Содержание итогового междисциплинарного экзамена
Итоговый междисциплинарный экзамен по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки Психология и социальная педагогик а проводится по билетам в устной форме. Билет состоит из вопросов и компетентностно ориентированного задания.
В структуру итогового междисциплинарного экзамена входят вопросы по следующим учебным дисциплинам:
− Общая и экспериментальная психология;
− Социальная педагогика.
Вопросы по дисциплине «Общая и экспериментальная психология»
Психолого-педагогическая и социальная сущность субъекта образования и развития личности.
Теории личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Различные подходы к проблеме структуры личности и индивидуальности. Соотношение природного и социального.
Логика психолого-педагогического исследования. Методы и процесс психолого-педагогического исследования.
Характеристика эмпирических методов исследования в психологии. Метод наблюдения, его разрешающие возможности и ограничения. Виды наблюдения. Эксперимент. Виды эксперимента: лабораторный и естественный. Констатирующий и развивающий. Целевое назначение различных видов эксперимента. Характеристика вспомогательных методов. Метод тестов. Аанализ продуктов деятельности. Анкетирование. Опрос.
Методика социально-педагогического семейного консультирования.
Реализация принципов социально – педагогического консультирования, виды (контактное, дистантное); направления консультирования (медико-социальное, социально-правовое, социально-управленческое, социономическое).
Характеристика предмета консультирования в сфере жизнеобеспечения (трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации), в сфере семейного здоровья (диагностика и лечение хронических болезней, избавление от алкогольной зависимости, навыки здорового образа жизни, наркологическая помощь детям), в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи (содействие в разрешении конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, восстановление позитивных социальных связей), в сфере воспитания детей. Этапы консультирования и их задачи.
Педагогические технологии общения и взаимодействия с детьми и подростками.
Предмет педагогической технологии. Понятийный аппарат педагогической технологии. Педагогическое общение. Педагогическое требование в контексте культуры. Профессиональная работа педагога с группой. Критерий личностной готовности педагога к работе с детьми. Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога.
Содержание и методика психолого-педагогического консультирования.
Цели и задачи психологического консультирования. Виды психологического консультирования. Условия результативности психологического консультирования. Принципы психологического консультирования. Личность психолога-консультанта в психологическом консультировании.
Психолого-педагогические средства организации групповой деятельности обучающихся.
Социально-психологический тренинг. Правила группы. Доминирующие позиции педагога в сфере «Досуг». Методика организации коллективного творческого дела.
Психолого-педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса.
Психолого-педагогическая поддержка в контексте развития гуманной педагогики. Содержание психолого-педагогической поддержки. Значение концепции О.С. Газмана для развития теории педагогической поддержки.
Особенности психолого-педагогической диагностики.
Измерение и оценка в психологии и педагогике. Психодиагностический метод измерения и оценки. Классификация методов психолого-педагогической оценки. Шкалы измерения и экспериментальная выборка. Метод наблюдения. Метод анкетного опроса. Беседа, интервью. Метод экспертных оценок. Контент-анализ. Графическое представление данных.
Самосознание и саморазвитие личности: генезис и структура. Самооценка, уровень притязаний.
Самосознание и его место в психической организации личности. Структура самомознания. Понятие «Я-концепция». Развитие самосознания. Самооценка как одно из центральных образований личности. Виды самооценки. Уровень притязаний и его роль в развитии личности.
Виды деятельности: психологические основания и классификация.
Основные виды деятельности. Труд. Игра. Учение. Основные характеристики и различия: по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.