Прогнозирование и программирование социально-экономического развития в регионе.




Прогнозирование - это процесс разработки прогнозов, основанный на научном познании социально-экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов для обоснования сценариев развития ситуации в будущем. Под системой социально-экономического прогнозирования следует понимать единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность.[90] В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют прогнозы экономического, научно-технического, демографического, социального развития и другие.

В переводе с греческого прогноз означает предвидение, предсказание о развитии чего-либо, основанное на определенных фактических данных. В общем виде под прогнозом следует понимать научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижения.

Все процедуры в данной сфере регламентируются Законом РФ 1995 г. "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", а также аналогичными Законами, принятыми в субъектах Российской Федерации. Данные законы определяют правовые основы, цели и содержание системы прогнозирования, программ социально-экономического развития, а также общий порядок их разработки и реализации.

Прогнозы содержат систему количественных и качественных показателей развития экономики, характеризующих изменение экономической структуры и пропорций, уровня научно-технического развития, факторов производства и потребления, уровня жизни, образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогнозы социально-экономического развития субъектов РФ разрабатываются в целом по региону, видам экономической деятельности, территориям городов и районов.

Информационной базой при разработке являются:

- сведения Росстата и его территориальных органов;

- данные налоговой статистики;

- отчеты органов федерального казначейства и внебюджетных фондов;

- материалы департаментов и управлений региональных администраций;

- прогнозы и паспорта социально-экономического развития муниципальных образований и т.д.

В настоящее время система прогнозирования и программирования на региональном уровне включает следующие элементы: средне и краткосрочное прогнозирование, концепцию социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу, среднесрочную программу развития региона и программу действий администрации (Правительства) на очередной год.

Среднесрочный прогноз разрабатывается на 3-5 лет как база для обоснования программы социально-экономического развития на среднесрочный период. Данные прогнозы используются при рассмотрении и утверждении областного и местных бюджетов на предстоящий год и среднесрочный период.

На базе прогнозных данных осуществляется разработка концепции социально-экономического развития на долгосрочный период. В ней предусматривается целенаправленное, согласованное и объективно контролируемое статистической отчетностью последовательное преобразование экономики и социальной сферы региона с помощью мер государственного воздействия.

Среднесрочная программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе положений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации; среднесрочной Программы Правительства РФ как комплексной системы целевых ориентиров и планируемых государством эффективных путей и средств их достижения; прогноза на среднесрочный период и концепции социально-экономического развития региона. В ней отражаются: оценка итогов за предыдущий период и характеристика состояния экономики; цели и приоритеты развития на среднесрочную перспективу; обобщающие макроэкономические показатели социально-экономического и территориального развития; перечень федеральных целевых программ, принятых к финансированию на территории; институциональные преобразования; региональные политики как система мер организационного, правового и финансово-экономического характера, в том числе: инвестиционная и структурная; промышленная, аграрная; экологическая; социальная; внешнеэкономическая и др.

Таким образом, процесс прогнозирования лежит в основе разработки программных документов экономического развития региона. Несмотря на то, что методическое руководство этим процессом осуществляют федеральные органы управления, в том числе Минэкономразвития РФ, которое ежегодно представляет сценарные условия развития экономики страны на очередной год, на региональные органы управления возлагается ответственность за полноту, достоверность и качество подготовки программных документов.

В состав факторов, учитываемых при разработке территориальных прогнозов и программ входят:

l транспортно-географическое и геополитическое положение региона, его влияние на величину затрат в производстве и обращении товаров, условия внешнеэкономических связей;

l природно-климатические условия, их влияние на стоимость жизни, величину производственных затрат, стоимость строительства и т.д.;

l социально-исторические особенности, характер расселения населения, состав социальной сферы и размер бюджетных расходов на её содержание, занятость населения;

l уровень экономического развития, специализация в территориальном разделении труда, степень диверсификации хозяйства.

Так, исходя из общих требований, диктуемых федеральным законодательством, в рамках перехода от краткосрочного к среднесрочному программированию, областным Законам была принята и реализована Программа развития Владимирской области на среднесрочную перспективу (2004-2006 годы). В ней главной целью определено повышение жизненного уровня населения на основе устойчивых темпов экономического роста. Достижению этой цели способствовали мероприятия программы: создание условий, обеспечивающих конкурентоспособность хозяйственного комплекса области и устойчивый рост промышленного производства; стабилизация и рост производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение эффективности агропромышленного комплекса; эффективное использование земли, иной государственной и муниципальной недвижимости; обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательского сектора; формирование в регионе привлекательного инвестиционного климата; создание политических, правовых и экономических условий для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности; удовлетворение спроса населения на качественные товары и услуги, совершенствование механизмов защиты прав потребителей; улучшение экологической обстановки в области.

Итоги выполнения среднесрочной Программы развития Владимирской области показали положительную динамику основных экономических показателей, отражающих эффективность работы реального сектора экономики. Обеспечена положительная динамика валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, объемов промышленного, сельскохозяйственного производства, выросли объемы подрядных работ в строительстве. Почти двое увеличились объемы розничной торговли, вырос объем услуг населению. Возросли реальные располагаемые денежные доходы населения, сократилась доля населения, имеющая среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Сформирована законодательная и нормативная база, определяющая условия экономического и социального развития региона. Приняты законы, направленных на развитие деловой активности и решение актуальных социальных вопросов, в том числе областные Законы: «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области», «Об областной целевой программе развития экспортной базы и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности области на 2001-2005 годы», «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам».

Утверждены Концепции развития промышленности и внешнеэкономической деятельности Владимирской области на 2006-2010 гг., комплексы мер по развитию местной базы природных ресурсов, воспроизводству охотничьих животных и водных биологических ресурсов Владимирской области на 2005-2008 годы, комплексная программа "Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Владимирской области на 2006-2010 гг.".

В настоящее время в соответствии с Земельным кодексом и федеральным законом об обороте земель сельхозназначения создается система управления земельными ресурсами, что подтверждает эффективность использования метода программирования для более динамичного развития региона.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: