Как защитить права ребенка




 

По рассматриваемому нами вопросу в первую очередь следует обратиться к Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон № 124-ФЗ). Согласно ст. 6 Закона № 124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под правами ребенка, в свою очередь, следует понимать те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок и которые составляют основу правового статуса его личности.

Закон № 124-ФЗ уделяет отдельное внимание защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования. Так, ст. 9 Закона № 124-ФЗ предусматривает, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка. Здесь же предусматривается право обучающихся образовательных организаций (далее - ОО) (за исключением обучающихся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования) самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Согласно п. 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав или законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Ну и, конечно же, наиболее широко права ребенка, подлежащие защите ОО, представлены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании). Согласно п. 3 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании любая ОО обязана соблюдать права и свободы обучающихся, в нашем случае - несовершеннолетних обучающихся или просто детей. При этом речь в данном случае идет не только о тех правах, которые закреплены в ст. 34 Закона об образовании и которые так или иначе связаны с осуществлением образовательного процесса.

Если же говорить о защите прав обучающихся детей, то здесь Закон об образовании (ст. 45) предлагает для родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся следующие варианты:

1. Направлять в органы управления ОО обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий.

Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Поскольку представителем работодателя для любого работника ОО является ее руководитель, направлять указанное обращение лучше всего сразу на имя директора школы. Никакой специальной формы обращения (в отличие, например, от искового заявления в суд) действующее законодательство не предусматривает, поэтому родителям (законным представителям) ребенка, чьи права нарушены работником ОО, достаточно будет просто письменно уведомить директора о фактах, подтверждающих указанное нарушение.

Для гарантии своевременной и полной защиты прав ребенка указанное обращение желательно подготовить в двух идентичных экземплярах, один из которых передается в орган управления ОО, а другой - с проставленными на нем регистрационным (входящим) номером и датой регистрации - остается у родителей (законных представителей) обучающегося. В случае, если уполномоченный орган или должностное лицо ОО отказываются принимать и регистрировать обращение, его следует направить в ОО заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сегодняшний Закон об образовании, в отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», не содержит такого понятия, как «дисциплинарное расследование». Однако это вовсе не мешает руководителю ОО провести такое расследование в целях подтверждения либо неподтверждения фактов, изложенных в обращении. Как указано выше, в процессе дисциплинарного расследования должны участвовать (в качестве привлеченных лиц) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

На основании проведенного дисциплинарного расследования руководитель ОО сможет объективно установить степень виновности работника, а также применить к нему одну из мер дисциплинарного воздействия, которые предусмотрены сегодня Трудовым кодексом Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение).

Что же касается иных органов управления ОО, то, с нашей точки зрения, направлять им указанные выше обращения целесообразно лишь в том случае, когда у них есть право хотя бы инициировать проведение дисциплинарного расследования. В противном случае это будет, по сути, ненужное посредничество, которое лишь увеличит срок прохождения необходимых административных процедур, что, кстати, может отрицательно сказаться и на самих результатах дисциплинарного расследования (к примеру, потеряются следы или доказательства правонарушения и т. д.).

2. Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в т. ч. по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - Комиссия) создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Комиссия создается в ОО из равного числа представителей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников ОО. Порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом ОО. Принимается данный локальный акте учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников и обучающихся ОО (при их наличии).

Таким образом, заинтересованным родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся необходимо затребовать у ОО положение о Комиссии, внимательно ознакомиться с ним (при необходимости снять для себя копию) и в дальнейшем действовать согласно данному положению, отстаивая интересы своего ребенка.

Решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в ОО и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Решение Комиссии может быть обжаловано родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лучше всего, с нашей точки зрения, сделать это через суд, поскольку его решение раз и навсегда поставит окончательную точку в споре между родителями (законными представителями) и ОО по вопросу защиты прав обучающегося ребенка.

Подчеркнем, что обращаться в Комиссию можно, помимо всего прочего, в связи наметившимся или уже имеющим место конфликтом интересов педагогического работника, под которым понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (п. 33 ст. 2 Закона об образовании).

Поскольку при конфликте интересов педагогического работника неизбежно нарушаются права одного или нескольких обучающихся, ситуация с данным конфликтом может стать предметом разбирательства в Комиссии. Если же Комиссии в ОО по каким-либо причинам еще нет, обращаться за разрешением конфликта интересов педагогического работника лучше всего непосредственно к руководителю ОО.

3. Использовать иные не запрещенные законодательством Российской Федерации способы защиты прав и законных интересов ребенка.

Одним из способов защиты прав ребенка является обращение к федеральным и региональным органам исполнительной власти, осуществляющим гарантии прав ребенка, а также в прокуратуру.

К указанным выше федеральным органам, в частности, относятся:

• Министерство образования и науки РФ;

• Министерство спорта РФ;

• Министерство культуры РФ;

• Министерство здравоохранения РФ;

• Министерство труда и социальной защиты населения РФ;

• Министерство юстиции РФ.

Все эти министерства в той или иной степени наделены полномочиями по защите прав и законных интересов детей. При необходимости родителям (законным представителям) обучающихся следует ознакомиться (проще всего сделать это через Интернет) с компетенцией каждого из указанных выше министерств, а потом направить по подведомственности одному или нескольким из них свою жалобу (обращение) на нарушение прав ребенка. Кстати, обращаться при этом можно не в само министерство, а в его региональное представительство - сегодня они есть во всех субъектах Российской Федерации.

Подавать такое обращение следует в произвольной письменной форме, стараясь как можно более конкретно и последовательно изложить суть проблемы, по возможности подкрепив свои доводы письменными доказательствами (при их наличии). Не следует забывать и о том, что сегодня каждое из указанных министерств и органы прокуратуры имеют свой официальный сайт, зайдя на который, можно оставить свое обращение (жалобу) в электронной форме, пройдя по специальной ссылке. Это, несомненно, ускорит процесс рассмотрения и дальнейшего разрешения проблемы. Опасаться того, что электронное обращение (жалоба) останется нерассмотренным, не следует - в этой части все работает безукоризненно. Другое дело - результат рассмотрения. Здесь уже родители (законные представители) обучающихся сами должны решать, устраивает их министерский (прокурорский) ответ или же необходимо продолжить искать правду дальше.

Что же касается региональных органов исполнительной власти, то в каждом субъекте Российской Федерации они могут быть разными. Родителям (законным представителям) обучающихся необходимо ознакомиться со структурой и компетенцией данных органов (лучше всего сделать это также через Интернет), выявить те из них, в чьей компетенции находятся вопросы защиты прав детей, и при необходимости обращаться туда в указанном выше порядке.

Не следует забывать и о том, что Указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» в Российской Федерации введена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, который имеет своих представителей в каждом регионе России. Поэтому в случае необходимости обращаться за восстановлением нарушенного права можно и к уполномоченному.

 

Ну и, конечно же, главным защитником любых прав, в т. ч. прав ребенка, в России был и остается суд. Конечно же, не всегда ситуация, складывающаяся в ОО при нарушении прав ребенка, требует судебного вмешательства, однако когда процесс разбирательства и восстановления данных прав затягивается или приобретает субъективный характер, выход для родителей (законных представителей) обучающегося может быть только один - обращение в суд.

Основным недостатком данного способа защиты является то, что жалоба в суд должна подаваться не только и не просто в письменной форме, но и с соблюдением множества специальных правил, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ). К примеру, большое значение в данном вопросе играют сроки: жалоба на действия должностного лица (например, директора школы) должна быть подана в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав ребенка. Если же указанный срок пропущен, судья может отказать в удовлетворении жалобы.

К тому же само заявление в суд должно быть подготовлено с учетом тех требований, которые предъявляет сегодня ГПК РФ, да и доказательства для суда следует собирать более тщательно и правильно, приобщая их к заявлению в установленной законом форме.

Поэтому, принимая решение обратиться за восстановлением нарушенных прав ребенка в суд, родители (законные представители), если только они не имеют юридического образования, должны обязательно хотя бы посоветоваться с юристом (адвокатом), а еще лучше - нанять его в качестве представителя, поручив ему и готовить документы в суд, и участвовать на их стороне в судебных заседаниях. Понятно, что для этого придется потратить некоторое количество денежных средств, но интересы ребенка того стоят. К тому же согласно ст. 98 ГПК РФ, если родители (законные представители) ребенка дело в суде выигрывают, суд обяжет ОО компенсировать им все судебные расходы, в т. ч. расходы на представителя (адвоката).

 

В заключение хотелось бы остановиться на противоположном аспекте рассматриваемого нами вопроса. Ведь не секрет, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся не всегда добросовестно исполняют свои обязанности в отношении детей, что также может привести к нарушению прав ребенка. Что в этом случае может предпринять ОО в пределах своей компетенции для защиты указанных прав?

Для ответа на данный вопрос обратимся к Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно данному закону, органами, куда при необходимости может обращаться ОО для защиты прав детей от неправомерных действий (бездействия) родителей (законных представителей), являются:

• органы управления образованием;

• органы опеки и попечительства;

• органы внутренних дел (в т. ч. подразделения по делам несовершеннолетних);

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

У каждого из указанных органов есть свои полномочия в области защиты прав ребенка, вплоть до лишения родительских прав или административного наказания родителей (законных представителей) обучающихся. Сама же ОО должна работать в тесном взаимодействии с указанными органами, обеспечивая постоянную защиту прав и законных интересов своих учеников (воспитанников).

К тому же согласно ч. 2 ст. 14 указанного закона, сами ОО обязаны в т.ч.:

• выявлять детей, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принимать меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

• выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.

Для осуществления деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся в ОО специально вводятся должности социальных педагогов, педагогов-психологов, организуются классное руководство и внутришкольный контроль и т. д. Кроме того, в любой ОО возможно создание (как правило, на общественных началах) своей внутренней службы по защите прав обучающихся.

Так, во многих школах сегодня есть свой уполномоченный по правам ребенка, работающий, как правило, на общественных началах. Тем не менее, при правильной организации работы и активной поддержке со стороны участников образовательного процесса он способен оказывать реальную помощь в восстановлении нарушенных прав и свобод несовершеннолетних.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: