности

Во всех 3 случаях должны состоятся не позднее 3 месяцев. Если президент временно не в состоянии исполнять обязанности они возлагаются на председателя правительства, которой не вправе распустить ГД, назначить референдум внести предложения об изменении конституции

Процедура отрешения от должности регламентирована ст. 93 КРФ:

- основанием отрешение президента от должности является обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

- обвинение должно быть выдвинуто не менее чем 1/3 депутатов ГД и подтверждено специальной комиссии

- обвинение должно быть подтверждено 2/3 ГД

- верховный суд дает заключение ГД о наличии признаков состава преступления в деянии президента

- ГД пердавет материалы в совет федерации, который запрашивает конституционный суды

- о соблюдении порядка выдвижения обвинении президенту

- вопрос об отрешении от должности президента СФ обязан рассмотреть в 3 месячный срок

Если в этот срок рассмотрение не состоялось обвинение считается отклоненными

- для отрешение необходимо получить при тайном голосовании 2/3 голосов членов СФ

5. Полномочный представитель президента в Федеральном округе

6. Гарантии президенту прекратившему исполнению полномочии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: