Учение Радищева о праве и государстве.




С.Е. Десницкий, А.Н.Радищев – вторая 1\2 18 века. Представители либерального направления.

ППУ А.Н.Радищева (1749-1802 гг).

Теоретик революционной законности.

Дворянин, закончил пажеский корпус, юрфак. Автор Путешествие из Петербурга в Москву, Ода Вольность.

По указанию Екатерины был приговорен к см.казни, замененной в острог сроком на 10 лет. в 1801 году вернулся в Питер.

Использует идеи ЖЖР.

Причины перехода к гос-ву те же, что и у Руссо – появление частной собственности. Гос-во мыслит в рамках концепции договора. Речь идет о молчаливом договоре. В основе гос-ва лежит молчаливый оговор между правителями и поданными. Радищев делает след.выводы: допускает право народа на сопротивление гос.власти.

Критика самодержавия. В примечаниях это делает. Радищев despotism перевел как самодержавие (переводил примечания к работам Мабли).

«Скажи же, в чей голове может быть больше несообразностей если не в царской». Екатерина на полях написала «сочинитель сей не любит царей. Бунтовщик хуже Пугачева». Находим системную критику креп.права. С тз зак-ва критикует, у него никаких прав по закону, он мертв. С нравственной тз - обычай порабощать себе ближних это зверский обычай. Критикует с эк.тз – труд крепостного неэффективен, выдвигает тезис – земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает.

Не приемлет ни абс.монархию, ни просвещенное самодержавие. Идеалом является республика. Исторический аргумент находит – была ведь Новгородская республика.

Переход к республике. Допускает народную революцию.

Что такое закон. Закон – это извет общей воли. Повторяет идеи Руссо (закон это выражение общей воли).

Закончил жизнь самоубийством.

Учебник

Радищев Александр Николаевич (1749-1802) — русский политический и правовой мыслитель, теоретик революционной демократии.

Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: «Наказ императрицы» (1766), работа Уложенной комиссии (1767-1768). Усиление крепостного гнета: указы Екатерины II (1765,1767), направленные на дальнейшее закрепощение крестьян. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) способствовала осознанию русскими просветителями и гуманистами необходимости существенного изменения жизни русского народа.

Биография. А.Н. Радищев происходил из дворян. Закончил Пажеский корпус, а затем — юридический факультет Лейпцигского университета. Был управляющим Петербургской таможней. По указанию Екатерины II за оду «Вольность» и книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Палатой уголовного суда был приговорен к смертной казни. Однако смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог сроком на десять лет. В 1801 г. Радищев получил разрешение возвратиться в Петербург. Был привлечен к работе по составлению законов в комиссии, созданной Александром I. В комиссии выступал с радикальными требованиями в защиту крестьян. Опасаясь новых преследований, покончил с собой.

Логическое основание политике-правового учения. Естественно-правовая теория, история России и осмысление опыта английской, американской и французской революций.

Основные работы: ода «Вольность» (1781-1783); «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).

Содержание политико-правового учения. Причиной перехода людей от естественного состояния к государственному состоянию А.Н. Радищев считал появление частной собственности:

«Как скоро сказал человек: сия пядень земли моя! Он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверообразному самовластию, когда человек повелевает человеком».

Радищев повторяет Руссо, заявляя, что естественное состояние — золотой век, когда нет частной собственности и царит гармония, связанная с действием золотого правила нравственности.

Государство, полагал Радищев, основано на молчаливом договоре между людьми, согласно которому они отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что государственная власть будет служить общему благу: «Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан».

Радищев признавал право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает народу, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками».

В 1773 г. Радищев перевел на русский язык книгу французского историка Габриеля Мабли «Размышления о греческой истории...». Французский термин «despotisme» он перевел русским словом «самодержавство», сделав примечание: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Самодержавие Радищев рассматривал как произвол самодержца, который ищет только своей пользы и руководствуется только своими прихотями. Монарх, по мнению Радищева, «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник».

Радищев восклицал: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».

Екатерина II в замечаниях на «Путешествие из Петербурга в Москву» написала: «Сочинитель не любит царей...» и, по словам ее секретаря, назвала Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачева».

Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения: юридической, экономической, нравственной.

С юридической точки зрения крепостное право противоречит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного договора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свободе и после его заключения. Однако положение крепостного крестьянина противоречит этому общественному договору: " Порабощение есть преступление".

С экономической точки зрения труд крепостного крестьянина имеет низкую производительность, поскольку крестьянин не заинтересован работать на ниве, которая ему не принадлежит: «Нива рабства, неполный давая плод, мертиит граждан».

Первым в России Радищев предложил решение проблемы: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает: «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее».

С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и о каменном сердце. Идеалы Радищева: политический и правовой. Политический идеал А.Н. Радищева. Идеальной формой правления государства для него была демократическая республика: «На вече весь течет народ».

В обоснование возможности республиканского строя для России Радищев приводит тот аргумент, что в ее истории уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика: «Новгород имел народное правление».

На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.

Средством перехода к республике Радищев считал народную революцию. Это представление сложилось у него в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлетворяли его полностью (в частности, Радищев критиковал сохранение рабства в США).

Правовой идеал А.Н. Радищева. Закон — это «извет общей воли». Радищев повторяет Руссо, для которого закон должен быть выражением общей воли.

А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает). Он был также автором первой программы революционной демократии, которая предполагает народную революцию и учреждение республики в России.

Политические и правовые идеалы Радищева в дальнейшем были востребованы декабристами, Герценом, Чернышевским и многими другими отечественными мыслителями



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: