Студент: Бобылева Яния Витальевна




Конспект урока русского языка, проведенного в 2 «Г» классе МБОУ СОШ им. Калинина

Учитель: Шахова Е. А.

Методист: Леонтьева С.А.

Класс - 2 «Г»

Дата проведения: 8.04.2014

Студент: Бобылева Яния Витальевна

Тема: «Значение, употребление и написание приставок»

Цель: углубить представление учащихся о словообразовательной роли приставок, развивать умение образовывать слова с помощью приставок.

Задачи:

Образовательные:

Помочь младшим школьникам заметить и систематизировать морфемы русского языка, которые активно используются в речевой практике, понять их значения и запомнить написание, потренироваться в осознанном и правильном их употреблении.

Развивающие:

Развивать умение анализировать задания.

Развивать умение применять полученные ранее знания.

Развивать орфографическую зоркость.

Развивать фонематический слух.

Развивать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

1.Формировать интерес к изучению русского языка.

2.Формировать умение слушать учителя и одноклассников, не перебивая.

3.Воспитывать стремление быть грамотным и образованным человеком.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 

Регулятивные: учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

 

Коммуникативные: потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

 

Личностные результаты: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

По форме организации: комбинированный.

Оборудование: ИКТ, учебник, ТПО.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
I. Организация внимания учащихся. -Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Яния Витальевна.     Мотивация на урок. Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку. Метапредметные УУД: Учебно – познавательный интерес, организация рабочего места.
Мотивация учебной деятельности. - Ну - ка, проверим, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пожелаю вам удачи – За работу, в добрый час. - Откройте тетради, запишите число, «классная работа».        
II. Актуализация опорных знаний. - Как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает?   - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь слово» Сложите это слово из частей, как из деталей конструктора (слово «подсказка»). - Запишите это слово (у доски ученик). - Обозначьте известные вам части слов. - Сделайте вывод: из каких частей могут состоять слова русского языка?   - Ребята, на партах у вас лежат карточки. - Послушайте стихотворение Е.Измайлова и проследите по тексту, есть ли в этом стихотворении родственные слова (учитель читает стихотворение).   КАК РАСТУТ СЛОВА Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым- Был он только словом. Это слово было корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Стало много новых слов. Вот из садика рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном. Е. Измайлов   - Итак, есть ли в этом стихотворении родственные слова? Назовите их.       - Почему вы выбрали именно эти слова?     - Что вы учитывали, выбирая эти слова?     Работа в паре. - Ребята, сейчас вы будете работать в паре. Вместе со своим товарищем выделите в этих словах корень.     - Выделите в этих словах приставку и суффикс.   - Какую роль выполняет окончание?     - Сделайте вывод: из каких частей могут состоять слова русского языка?   - Какие части слова служат для образования новых слов?   Конструктор-набор деталей, из которых можно собрать множество разных моделей (открыть слайд №1)
а К  
Сказ под
       

подсказка

подсказка

- из корня, приставки, суффикса, окончания.

 

 

- В тексте есть родственные слова: сад, садик, рассада, посадка, садовник, садовод (открыть слайд №2)

- Потому что эти слова можно объяснить с помощью одного и того же слова.

- Мы учитывали то, что у родственных слов один корень.

 


сад, садик, рассада, посадки, садовник, садовод (открыть слайд №3).


сад, садик, рассада, посадки, садовник, садовод (открыть слайд №4).

- Окончание служит для связи слов в предложении.

- Из приставки, корня, суффикса, окончания.

- Приставка, суффикс.

 

ЛичностныеУУД: умение видеть и признавать свои ошибки. Метапредметные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Предметные УУД: знания о частях слова.
III. «Открытие» учащимися нового знания.     1.Постановка учебной задачи. - На странице 107 прочитайте заголовок.   - Как вы понимаете этот заголовок?   - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?   2.Упражнения в конструировании слов. - На странице найдите задание 515. Рассмотрите рисунок. Представьте себя на месте того, кто нарисован. Словами с корнем –хож- ответьте на вопрос: ты что делаешь? - Итак, посмотрите на первый рисунок. - Найдите подсказку авторов в рамочке. - С помощью каких приставок образовались данные слова? (открыть слайд №5) п.р.хожу п.дхожу .бхожу з.хожу вхожу выхожу ухожу     - Спишите эти слова и выделите в них приставку. Этот перечень приставок (показываю указкой на доску) поможет вам в правильном написании слов. У доски это задание будет выполнять… - А теперь сверьте выбор букв в приставках со страницей учебника. - Отметьте в словах ту часть, которая делает их похожими по значению (выделить корень) - Назовите и выделите те части, которые придают каждому слову свое значение. - Укажите в словах орфограммы.   - Словесный конструктор. - Это набор из частей слова. - Сегодня на уроке мы будем учиться конструировать слова.  
-хож-

 

 

(на доске)

пере-

под-

об-

за-

в-

вы-

у-

 

перехожу

подхожу

обхожу

захожу

вхожу

выхожу

ухожу

 

- Приставка

 

 

Личностные УУД: Умение удерживать учебную задачу, умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока. Метапредметные УУД: Владение правильной речью. Предметные УУД: Понятия о части слова приставке.
      3.Составление справочника приставок.   - Выполним задание 516 в тетрадях с печатной основой. - Прочитайте название и догадайтесь, что мы предлагаем сделать.   - Прочитайте задание под пустыми строчками.   - Так какое задание нам необходимо выполнить?   - Ребята, а что такое справочник? - Итак, прочитайте на слайде, что такое справочник (открыть слайд №6)   - Подберите и запишите однокоренные слова к слову «справочник». - Выделите корень (показываю суффикс оч и ник). - Отметьте сигналом опасности, те буквы гласных и согласных, которые в словах могут быть орфограммами. - Что же такое приставка?     - Для чего служит приставка?     - Какие значения могут иметь приставки?   - Какие ошибкоопасные места содержат приставки под-, от-?     - А теперь выполним задание 517 в учебнике на стр.108 (два человека у доски). - Понаблюдайте, как приставки меняют значение (устно). - Составьте слова с приставками и запишите каждую семью в свой столбик; приставки выделяйте, отмечайте орфограммы. Например, летит -> вылетит.   - Выберите приставки, которые можно употребить с корнем -ключ-, и устно закончим предложение (открыть слайд №8) Мы …ключим свет.Но для начала прочитаем подсказку, для этого заглянем в словарь на стр. 146 («Как правильно говорить?»)   - Вернемся теперь к нашему слайду и закончим предложения в рамочке (открыть слайд №9)
Мы включим свет.

 

- Ребята, помните, при всех приставках, кроме вы- ударение ставится после этого корня: например, включит, отключат, подключим.

Физминутка.

- А теперь, мы немного отдохнем с вами!

 

    - Составить справочник приставок. - Начни справочник с приставок только что записанных тобою слов (515). Пиши одни приставки, располагай их в том порядке в котором мы называем их значение: *движение вокруг чего-то; *движение через что-то; *движение внутрь; *приближение к чему-то; *удаление от чего-то; *движение наружу; - Составить справочник приставок русского языка. - Справочник - книга, содержащая необходимые сведения по какому-либо предмету, вопросу и т.п. - справка   - справочник (открыть слайд №7)     - Это часть слова, которая находится перед корнем. - Приставка служит для образования новых слов. *движение вокруг чего-то; *движение через что-то; *движение внутрь; *приближение к чему-то; *удаление от чего-то; *движение наружу; - Одни звуки совпадают с буквами. Другие нет.  
Вылетит Выбегу
Отлетит Отбегу
Залетит Забегу
Прилетит Прибегу
Улетит Убегу
Долетит Добегу
Влетит Вбегу
Перелетит Перебегу
Подлетит Подбегу
Слетит Сбегу

 

-ключ-

- «Словарь трудностей»

Правильно ставь ударение…(читают слова).

 

Можно употребить приставки (вы, от, в, пере, под).

Мы выключим свет.

Мы отключим свет.

Мы включим свет.

Мы подключим свет.

 

 
IV. Первичное усвоение новых знаний. -Поразмышляем над заданием 518. Прочитаем вслух слова с задания 517 с корнем -бег- и разными приставками. - Понаблюдайте со своим соседом за звучанием и написанием приставок. Если буквы на месте орфограммы такие же, как звуки, поставьте +, если другие, поставьте -.     - Ребята, как вы думаете, можно ли писать приставки так, как слышишь? - Прочитаем сообщение авторов в рамочке на стр.110. - Все ли приставки можно писать, как слышим?     - Какие же орфограммы бывают при письме в приставках?   - Как пишется большая часть приставок?     - Выпишите из рамки (в столбик) слова с приставками. У доски это задание будет выполнять… - Замените приставки и образуйте рядом другие слова (устно).   - Выделите приставки и посмотрите, меняются ли значения слов?     - В своем справочнике соберите и запишите в один столбик приставки с буквой - о, в другой –а, выделите орфограммы.   выбегу + отбегу - забегу - прибегу - убегу + добегу - вбегу - перебегу - подбегу - сбегу - -Нет   Читают - Нет не все, но большая часть приставок пишется также, как и слышим. - При письме в приставках бывают орфограммы безударных гласных и парных по глухости - звонкости согласных. - Большая часть приставок всегда пишется одинаково. Закрыл (открыл, прикрыл) Порисовал (нарисовал, зарисовал) Пришел (отошел, зашел) Подставил (приставил) Отбежал (выбежал, прибежал) Входил (уходил) Сделал (переделал) - о а Об-обо- об-за- пере-во- ___ в-во-под- ___ при-под- от- ___ от- _ у- ___ ___ вы- ___ ___ ___ Личностные УУД: умение выбирать действия по достижению цели. Метапредметные УУД: приобретение способа действий по достижению цели; умение работать самостоятельно. Предметные УУД: умение применять знания на практике.    
V. Итог урока. - Какую учебную задачу вы сегодня ставили?     - Выполнили мы с вами эту задачу? - О каких открытиях вы расскажете своим родителям и друзьям?   - Что такое приставка?   - А теперь мы поиграем. Игра называется «Да, нет». Если вы согласны со мной, вы хором говорите да, если нет, то нет. Приставка - часть предложения. Приставка - часть слова. Приставка стоит после корня. Приставка стоит перед корнем. Приставка пишется слитно. Приставка пишется раздельно. Приставка - главная общая часть родственных слов. Приставка служит для образования новых слов. В приставках есть орфограммы.   - Научиться конструировать слова. - Да. - Написание приставок можно проверить по шпаргалке на стр. 110 в учебнике. - Приставка часть слова, которая находится перед корнем.   Нет. Да. Нет. Да. Да. Нет. Нет. Да. Да.     Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Предметные УУД: предлагается вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивают результат.  
VI. Оценивание учащихся с комментированием. - Сегодня отметку «5» получают…они хорошо, активно работали на уроке. -Отметку «4» получают…,так как допускали не точности при ответе.      
VII. Рефлексия. - Ребята, перед вами на экране предложения, закончите их (открыть слайд № 10). Сегодня я узнал (а)… Теперь я могу … - У каждого на парте лежат синий и желтый кружочки, если вам было все понятно на уроке поднимите желтый кружок, если вам было что-то непонятно – синий кружок.      

 

Методист:

Учитель:

Оценка:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: