Французской писательницы (1935-2004)




ЖИЗНЬ ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ, или

ЗВЕЗДНЫЕ ФРАЗЫФРАНСУАЗЫСАГАН

Литературный портрет к 85-летию со дня рождения

французской писательницы (1935-2004)

Франсуаза Саган … Известная французская писательница, начавшая свою карьеру в 18 лет…Создавая произведения про хрупкую любовь, Франсуаза то и дело становилась героиней светских хроник, сама себя называя «прожигательницей жизни». В её жизни было множество скандалов, странных замужеств, автомобильных аварий, шикарных яхт, неуплаченных налогов…

Шалунья и ниспровергательница авторитетов, она никогда не жалела о потерянных деньгах, проданных квартирах и неверных любовниках. И стала символом целого поколения, которое повторяло за ней каждую фразу.

21 июня 2020 года исполняется 85лет со дня ее рождения. Давайте в преддверии юбилейной даты со дня рождения Ф. Саган вместе с читателями библиотеки «Фолиант»,- активистами ее литературного клуба «Прикосновение», виртуально полистаем ее книги и книги о ней, посмотрим замечательный фильм «Франсуа Саган» (2008)… Тем самым чуть ближе прикоснемся к биографии эпатажной француженки, заодно познакомимся с ее звездными фразами, давно ставшими афоризмами.

Итак…

 

«Каждая девочка знает все о любви…

С годами возрастает лишь способность страдать от нее…»

Эту фразу Франсуаза напишет много позже, уже женщиной, умудренной опытом, а пока она вовсе не именитая писательница Саган, а Франсуаза Куарез, дочь Пьера Куареза - богатого промышленника. Солидный дом-полная чаша, но сама Франсуаза - вовсе не чинная барышня, а какой-то бесенок. Девчонок ее возраста от зеркала не оттащишь, а она раз в день лениво проведет расческой по волосам, наденет любимый растянутый свитер, видавшую виды юбку - и скачет на лошади по окрестностям родного городка. Так проходили ее дни, а вечерами она запоем читала любимых Артюра Рембо и Поля Элюара.

«Нет, так из девочки толку не выйдет!» - сказал отец на семейном совете, и Франсуазу отправили на учебу в элитный католический пансион.

У нее сразу появились подружки, которые считали новенькую естественной, горячей, свободной, обаятельной. С Франсуазой было интересно - она все время придумывала что-нибудь необыч­ное. Станет ей скучно на тоскливом семинаре, где учительница монотонно рассказывает о гениальном Мольере, Франсуаза возьмет после занятия, да и накинет на бюст классика петлю, а потом повесит его посреди классной комнаты. Сестры-монахини только за сердце хватаются...

Но вечера она проводила так же, как привыкла дома - за чтением книг. В четырнадцать лет ее литературными кумирами стали Жан Поль Сартр и Альбер Камю. То, как они описывали человеческую нищету, поразило Франсуазу до такой степени, что она полностью разочаровалась в христианстве. Теперь проповеди монахинь не трогали ее душу, по вечерам она все чаще сбегала из пансиона и отправлялась с какой-нибудь шумной компанией на правый берег Сены - на джазовые концерты, просто на танцы. Или запиралась в своей комнатке, крутила пластинки с музыкой Равеля и Моцарта и что-то записывала в тетрадку. На учебу внимания почти не обращала, и последствия не заставили себя ждать; она с треском провалила экзамен на бакалавра.

Впрочем, это ее нисколько не расстроило. Потому что были у непредсказуемой Франсуазы Куарез не только смешные проказы, но и своя тайна: она писала стихи. И не только стихи - в особой тетрадке были наброски ее романа.

 

«Здравствуй, грусть!»

Об это заветной тетрадке знали немногие. Боясь, что монахини-наставницы прочтут записи, Франсуаза отдала свое рукописное сокровище на хранение одной из подружек, у которой в личном пользовании был сейф. Но та внезапно заболела и вскоре умерла... Убитые горем ро­дители девочки и слышать не хотели о какой-то там важной тетрадке - что еще за детские прихоти, когда в их семье такое несчастье! И долги­ми, долгими вечерами Франсуаза восстанавливала утраченный текст.

Когда роман был закончен, пришла пора подумать о названии. По­мог ее любимый Элюар. Это в его стихотворении она прочла стро­ки: «Здравствуй, печаль», «Любовь податливых тел», «Неотвратимость любви». Прочитав их, она вывела на титульной странице два слова: «Здравствуй, грусть!»

Оставалось решить еще одну проблему: выбрать себе псевдоним. «Франсуаза Куарез» - звучит как-то буднично, ника­кой загадочности. Для книги нужна была фамилия-символ. И снова помог один из ее литературных кумиров - великий Пруст. В одном из его романов была принцесса Саган. А что, «Франсуаза Саган» - звучит!» На том и успокоилась.

Она собралась отнести свое творение в издательство. Вот только перед этим решила забежать к гадалке - на всякий случай. Бежала и думала: если гадалка скажет не ходить, поверну назад. Но...

- Деточка, вокруг вас сияет слава! - воскликнула гадалка. - Вы только что написали роман, который пересечет океан!

Франсуаза промолчала, впрочем, нисколько не удивившись этим сло­вам.

 

«Только закрыв за собой дверь, можно открыть окно в будущее»

Эту фразу она напишет уже после того, как ее ошеломит невиданный успех. Но пока она вприпрыжку бежит в издательство. Закрыть дверь в прошлое ей уже хочется так же сильно, как и открыть окно в будущее. И она берется за ручку двери...

Даже в самых смелых мечтах месье Рене Жюйяр не мог предвидеть того оглушительного, скандального успеха, который обрушится на юную дебютантку! Но чутким издательским нюхом он угадал: перед ним не экзальтированная слушательница элитного католического пансиона, а незаурядный талант.

Прочитав рукопись, он для проформы устроил юному автору «допрос с пристрастием»:

- Вы уверены, что в вашем романе нет ничего автобиографического? Что всю эту историю вы просто взяли и придумали?

- От начала до конца, - кивнула Франсуаза, в доказательство протягивая Жюйяру черновик, толстую тетрадь, исписанную стремительным, почти детским почерком.

Издатель на своем веку видел много начинающих авторов, но такого не приходилось: сама ребенок, а так откровенно написала о плотских ра­достях, да еще в лирически-философском контексте...

- И роман, надо сказать, хорош, - думал про себя Жюйяр. - Слог лег­кий, непринужденный. Героиня - молодая девушка Сесиль, начинающая познавать людей, любовь, пре­дательство, разочарования. И ведь так замечательно пишет эта девчонка Саган, что вдруг открывается: по­мимо родства душ и тел есть еще радость молчания, взглядов, жестов, даже смеха и сдержанного гнева.

Сесиль так легко придумывает ситуации и режисси­рует их в реальности! Восхищается собой до тех пор, пока ее опасная игра не оборачивается трагедией - гибелью яркой и сильной личности Анны, на свое горе пожелавшей осчастливить Сесиль и ее отца. Как там в финале? Покинув злополучную виллу у моря, она на своей роскошной машине рухнула в отчаянии с 50-метровой высоты. Сесиль испытывает мучитель­ные угрызения совести...

Читатели будут в восторге! Надо издавать рукопись этой маленькой принцессы, Франсуазы Саган...

Нюх не подвел господина Жюйяра: вышедший в свет роман «Здравствуй, грусть!» произвел настоящий фурор. В мае было продано 8 тысяч экзем­пляров, в сентябре - 45 тысяч, через год - 350 тысяч! Жюйяру казалось, что все это - прекрасный сон, ведь французская беллетристика до сих пор не знала подобных тиражей! В Америке, Англии, Италии и Японии книга мгновенно стала бестселлером! А в октябре 1955 года Голливуд купил права на постановку фильма по роману за 3,5 миллиона долларов. Феноменально!

...Когда появился роман «Здравствуй, грусть!», читающий Париж забур­лил: не может быть, чтобы такой страстный рассказ, поколебавший бур­жуазные устои добропорядочной Франции, написала 18-летняя девочка!

Автора преследовали толпы журналистов, брали у нее интервью, описы­вали ее жизнь. В прессе было опубликовано множество ее фотографий. На Франсуазу свалился шквал мнений, самых разных, вплоть до крайне враждебных. Ее героиню критики окрестили «очаровательным малень­ким чудовищем». Такой же представлялась всем и сама дебютантка.

Но ранняя и столь шумная слава почти не вскружила Франсуазе го­лову. Когда торжествующий месье Жюйяр вручил ей гонорар - чек на полтора миллиона франков, она в растерянности пробормотала: «Я не знаю, что делать с такими деньгами». Дома она спросила у отца, как ими распорядиться.

- Дорогая, потрать все как можно скорее, - посоветовал он. - Для тебя богатство - большая беда.

Франсуаза так и сделала. Молодая романистка купила великолепный ягуар ХК-140 и норковое манто.

 

«Чтобы быть любимой, лучше всего быть красивой…

Но, чтобы быть красивой, нужно быть любимой»

Эту фразу она напишет, когда слегка запутается в поисках счастья. Никому из ее поклонников даже в голову не могло прийти, что молодая девушка, так уверенно рассуждающая в своем романе о радостях секса, сама является образцом невинности - во всех смыслах. Став знаменитой, она полностью изменила жизнь.

Нет, о скромных про­казах, которые она проделывала в пансионе, не могло быть и речи - отныне она окунулась с головой в светские развлечения, путешествия, азартные игры и случайные связи. Единственным в семье, кто понимал метания Франсуазы и всецело поддерживал ее литературные опыты, был старший брат Жак. Они с такой нежностью относились друг к другу, что злые языки обвиняли их даже в кровосмешении. Они не обращали внимания на сплетни.

Но эти нежные отношения неожиданно дали трещину. На шумных ве­черинках, где было много виски, веселья и шума, где так любили про­водить время брат с сестрой, то один, то другой приятель Жака стано­вился для Франсуазы партнером на одну ночь. От желающих сблизиться с юной миллионершей не было отбоя! Проснувшись однажды утром, она едва вспомнила, что сегодня но­чью стала женщиной.

Молодым людям связь с ней льстила; затащить в по­стель эту модную писательницу, богатую девчонку; о которой трубят все газеты, - дорогого стоит. Наутро они в присутствии Жака делились друг с другом впе­чатлениями о прошедшей ночи: надо же, она совсем неопытна, но столь убедительно пишет про силу страсти!

Жак был вне себя от ярости. Во время одной из их ссор, ставших в последнее время довольно частыми, он выкрикнул сестре прямо в лицо: «Ты никогда не будешь счастлива!» Франсуаза ничего не ответила и молча ушла в свою комнату. Там села за письменный стол и окунулась в мысли, которые тревожили ее все последнее время.

Нет, она думала вовсе не о том, что сказал Жак, она обязательно будет счастлива, в этом сомнений у нее не было. Она думала о том, что все ждут от нее второго романа, который должен быть не хуже первого. Даже месье Жюйяр ей сказал:

- Ты должна это знать, девочка. Если вторая книга будет хуже, критики приклеят к тебе ярлык бабочки - однодневки. Поверь мне, такие случаи не редкость.

С тех пор ночи, которые она проводила в одиночестве, стали для нее мучительными. Она писала и писала, выбрасывая черновики, один за другим в корзину. Нет, ничего не получалось…Тогда она наливала себе виски и ревела в голос от невозможности выразить на бумаге то, что рвалось у нее изнутри. Смятые листы, виски и слезы - и так до самого утра.

Свой второй роман, который она назвала «Смутная улыбка», был мгновенно сметен с книжных прилавков. «Смесь цинизма и разочарования» - так отозвались критики. Но именно это и нужно было ее читателям...

Она выдержала «испытание второй книгой» и помчалась дальше - к своему счастью.

 

«Эта спаржа с уксусом. Есть ее немыслимо…»

Так жестко и недвусмысленно Франсуаза оценивала свою супружескую жизнь. Эту фразу она скажет после того, как распадется ее первый брак. Пока же праздник жизни продолжался.

Она купила яхту и дом на Лазурном берегу. Папарацци устраивали за ней настоящую охоту: стоило ей где-нибудь появиться, ее окружали толпы поклонников, которые протягивали к ней фотографии и книги, просили автограф. Она кутила с друзьями в лучших ресторанах Парижа, а потом везла их в Ниццу и катала на яхте.

Она естественно и просто, как нож в масло, вошла в круг художественно-артистической элиты Парижа. Теперь Франсуаза всегда была в окружении людей. Но, как никогда раньше, одинока. Просто она не была влюблена, но грезила о прекрасной любви.

С 24-летним фотографом Филиппом Шарпентье ее познакомил все тот же месье Рене Жюйар. Он отправил Франсуазу в рекламное турне Иерусалим - Нью-Йорк и сказал, что сопровождать ее будет Филипп. «Он хорош собой, атлетически сложен, не попадись в его сети», - пошутил Жюйар. И как в воду смотрел - Франсуаза без памяти влюбилась в этого голубоглазого блондина, который, судя по всему, не прочитал ни одной ее книги.

«Ну и что! – думала она. - Совсем не обязательно говорить с человеком о литературе, достаточно просто танцевать с ним ».

Во время поездки они стали близки, но как только вернулись в Париж, Филипп ушел от Франсуазы. Она тяжело переживала финал этой своей первой любви, которую потом описала в романе «Смятая постель».

Позже, когда страсти улягутся, она спокойно констатирует:

«Я видела себя в зеркале, заметила, что улыбаюсь. Я не мешала себе улыбаться, я не могла. Снова - и я понимала это - я была одна. Мне захотелось сказать себе это слово. Одна, одна. Ну и что, в конце концов? Я - женщина, любившая мужчину. Это так просто: не из-за чего тут меняться в лице...»

После расставания с Филиппом ей хотелось уединиться где-то недалеко от Парижа, чтобы зализать сердечные раны. И она приняла приглашение великого кутюрье Кристиана Диора провести зиму у него - в маленьком изысканном шале у мельницы. Однажды Франсуаза встречала на своей машине друзей - Джо Дассена с Мелиной Меркури. На обратном пути, мчась по шоссе на скорости 200 километров, ее машина, перелетев через канаву врезалась в откос. Джо и Мелину выбросило, а Франсуаза…

Когда ее вытащили из-под обломков машины, она была без сознания. Врачи констатировали клиническую смерть.

На следующий день все французские газеты раструбили о несчастье. Новость заняла первые полосы в таблоидах и телевизионных новостях. Поклонники толпились под окнами госпиталя, где она лежала, писали ей письма с пожеланиями скорейшего выздоровления.

И только в ее палате было тихо. Очнувшись, она увидела доброе лицо Ги Шеллера, ее давнего знакомого, директора крупного книжного издательства.

- Когда ты поправишься, мы поженимся, - тихо сказал он ей.

-Может быть, когда-нибудь, - ответила она.

Она выздоровела. И они поженились. Ей было 22, а ему - 42. Да, Франсуаза не любила его, но от него веяло такой надежностью…

Она так и не поняла, что с таким мужем, как Ги, ей нужно поменять свой разгульный образ жизни: Франсуаза по-прежнему обожала ночные клубы, могла танцевать и пить до зари. Ги это было не по силам. Завсегдатаи увеселительных заведений и их пьяные разговоры раздражали его. Он предпочитал встать пораньше и перед работой прокатиться верхом.

Прожив с ним всего лишь год, она скажет: «Наша встреча с Шеллером была подобна звукам виолончели на заднем плане моей жизни».

Уход ее будет спонтанным, незапланированным. Однажды, вернувшись вечером домой, она увидит его в кресле, читающим газету, на нее повеет такой непереносимой скукой, что она схватит свою собачку, дорожную сумку и закроет за собой дверь.

 

«Неверность - это когда тебе нечего сказать мужу…

потому что уже все сказано другому…»

Эту фразу она произнесет сразу после того, как бесславно закончится и второе ее замужество.

Пресса без устали трубила обо всех мужчинах, которых осчастливила своей любовью Франсуаза. От Ги Шеллера она ушла к своему давнему любовнику и другу, журналисту Бернару Франку.

Он, автор Всемирной географии, друг Сартра, в обращении с ней был ласков и иро­ничен. Они бывали вместе так часто, как удавалось и как хотелось Фран­суазе. Франк всегда мечтал жениться на своей ветреной возлюбленной, но та не давала согласия. Она считала его собственником, ревнивым и авторитарным.

С Бобом Вестхофом Саган познакомилась на свадьбе своей подруги Паолы Сен-Жюст. Обветренная кожа, прямой взгляд, светлые глаза, не­много напускное простодушие - одним словом, американец. Служил в ВВС, снялся в каком-то фильме, выходил на подиумы в качестве моде­ли. В Париж его занесло случайно: решил стать скульптором.

Они вместе гоняли на ее «ягуаре» со скоростью 200 километров в час, танцевали до утра в прокуренных дансингах, дополняя свои беседы о литературе значительной порцией виски. В начале 1962 года в одном из красивейших замков Франции состоялась их свадьба.

Платье невесты обтягивало небольшой животик - Франсуаза ждала от Боба ребенка. Мальчик, которого назвали Дэнис, родился в июне. «Я теперь как дере­во, у которого выросла еще одна ветвь», - говорила друзьям Франсуаза. И хотя в сыне она души не чаяла, материнские обязанности ее тяготи­ли - малыш рос с няньками и гувернантками. Да и Боб начал надоедать. «Я люблю менять обстановку, видеть каждый раз другие облака», - при­знавалась Саган.

С Бобом она рассталась почти по той же причине, что и с Ги: «Когда тебя грызет тоска, надо уходить. О, эти кошмарные совместные обеды, на которых не о чем говорить!»

После развода они сохранили хорошие отношения и мирно прожили под одной крышей еще семь лет.

 

«Очень умные люди не бывают злыми,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: