Социология управления и другие смежные дисциплины.




Объект и предмет социологии управления.

Методология социологии управления. Понятийный аппарат социологии управления.

Функции социологии управления.

Социология управления и другие смежные дисциплины.

1. В любой науке принято выделять объект и предмет, функции, понятийный аппарат.

В качестве объекта той или иной науки выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Под объектом обычно понимают определенную часть окружающего нас природного и социального мира. Под предметом конкретную часть объекта, т.е. характеристики, параметры, свойства объекта, которые собственно и будем изучать.

Определим объект и предмет социологии управления.

Объект социологии управленияуправленческие (социальные) процессы, протекающие в обществе, в его отдельных подсистемах, организациях, группах, рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Здесь представлен социологический взгляд на управление на трех уровнях:

Первый – макроуровень, рассматривает управление обществом (государственное управление), подсистемой (политической, экономической, социальной, культурной).

Второй уровень – мезоуровень, уровень регионально-территориального, муниципального, местного, отраслевого и корпоративного управления, уровень организаций (предприятия, учреждения, политические организации, например, партии).

Третий уровень – микроуровень, уровень группы (семейные, профессиональные коллективы на предприятии).

Предметом социологии управления являются закономерности, формы, методы, технологии, принципы целенаправленного управления социальными процессами в обществе, организациях и группах. Одна из задач специалиста в области управления заключается в оценке социального процесса и его совершенствовании, оптимизации управленческих (социальных) отношений.

Итак, социология управления – специальная отрасль социологического знания, которая изучает управленческие (социальные) процессы, протекающие в общностях различного уровня и масштаба, необходимых для сохранения, упорядочивания и совершенствования определенного типа общности.

Социология управления представляет собой раздел общей социологии, выделившейся в самостоятельную научную дисциплину под воздействием ряда причин:

1. возросшей социальной значимости управленческих процессов.

2. потребностью общества в исследовании наиболее острых и злободневных проблем.

3. накопленным общей социологией объемом знаний в области управления.

2. Касаясь вопроса методологии, необходимо сказать, что социология управления заимствует методологию социальных исследований общей социологии. Социология будет рассматриваться методом познания.

Понятие «методология» образовано от греческих слов: methodos – путь познания и logos – слово, мысль. Методология – это учение о путях научного исследования.

Методология проявляет себя в изложении основных принципов, онтологических предпосылок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения и использования.

Выделяют несколько уровней методологии.

1. Философская методология изучает наиболее общие законы развития человеческого мышления, познания, включая и научное познание.

Социология управления, равно как и общая социология, базируется на основных философских законах познания общего через обобщение частного и понимания частного через сопоставление с общим.

2. Общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках.

3. Специально-научная методология, т.е. методология конкретных наук: биологии, физики, истории, социологии и т.д. Специально-научная методология получила свое развитие и конкретизацию в методике и технике научных исследований, характерных для той или иной конкретной дисциплины.

Социология в своем научном поиске использует типичные методы, сочетающие эмпирический (социологические исследования) и гипотетический (моделирование социальных зависимостей) подходы.

Начиная с О. Конта, большое значение придается методам исследования. Сравнительный метод стал основополагающим в работах Г. Спенсера. Сопоставление социальных явлений, различных по географическим, историческим, этническим и иным характеристикам, позволяет охватить различные ступени общественного развития, увидеть процесс общественного развития в целом, одновременно выбирая отличительные факты и явления и определяя их частное влияние на социальные системы.

Э. Дюркгейм и Г. Тард активно использовали в своих исследованиях эмпирические методы – анализ исторических документов и статистических данных.

Специфический метод социологии М. Вебера – моделирование социологических идеальных типов.

Г. Спенсер стал основоположником теории структурно-функционального анализа, который впоследствии получил совершенно новое рождение в трудах Т. Парсонса.

Используемые социологией управления общенаучные методы основываются на методологических принципах диалектического материализма, предполагают наличие причинно-следственных связей между явлениями, рассматривают их в непрерывном развитии, различая их объективные характеристики и субъективное восприятие. Основные принципы, которыми руководствуется социология управления – системность, комплексность, объективность, конкретность, историзм, единство теории и практики.

Использование социологических методов определяется характеристиками объекта и предмета исследования социологии управления. Одним их основных в социологии является социально-философский метод, рассматривающий общество как целостную социальную систему. Не менее важным является метод структурно-функционального анализа, согласно которому каждая социальная структура понимается через анализ выполняемых ею функций.

Эмпирическую достоверность выдвигаемым гипотезам обеспечат методы сбора и анализа информации: социологические опросы, наблюдения, эксперименты, анализ документов (например, контент-анализ), моделирование (например, деловые игры).

Довольно сложно определить специфические методы, принадлежащие социологии управления. Однако делаются попытки приписать ей собственный инструментарий познания, выраженный в различии подходов к восприятию социальной организации. А.В. Сергейчук к данной группе методов относит:

· Организационно-структурный анализ предполагает познание организации через ее структуру.

· Социотехнический – через требования технологии деятельности.

· Коммуникационный – через систему образующихся между ее членами связей.

· Инновационный – через ее развитие.

Понятийный аппарат играет не менее важную роль в процессе изучения дисциплины, т.к. отражает ее предметную область. Категории, которыми оперирует социология управления – основные понятия, раскрывающие представление об управленческих (социальных) процессах. К таким понятиям, прежде всего, необходимо отнести – управление, организация, управленческая деятельность, управляющая и управляемая подсистемы, процесс управления, субординация, координация, реординация и многие другие, которые будут рассмотрены нами в последующих занятиях.

Итак, методология социологии управления базируется на методологии общей социологии. Но социологическое понимание предмета исследования социологии управления невозможно без учета теоретиков и практиков управления – Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Форда, Э. Мейо и др., благодаря которым были выявлены технические, технологические, организационные факторы эффективного управления.

3. Под функциями понимают действия, направленные на достижение целей. Среди функций социологии управления можно выделить основные:

1. Познавательная функция, которая состоит в познании (изучении) особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности, определении роли и значимости в развитии общества, организации и группы, раскрытии и объяснении присущих ей объективных связей и закономерностей, приращении знаний о природе управления.

2. Диагностическая (оценочная) функция дает оценку, в какой мере соответствует (не соответствует) существующая в данном обществе, организации, группе система управления основными тенденциями этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства людей; является ли данная система демократической, развивает или ущемляет инициативу отдельных индивидуумов общества, организации или группы.

3. Функция прогнозирования направлена на выявление желательных или возможных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или отдаленного будущего.

4. Образовательная (обучающая) функция состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем – распространять накопленные знания об управлении, управленческих процессах, новых приемах и технологиях управления. В основном агентами распространения выступают учебные заведения, институты образования, предоставляющие теоретические и практические навыки и умения в осуществлении управленческой деятельности.

4. Мы прояснили в общем виде, что изучает социология управления. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии управления и смежных с ней наук. И здесь, прежде всего, необходимо рассмотреть взаимосвязь социологии управления с социологией организаций, т.к. они являются наиболее близкими дисциплинами.

Социология управления неразрывно связана с социологией организаций, поскольку управленческая деятельность осуществляется в организации. Задача социологии организаций состоит в рассмотрении особенностей функционирования организаций в различных условиях и выявлении общих закономерностей развития. Знание принципов функционирования организаций позволяет определить стратегию и тактику управления ими.

Проблема организации рассматривалась издавна в научном знании. И в конце XIX-начале XX вв. в биологии, психологии и социологии было выявлено, что объекты, существенно различающиеся по своему составу, могут обладать схожими свойствами благодаря способам их организации. Широкое разнообразие форм и процессов организации неизменно должно было привести к необходимости построения обобщающей теории. Одной из первых комплексных организационных концепций, носивших универсальный характер, явилась тектология, или всеобщая организационная наука, которая в 1913 г. была опубликована русским ученым А. Богдановым, где было дано общее описание разнообразных процессов возникновения, существования и распада организаций.

Социология управления связана и с социологией малых групп, предметом изучения которых является исследование формирования, функционирования и развития малых групп на разных этапах общественного развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой деятельности.

Психология управления изучает психологические закономерности управленческого процесса, психологические особенности управления и воздействия на людей с учетом их психологических личностей. Политическая социология раскрывает воздействие общества на распределение и формирование власти, выявляет при этом направленность политического сознания и поведения индивидуумов, социальных групп, партий, общественных движений.

Часто эквивалентом термина «управления» употребляется термин «менеджмент». Однако дисциплина «социология управления» рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего – одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к исследованию проблем. В менеджменте рассматриваются более широкие вопросы: особые социально-экономические институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере управления, технико-организационные и социальные аспекты управления производством и людьми. Социальный аспект управления производством и людьми, руководители-менеджеры и другие вопросы социального управления совпадают с менеджментом.

В менеджменте, действительно, немало положений, имеющих универсальное значение для управления социальными системами. Кроме того, в последнее время менеджмент как культура управления организациями, обретает социальную направленность, в частности, идею социальной ответственности, подход к людям как главному ресурсу организации, демократизацию управления и т.д. Но, тем не менее, сохраняется парадигма управления, заданная логикой бизнес-организаций. В менеджменте есть чему поучиться, но необходимо осторожно использовать менеджмент в публичной сфере. Заимствуя, например, маркетинговые технологии следует учитывать, что усваиваются не только отдельные приемы, но изменяется характер деятельности государственных органов. Органы государственной власти, осуществляющие лицензирование, регистрацию, сертификацию не должны становиться источниками дохода, а выполнять свои соответствующие функции: контроля, учеты и регистрации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: